РАЗВИТИЕ МИРОВЫХ РЫНКОВ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В XXI ВЕКЕ
Конференция: C Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Мировая экономика

C Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
РАЗВИТИЕ МИРОВЫХ РЫНКОВ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В XXI ВЕКЕ
DEVELOPMENT OF GLOBAL AVIATION MARKETS IN THE 21ST CENTURY
Kerber Leonid Sergeevich
Applicant, State University of Management, Russia, Moscow
Аннотация. В исследовательской статье приводятся результаты оценки перспектив развития мирового рынка авиационной техники в 21-м веке. Авиация стремительно развивается во всем мире, вовлекая в орбиту все новые страны и направления. В своем анализе акцент сделан на гражданской авиации, которая необходима для обеспечения связанности обширных территорий, перевозке пассажиров, капиталов и грузов. Перспективы роста рынка гражданской авиации сильно зависят от роста национальных экономик стран-участниц воздушных перевозок, коньюнктуры цен на авиатопливо, интенсивности мировой торговли. Были рассмотрены основные тенденции научно-технологического развития в гражданском авиастроении на период до 2030 г. с выделением их ключевых направлений. Особо отмечены темп роста мировой экономики, ёмкости рынка и рыночной стоимости самолётов. Отмечается особенность текущего состояния мирового рынка гражданской авиационной техники.
Abstract. This research article presents the results of an assessment of the prospects for the global aviation market in the 21st century. Aviation is rapidly developing worldwide, drawing new countries and destinations into its orbit. This analysis focuses specifically on civil aviation, which is essential for connecting vast territories and transporting passengers, capital, and cargo. Military aviation has a number of highly specific characteristics that were not considered in the article for various reasons. The Russian aviation market, which is of independent interest and requires a more detailed analysis, was also excluded from consideration.
The prospects for growth in the civil aviation market are highly dependent on the growth of the national economies of countries involved in air transport, the price of jet fuel, and the intensity of global trade. The main trends in scientific and technological development in civil aircraft manufacturing through 2030 are examined, highlighting their key areas. Particular attention is given to the rate of global economic growth, market capacity, and the market value of aircraft. The peculiarity of the current state of the global civil aviation equipment market is noted.
Ключевые слова: мировая экономика, мировой рынок авиационной техники, гражданская авиация, авиаперевозки.
Keywords: global economy, global aviation market, civil aviation, air travel.
Введение. Авиационная промышленность — это критически важная составляющая всей глобальной мировой транспортной системы, обеспечивающая комплексную мобильность и интенсивное развитие экономики. За последние годы XXI-го века мировой рынок авиастроения пережил существенные изменения, связанные со сложной международной обстановкой во всем мире, пандемией и ее последствиями, технологическими инновациями, внедрением во все процессы цифровизации, экологическими требованиями и геополитическими вызовами. Развитие высокотехнологичной отрасли самолётостроения на современном этапе сопровождается масштабными организационно-экономическими трансформациями и консолидацией глобальных авиапроизводителей в крупнейшие международные мегаобъединения. Ведущие авиакомпании мира осваивают перспективные методы управления жизненным циклом летательных аппаратов на основе глобальной цифровизации. Происходит масштабное развитие инновационной индустриальной модели, интенсивно повышаются темпы серийного производства самолётов. Все это создает убедительные предпосылки для формирования новых подходов при сегментации мирового рынка авиатехники. Изменившиеся условия конкурентной борьбы способствуют оптимизации парка воздушных судов различных классов и назначений, корректировке моделей авиационных перевозок и спроса на гражданскую авиационную технику.
Обзор мирового рынка авиационной техники в 2020-2025 гг.
Объем мирового рынка гражданской авиационной техники стабильно рос в последние годы, достигая более 420 млрд долл. в 2023 г., показывая интенсивный рост примерно на 8-10% ежегодно, после вызванных пандемией COVID-19 спадов 2020-2021 гг. В 2022 г. было произведено около 1,42 тыс. новых самолетов, что на 12% больше по сравнению с предыдущим 2021 г. (Таблица 1).
Таблица 1.
Производство самолетов во всем мире в 2019-2023 гг.
|
Год |
Объем рынка, млрд долл. |
Производство самолетов |
Заказы на новые самолёты |
|---|---|---|---|
|
2019 |
330 |
1 350 |
1 500 |
|
2020 |
250 |
1 200 |
1 300 |
|
2021 |
310 |
1 300 |
1 600 |
|
2022 |
350 |
1 400 |
1 800 |
|
2023 |
420 |
1 800 |
2 000 |
Источник: [2]
На развитие авиационной индустрии наиболее сильное внимание оказывают следующие внешние факторы:
- Рост потребности в воздушных перевозках грузов, обусловленный развитием электронной коммерции.
- Восстановление пассажирского трафика после кризиса COVID-19.
- Значительные инвестиции в экологию и новые материалы.
На Рисунке 1 показаны прогнозные значения выпуска новых пассажирских гражданских самолетов на период до 2029 г.
Безусловным лидером рынка является США с самой большой мировой долей в 35% по объему заказов и производства летательных аппаратов. В 2023 г. около 800 новых самолетов было заказано именно американскими авиакомпаниями. Главные компании — «Boeing» и «Lockheed Martin» продолжают активно инвестировать в новые модели самолетов и перспективные авиационные технологии. Активно развивается программа самолетов «Boeing» 737 MAX и 787 «Dreamliner» с улучшенными экологическими характеристиками [3].

Рисунок 1. Прогноз развития гражданской авиации до 2029 года
Источник: [1]
Европейский рынок активно представлен компанией «Airbus», что делает Европу одним из ключевых центров инноваций и производства самой современной авиационной техники в мире. Европейские авиакомпании фокусируются на экологичных технологиях, внедряя новые модели с более низким расходом топлива; активно работают над созданием концепта электросамолета E-Fan X, разрабатывает новые серийные модели с инновационными двигателями [4]. В 2023 г. Азия заняла около 30% глобальных заказов авиатехники. Из развитых стран наиболее динамичный рост демонстрируют Китай и Индия. Китайские производители «COMAC», увеличивают производство, ориентируясь на внутренний рынок и экспорты, производят первую серийную модель самолета C919, который конкурирует с моделями Airbus A320 и Boeing 737. Испугавшись американских санкций, руководство КНР приостановило перспективный российско-китайский проект совместного изготовления дальнемагистрального лайнера C929. Надеемся, что трезвый экономический расчет и осознание необходимости работать в кооперации с таким сильным игроком, как российская ОАК, позволит осуществить этот масштабный международный проект. А вот Индия инициировала дальнейшее сотрудничество с Россией по совместному производству лайнера SJ-100 (ОАК). И это проект обладает большими экспортными перспективами для двух наших стран [5]. Страны остальных регионов (Южная Америка, Ближний Восток и Африка) показывают умеренный рост, обусловленный в основном развитием внутренних и региональных перевозок.
Заключение Мировой рынок авиационной техники продолжает динамично развиваться и удерживать устойчивую тенденцию роста за счет технологических инноваций, расширения спроса и экологических инициатив. В ближайшие годы ожидается активное внедрение новых материалов и экологически чистых технологий, что определит конкурентные преимущества лидеров рынка. Глобальная ориентация на устойчивое развитие и автоматизацию обеспечит развитие авиации в более экологичной и безопасной форме.


