Статья:

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)

Конференция: XCIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Региональная экономика

Выходные данные
Пряничников Е.В. УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ) // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XCIX междунар. науч.-практ. конф. — № 10(99). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Идет обсуждение
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)

Пряничников Евгений Владимирович
аспирант, кафедра экономики и управления, ОЧУВО Международный инновационный университет, РФ, г. Сочи

 

REGIONAL HUMAN CAPITAL MANAGEMENT (USING THE KRASNOYARSK KRAI AS AN EXAMPLE)

 

Pryanichnikov Evgeny Vladimirovich

Postgraduate Student, Department of Economics and Management, International Innovation University, Russia, Sochi

 

Аннотация. Внедрение цифровых технологий и сетевых принципов в экономическую деятельность вызывает значительные изменения в процессах формирования, применения и совершенствования человеческого капитала. Трансформируются модели производства и потребления, характер экономической активности, требуемый набор профессиональных компетенций, цифровых навыков и подходы к управлению. В данной статье представлена оценка человеческого капитала трудовых ресурсов и населения РФ и изучен научно-технологический потенциал регионов.

Abstract. The introduction of digital technologies and network principles into economic activity is causing significant changes in the formation, application, and improvement of human capital. Production and consumption models, the nature of economic activity, the required set of professional competencies, digital skills, and management approaches are being transformed. This article presents an assessment of the human capital of the Russian workforce and population and examines the scientific and technological potential of the regions.

 

Ключевые слова: цифровизация, человеческий капитал, цифровые технологии, индустриально-развитые регионы.

Keywords: digitalization, human capital, digital technologies; industrially developed regions.

 

Традиционный человеческий капитал эволюционирует в сетевой, обогащаясь новыми цифровыми компетенциями и характеристиками. Это обусловливает необходимость разработки новых методов и принципов государственного регулирования человеческого капитала для обеспечения стабильного экономического роста и укрепления конкурентных позиций в формирующейся цифровой экономике.

Цифровая экономика и глобальные сети меняют содержание и характер взаимодействия между государством, бизнесом и работниками. Компании все больше ориентируются на сетевой человеческий капитал с развитыми цифровыми компетенциями, что является ключевым фактором конкурентоспособности. Это требует повышения эффективности государственного и корпоративного управления развитием сетевого человеческого капитала. Правительства разных стран осознают необходимость регулирования человеческого и интеллектуального капитала с использованием новых цифровых инструментов.

На глобальном уровне, Программа развития ООН более 30 лет рассчитывает «Индекс человеческого развития», который является интегральным показателем, отражающим возможности для долгой и здоровой жизни, получения знаний и достижения достойного уровня жизни. Внедрение этого показателя подчеркнуло необходимость учета не только экономического прогресса, но и улучшения здравоохранения и образования при оценке развития человеческого капитала. За прошедшие годы ООН разработала дополнительные индексы для учета современных вызовов [1].

Разработка теоретических основ управления человеческим капиталом требует комплексного подхода, учитывающего изменения в социально-экономической среде. Важным аспектом является интеграция классических и современных управленческих концепций, что позволяет адаптировать управленческие практики к условиям высокотехнологичных компаний и формировать новые способы взаимодействия между сотрудниками и организацией.

В контексте прогрессивного развития экономики, основанной на инновациях, структура человеческого капитала сегодня может быть рассмотрена на трех взаимосвязанных уровнях, каждый из которых имеет свои подкатегории. Это, во-первых, общенациональный человеческий капитал (макроуровень), во-вторых, человеческий капитал, сосредоточенный внутри корпораций (мезоуровень), включающий человеческие ресурсы организации, и, в-третьих, индивидуальный человеческий капитал (микроуровень), представляющий собой потенциал каждого отдельного человека. Состояние нации в целом отражается на макроуровне. Данный экономический показатель объединяет капитал конкурентоспособности страны, здоровье населения, социальный и политический капитал. Фундаментом для этих элементов макроуровня служат компоненты мезоуровня.

Для успешного развития цифровой экономики, построенной на нейро-сетях, необходимо эффективное государственное регулирование человеческого капитала, обеспечивающее равный доступ к возможностям для всех участников. Правительственные меры способствуют созданию справедливых условий, позволяя небольшим компаниям конкурировать с более крупными.

Новые цифровые правительства должны активно внедрять механизмы регулирования человеческого капитала, гарантируя безопасную среду для всех, кто вовлечен в цифровую экономику. Законодательство должно обеспечивать защиту интеллектуальной собственности в цифровом пространстве.

Государственное регулирование необходимо и для защиты прав работников в новом цифровом мире. Оно должно обеспечивать достойную оплату труда, доступ к безопасным условиям труда и социальные гарантии.

Человеческий капитал включает в себя знания, умения и навыки, которые люди используют для получения экономической выгоды. В цифровой экономике это относится к развитию технических навыков, таких как программирование и анализ данных, а также к навыкам коммуникации и сотрудничества в цифровой среде. Государственное регулирование играет ключевую роль в развитии человеческого капитала, предоставляя возможности для образования и стимулируя инвестиции предприятий в развитие персонала.

Инициативы цифрового правительства, такие как онлайн-курсы и программы наставничества, помогают быстро и эффективно приобретать новые навыки.

В таблице 1 представим данные по оценке человеческого капитала трудовых ресурсов и населения в трудоспособном возрасте в РФ за 2020-2024 гг. млн. человек

Таблица 1.

Оценка человеческого капитала, трудовых ресурсов и населения в трудоспособном возрасте в РФ за 2020-2024 гг. млн. человек

Показатель

2020 г

2021 г

2022 г

2023 г

2024 г.

Трудовые ресурсы, в том числе:

89,1

90,5

91,6

90,7

88,5

трудоспособное население

в трудоспособном возрасте

80,1

80,2

81,5

 

 

81,8

 

 

79,3

иностранные трудовые мигранты

2,1

3,1

3,5

 

3,1

 

2,8

лица старше трудоспособного возраста

и подростки, занятые в экономике

6,9

7,2

6,6

 

 

7,0

 

 

6,8

Население в трудоспособном возрасте

81,9

84,4

83,4

82,8

80,7

Рабочая сила

74,9

75,4

74,9

76,0

76,1

Занятые в экономике

70,6

71,7

72,1

73,6

74,2

Безработные

4,3

3,6

3,0

2,4

1,9

Уровень безработицы, %

5,8

4,8

3,9

3,2

2,5

 

В результате экономических потрясений последних лет, наблюдалось сокращение рабочей силы. В 2024 году этот показатель составил 76,1% от общего числа трудовых ресурсов. При сохранении данной тенденции, в 2025 году численность рабочей силы могла бы достигнуть 78,3 млн. человек [2]. Если опираться на ретроспективные данные за 2020-2024 годы и применить линейную экстраполяцию, то получится результат в 76,4 млн. человек, что вполне согласуется с вышеуказанным диапазоном. Согласно официальному прогнозу Минэкономразвития, этот показатель будет колебаться в пределах 76,0-76,1 млн. человек.

Основные показатели научно-технологического потенциала субъектов РФ приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Научно-технологический потенциал регионов

Субъекты РФ

Прирост высокопроизводительных рабочих мест за 2015–2024 - гг., ед. на 1 тыс. чел. население

Уровень инновационной активности организаций

Выдано патентов на изобретения в 2015– 2024гг., ед. на 100 тыс. чел. населения

Выдано патентов на полезные модели в 2015-2024гг., ед. на 100 тыс. чел. населения

2024 г.

2024 г. к 2015 г.

РФ

64,5

11,31

1,01

149,9

67,5

Красноярский край

48,7

6,67

−2,83

123,5

48,6

Владимирская обл.

40,2

12,35

−0,45

144,1

39,9

Вологодская обл.

37,6

9,34

2,04

60,6

34,1

Волгоградская обл.

28,6

7,41

0,31

101,6

67,7

Иркутская обл.

42,8

7,74

0,84

78,7

26,4

Калужская обл.

55,1

13,38

2,78

131,3

38,2

Ленинградская обл.

78,4

8,14

−1,96

29,5

22,8

Липецкая обл.

29,4 11

11,94

−2,16

48,6

24,4

Московская обл.

96,5

11,47

2,97

179,3

82,5

Мурманская обл.

31,6

8,79

−0,21

48,4

22,2

Нижегородская обл.

90,9

15,09

0,39

110,2

61,4

Новгородская обл.

7,0

9,19

1,69

74,1

37,8

Омская обл.

46,7 8

8,59

0,39

108,0

68,1

Пермский край

48,4

13,46

−0,64

132,1

59,9

Респ. Башкортостан

45,7

16,37

3,27

141,1

42,7

Ростовская обл.

31,7

26,62

17,92

126,3

42,4

Самарская обл.

59,8

18,79

12,49

139,2

96,8

Свердловская обл.

58,7

12,09

−1,21

121,0

76,3

Челябинская обл.

72,5

12,61

1,11

84,2

73,6

Ярославская обл.

53,0

11,44

−0,86

122,1

77,3

 

Подводя итог, можно предположить, что численность рабочей силы в 2025 году останется в пределах 76,0-77,0 миллионов человек. Количество занятых граждан напрямую связано с динамикой валового внутреннего продукта (ВВП). За период 2020-2024 гг. коэффициент корреляции между годовыми изменениями численности занятых и изменениями ВВП в сопоставимых ценах составил 0,59. Уравнение линейной регрессии между этими величинами имеет коэффициент детерминации R2=0,35, что позволяет использовать его для прогнозирования в краткосрочном и среднесрочном периодах.

В эпоху цифровой экономики развитие человеческого капитала имеет первостепенное значение для успеха как отдельных людей, так и всей экономики. В связи с переходом к цифровым технологиям, необходимо инвестировать в развитие навыков, позволяющих адаптироваться к новым реалиям и оставаться конкурентоспособными [3].

Анализ не выявил явного лидерства индустриальных регионов в процессе внедрения и применения цифровых технологий в сфере развития человеческого капитала. Однако, учитывая влияние Красноярского края на общероссийский показатель, можно утверждать, что индустриальные регионы не отстают в использовании цифровых технологий, а по некоторым показателям даже превосходят среднероссийские значения.

 

Список литературы:
1. Тугускина Г.Н., Дорофеев В.Д. Исследование состояния человеческого капитала России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. –  2025. – № 7. –  С. 170-176. 
2. Индекс человеческого развития в России: региональные различия. Официальный сайт Аналитического центра при Правительстве РФ [Электронный ресурс]. – URL: https:// ac.gov.ru/uploads/2-Publications/analitika/2024/ICR_2024_long.pdf (дата обращения: 14.10.2025).
3. Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р. (ред. от 14.10.2025).