Статья:

ESG ИНВЕСТИЦИИ В КИТАЕ

Конференция: C Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Мировая экономика

Выходные данные
Воеводина А.С. ESG ИНВЕСТИЦИИ В КИТАЕ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам C междунар. науч.-практ. конф. — № 11(100). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Идет обсуждение
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ESG ИНВЕСТИЦИИ В КИТАЕ

Воеводина Анастасия Станиславовна
студент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, РФ, г. Санкт-Петербург

 

ESG INVESTMENTS IN CHINA

 

Voevodina Anastasia Stanislavovna

Student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. С момента промышленной революции человечество переживает стремительный экономический рост, сопровождающийся значительным увеличением потребления энергии. Этот процесс обеспечил колоссальный прогресс в промышленности, транспорте и технологиях, однако его издержки стали очевидны в XXI веке. Резкий рост выбросов парниковых газов, деградация экосистем и ухудшение условий жизни человека превратились в глобальные вызовы, напрямую угрожающие устойчивости развития. Одной из важнейших проблем современности стала необходимость смягчения последствий глобального потепления и предотвращения экологической катастрофы.

Abstract. Since the Industrial Revolution, humanity has experienced rapid economic growth, accompanied by a significant increase in energy consumption. This process has enabled enormous progress in industry, transportation, and technology, but its costs have become evident in the 21st century. A sharp increase in greenhouse gas emissions, ecosystem degradation, and deteriorating human living conditions have become global challenges that directly threaten the sustainability of development. One of the most pressing issues of our time has become the need to mitigate the effects of global warming and prevent environmental catastrophe.

 

Ключевые слова: углеродная нейстральность, технологическая отсталость, ядерная энергетика, энергетическая безопасность.

Keywords: carbon neutrality, technological backwardness, nuclear energy, energy security.

 

Сегодня достижение углеродной нейтральности рассматривается большинством стран мира как стратегический приоритет, а переход к низкоуглеродному развитию становится обязательным условием экономического роста. В разных государствах предпринимаются меры по перестройке энергетических систем, внедрению возобновляемых источников энергии, повышению энергоэффективности и ужесточению экологических стандартов. Однако эти процессы протекают неравномерно: развитые страны опираются на инновационные технологии и инвестиции, в то время как развивающиеся сталкиваются с нехваткой ресурсов, технологической отсталостью и зависимостью от ископаемого топлива.

Особое значение в решении климатических задач имеет Китай, обладающий второй по величине экономикой в мире и являющийся крупнейшим потребителем энергии и источником выбросов углекислого газа. На долю Китая приходится около четверти мирового энергопотребления, при этом две трети этого объёма приходится на промышленный сектор [1]. Индустриализация обеспечила стране стремительный экономический рывок, но одновременно стала причиной серьёзных экологических проблем: загрязнения воздуха и воды, деградации почв, роста числа климатических рисков.

Понимая масштабы вызовов, Китай активно включился в международные усилия по снижению выбросов. В 2020 году на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН руководство страны заявило о намерении достичь пика углеродных выбросов к 2030 году и обеспечить углеродную нейтральность к 2060 году.  Эти цели («двойные углеродные цели») стали важнейшими ориентирами государственной политики и определили траекторию развития энергетического и промышленного комплексов. Однако достижение этих задач невозможно без глубокой трансформации всей экономической системы. Ключевым элементом такой трансформации выступает зелёное финансирование, которое позволяет направлять капитал в экологически устойчивые проекты и формировать новую энергетическую систему страны.

Принятие Китаем обязательств по достижению пика выбросов углекислого газа к 2030 году и углеродной нейтральности к 2060 году стало переломным моментом для национальной политики в сфере энергетики и экологии [2]. Эти цели не только задали стратегическое направление внутренним реформам, но и обозначили роль Китая как ключевого участника глобальной климатической повестки.

Зелёное финансирование представляет собой новый подход к распределению капитала, при котором во внимание принимаются не только экономические, но и экологические факторы. Оно направлено на поддержку проектов в сфере защиты окружающей среды, развития возобновляемой энергетики, повышения энергоэффективности и снижения загрязнений.

В Китае за последние годы сформировался рынок зелёного финансирования, где основными инструментами выступают зелёные кредиты и зелёные облигации. Эти механизмы способствуют перенаправлению капитала из традиционных отраслей в экологически устойчивые, формируя основу для построения новой энергетической системы. Однако рынок пока сталкивается с рядом трудностей: высокой стоимостью заимствований, недостаточной прозрачностью механизмов раскрытия информации и нехваткой единых стандартов регулирования [2].

Несмотря на эти проблемы, именно зелёное финансирование рассматривается как ключевой инструмент достижения климатических целей Китая. Оно создаёт предпосылки для интеграции экологических факторов в инвестиционные стратегии и позволяет промышленным предприятиям перейти от модели экстенсивного роста к модели устойчивого развития.

Развитие зелёного финансирования в Китае проходило поэтапно. Первые шаги были сделаны в 2007 году, когда Китайская банковская регуляторная комиссия (CBRC) выпустила документ, ограничивающий кредитование отраслей с высоким уровнем загрязнения и избыточными мощностями. В 2012 году был принят ключевой документ - «Руководящие принципы по зелёному кредиту», заложивший основу для системного перераспределения капитала в пользу экологически чистых проектов. В последующие годы была создана система статистики и мониторинга «зелёных» кредитов, а в 2016 году Народный банк Китая совместно с министерствами утвердил «Руководство по построению зелёной финансовой системы». Эти меры позволили сформировать многоуровневую инфраструктуру, ориентированную на финансирование проектов в сфере возобновляемой энергетики, энергоэффективности и защиты окружающей среды.

Несмотря на быстрый рост рынка, финансовые ограничения остаются главным барьером для «зелёных» инноваций. Зелёные проекты требуют значительных инвестиций, сопряжены с высокими рисками и долгим сроком окупаемости, что делает их малопривлекательными для традиционных банков. Эмпирические данные подтверждают: повышение уровня финансовых ограничений на один пункт снижает число зелёных патентов компаний примерно на 16%, а качество инноваций - на 10% [3 ].

Особенно уязвимыми оказываются частные предприятия (POEs). В период 2008-2012 гг. рост ограничений снижал количество их патентов почти на 37%, тогда как у государственных компаний (SOEs) - на 21%. Это свидетельствует о явной асимметрии в доступе к капиталу.

Одним из способов снижения финансовых барьеров стало внедрение практики корпоративной экологической отчётности (CER). Компании, публикующие данные о воздействии на окружающую среду и мерах по его снижению, получают более высокий уровень доверия со стороны банков [3]. В 2013-2017 гг. частные предприятия с CER отчётностью не испытывали серьёзных ограничений в доступе к зелёному финансированию, тогда как фирмы без раскрытия по-прежнему сталкивались с высокой стоимостью заимствований. Таким образом, прозрачность стала важным инструментом повышения доступности капитала и стимулирования экологических инноваций.

В работе приведен анализ стратегических решений правительством Китая остро стоящих экологических проблем. Китай имеет богатый опыт решения задач модернизации производства в рамках борьбы с загрязнением окружающей среды.

 

Список литературы:
1. Бобылев С. Н., Кирюшин П. А., Кошкина Н. Р. Новые приоритеты для экономики и зеленое финансирование // Экономическое возрождение России. - 2021. - Т. 67. -  № 1. - С. 152–166. 
2. Квинт В. Л., Новикова И. В., Алимурадов М. К. Согласованность глобальных и национальных интересов с региональными стратегическими приоритетами // Экономика и управление. - 2021. - Т. 27. -  № 11. - С. 900-909. 
3. Никоноров С. М., Елисеев Е. А. Привлечение «зеленых» инвестиций в отрасль переработки отходов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2020. - № 5. - С.  91-99.