Статья:

Влияние удовлетворенности трудом на субъективное благополучие молодёжи

Конференция: XLII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Ведутенко У.Д. Влияние удовлетворенности трудом на субъективное благополучие молодёжи // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XLII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(42). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 4-16.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние удовлетворенности трудом на субъективное благополучие молодёжи

Ведутенко Ульяна Денисовна
студент, НИУ "Высшая школа экономики", РФ, г. Москва

 

INFLUENCE THE IMPACT OF JOB SATISFACTION ON THE SUBJECTIVE WELL-BEING OF YOUNG PEOPLE

 

Uliana Vedutenko

Evgeny Morgunov

 

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты субъективного и психологического благополучия, трудовой мотивации и самодетерминации молодежи. В результате будут выявлены зависимости между внутренними факторами мотивации и субъективным благополучием у молодежных поколений. Описаны результаты собственного эмпирического исследования.

Abstract. The article deals with the theoretical aspects of subjective and psychological well-being, work motivation and self-determination of young people. As a result, the relationships between internal motivational factors and subjective well-being of young generations will be revealed. The results of our own empirical research are described.

 

Ключевые слова: субъективное благополучие, психологическое благополучие, внутренние факторы мотивации, молодежные поколения.

Keywords: subjective well-being, psychological well-being, internal motivation factors, youth generations.

 

Введение

В современном мире многие люди не могут достичь полной удовлетворенности жизнью. Это подтолкнуло ученых исследовать явление «удовлетворенность жизнью» с социологической точки зрения. Проблема определения субъективного качества жизни или субъективного благополучия, является одной из ключевых в современной общественной науке. Она стремится к объяснению того, как связано субъективное качество жизни с внешними (объективными) и внутренними (субъективными) переменными. Благополучие зависит от множества факторов, одним из определяющих компонентов является мотивация и самодетерминация личности. Основной целью исследования является выявить зависимость между внутренними факторами мотивации и субъективным благополучием у молодежных поколений. Объектом исследования в практической части работы выступают работающие молодежные поколения «Y» и «Z».

Теоретические аспекты и подходы к изучению благополучия

Каждый человек выбирает уровень равновесия между собственными потребностями и запросами общества в условиях конкретной среды проживания, так возникает баланс между самореализацией личности индивидуума и его адаптацией в социуме. От этого зависит, чувствует ли себя человек благополучным, или нет.

Степень личной эффективности и показатель удовлетворенности жизнью можно проанализировать с помощью субъективной оценки благополучия или неблагополучия. У каждого человека данный критерий индивидуальный. При анализе психического состояния человека очень важно оценить взаимосвязь психического благополучия с физическим состоянием личности, поскольку они формируют актуальное функциональное состояние человека и эффективность его деятельности. Рассмотрим существующие на данный момент концепции «психологического благополучия» (далее по тексту «ПБ»), чтобы лучше разобраться в происхождении «субъективного благополучия» (далее по тексту «СБ»), которое будет положено в основу данного исследования.

Понятие «ПБ» - научный термин, который исследуется уже давно и в настоящее время существует много теорий и подходов по определению его содержания. Одним из первых, кто заложил теоретическую основу данного вопроса был американский психолог Н. Брэдберн. По мнению автора, данный феномен определяется равновесием между комплексами положительного и отрицательного восприятия, накапливаемого в течение всего жизненного пути – «позитивный и негативный аффект» [8, c.320]. Американская исследовательница К. Рифф обосновала 6 компонентов ПБ:

  • «самопринятие;
  • позитивные отношения с окружающими;
  • автономия, управление окружающей средой:
  • цель в жизни;
  • личностный рост.» [14]

Широко известна отечественная многоуровневая модель ПБ, автором которой является А.В. Воронина. В ней для каждого уровня, помимо объективных и субъективных критериев, определены: «интенции (ресурсные установки), которые являются психологическими факторами, благодаря которым возможно достижение психологического благополучия» [4, c.24]. Отношение человека к собственной жизни по своему смыслу и содержанию обладает целостностью, что и определяет ПБ. По данной категории дополнительно описывают критерии: «устойчивое свойство с преобладанием положительных эмоций, присутствие тесных взаимоотношений, субъектная вовлеченность в жизнедеятельность, осмысленность жизни, успешная самомотивация»- С. А. Водяха [3, c.72].

На основании вышеупомянутой теории Н. Бредберна Э. Динер описал свое понимание феномена ПБ и первым ввел определение «СБ», так как, для изучения благополучия только эмоционального компонента недостаточно. Поэтому, он добавил к структуре ПБ еще одну составляющую – «удовлетворенность жизнью» [9, c.420], как когнитивный компонент. Хотя многие психологи считают, что ПБ и СБ достаточно схожи, Э. Динер не рассматривает их как одно и тоже понятие. По его мнению, СБ является частью ПБ, так как для описания последнего требуются дополнительные характеристики: «когнитивная (интеллектуальная оценка удовлетворенности различными сферами жизни) и эмоциональная стороны самопринятия» [12]. Однако с помощью показателя СБ можно определить, насколько один человек счастливее другого. Таким образом, Э. Динер выделил в структуре СБ 3 главных элемента: «удовлетворение, приятные и неприятные эмоции, которые, сочетаясь, формируют уровень субъективного благополучия личности» [11, c.542].

Особый интерес представляет точка зрения психолога Р.М. Райана, которая различает два направления в представлениях о СБ:

  • «гедонистическое (удовольствие);
  • эвдемонистическое (блаженство, счастье)». [13]

Основой гедонистического взгляда является достижение удовольствия и избегание неудовольствия. Эту концепцию представляют: Н. Брэдберн (ПБ); Э. Динер (СБ) и М. Аргайл (психология счастья).

Достижение благополучия по эвдемонистическому подходу представляет собой возможность полной самореализации личности и гармоничное взаимодействие с окружающим миром. (А. Маслоу, Р. Мэй, В. Франкл, Р.М. Райан и Э. Деси).

К отечественным наработкам в этой области, относится: P.M. Шамионов, который предлагает следующий термин: «Субъективное благополучие – понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное для нее значение с точки зрения усвоенных представлений о "благополучной" внешней и внутренней среде и характеризующееся переживанием удовлетворенности» [7]. Л.В. Куликов выделяет такие составляющие компоненты СБ, как: «социальное, духовное, физическое, материальное и психологическое благополучие» [6, c.33].

Таким образом, для эмпирической части исследования были выделены следующие факторы СБ:

- удовлетворенность жизнью и приятные, неприятные эмоции - Э.Динер;

- стремление к цели - Р.А. Эммонс;

- общая рефлексивная оценка прошлого и настоящего - М. Аргайл;

- личностный рост - К. Рифф;

- разные виды удовлетворенности личности: (социальное, духовное, физическое и психологическое благополучие) - Л.В.Куликов.

Внутренняя мотивация у молодежных поколений

В наше время отмечается связь между СБ индивидуума и его успешностью в профессиональной деятельности. Считается, что на успешность в работе влияют не только компетенции, но и личностные качества, индивидуальные особенности. Именно поэтому в данной работе изучается такой компонент, как «мотивация». Более детально будут рассмотрены именно факторы внутренней мотивации, на основе которых и выдвинута основная гипотеза: «Выявление связей между внутренними видами мотивации и субъективным благополучием у молодежных поколений».

На сегодняшний день главным подходом в изучении мотивации поведения человека, его личностных особенностей и ПБ является теория самодетерминации. Американские ученые Э.Л. Деси и Р.М. Райан сформулировали определение «самодетерминация». На основании их разработок Т.О. Гордеева объяснила причины поведения человека, которые формируются не только под воздействием окружающей среды, но и под влиянием его собственных стремлений, способностей согласовывать внешние требования с имеющимся у него потенциалом для достижения поставленной цели. Самодетерминация подразумевает стремление человека самостоятельно контролировать свои действия и быть их независимым инициатором. Таким образом, самодетерминация является качественной характеристикой поведения человека, это его способность выбирать и делать выбор. Необходимо отметить, что самодетерминация способствует развитию внутренней мотивации, которая формирует независимое поведение человека и помогает повысить уровень сложности выполняемой задачи, гармонизировать отношения с окружающими и снизить уровень стресса. Это позволяет человеку быть индивидуальным, независимым и при этом повысить его благополучие. М. Райан и Э.Л. Дэси выделили в теории самодетерминации, основополагающие факторы для внутренней мотивации. К ним относятся такие компоненты, как: «удов­летворённость базовых психологических потребностей в автономии; компетентности и связанности с другими людьми» [13]. Так, первым критерием является возможность самостоятельно контролировать свои действия и поведение. Второй – чувство эффективности и успешное выполнение задач. Они исследовали, что внутренняя мотивация усиливается сознанием собственного мастерства. Третий фактор из теории самодетерминации- наличие связи со значимыми людьми, хорошие эмоциональные взаимоотношения.

В данном исследовании для эмпирического анализа были выделены, критерии внутренней мотивации:

- чувство внутреннего самоконтроля; независимость – Т.О. Гордеева;

- удов­летворённость базовых психологических потребностей в автономии; компетентности: (сознание собственного мастерства, использование в деятельности специальных навыков, самостоятельное принятие решений) и связанности с другими людьми – М. Райан, Э.Л. Дэси.

Эмпирическая часть

Человек понимает, что, удовлетворив свои обычные потребности, невозможно добиться максимального уровня СБ. Поэтому, степень своего счастья индивид определяет, опираясь на внутренние ценности и критерии, которые могут существенно отличаться в зависимости от его социального опыта, возраста и вида занятости. В молодежном возрасте начинаются быстрые изменения в самосознании, складывается основная система ценностей, развивается и накапливается собственный потенциал. Для них внешние условия оцениваются, как предоставляемая возможность самореализации в жизни. Все эти факторы не могут не сказываться на определении молодыми людьми их СБ. Вот почему, необходимо выявить корреляционные связи между внутренними видами мотивации и СБ у молодежи.

Таким образом, в данной работе была сформулирована основная гипотеза: «Между различными аспектами внутренней мотивации представителей молодежных поколений и их субъективным благополучием существуют разнообразные связи».

Методология исследования 

Участники исследования:

Эмпирическую базу исследования составили представители молодежных поколений: «Y» (1984-2000) и «Z» (2000-2020), все они являются работающими. В ходе исследования было опрошено 45 человек.

Методы исследования:

Анализ исследования данной работы был направлен на выявление внутренних видов мотивации и влияния их на удовлетворенность жизнью и работой; на СБ молодежи.

Данное исследование проводилось с помощью опроса и анкетирования в онлайн - форме. Составление данного опроса происходило на основе известных шкал и критериев, изученных и сформированных по данному вопросу известными учеными. Использование метода: «опрос – анкетирование» обеспечивает быстрое заполнение и оперативную обработку данных, не требующую сложного программного обеспечения.

Конечная версия опросника, содержит 3 раздела:

Первый раздел посвящен сбору общей информации и предпочтениям респондентов при выборе тех или иных условий труда.

Основную часть второго раздела составляет:

  1. Теоретическая модель структуры СБ, предложенная отечественным исследователем Л. В. Куликовым.
  2. Опросник изучения СБ – «Шкала удовлетворенности жизнью» (Satisfaction with Life Scale), разработанная Э. Динером с соавторами (Diener E. et al., 1985) [10]. Методика экспресс - диагностики СБ, состоящая всего из 5 вопросов, была адаптирована отечественными психологами: Е. Н. Осиным и Д. А. Леонтьевым. Представленная шкала позволяет проанализировать когнитивную оценку соответствия жизненных обстоятельств ожиданиям респондента.

В третьем разделе изучаются факторы мотивации молодежных поколений. Его основополагающей частью являются:

  1. Теория самодетерминации М. Райана и Э.Л. Дэси.

Обработка всех данных производилась в программе Excel, в том числе и корреляционный анализ.

Описание и анализ результатов эмпирического исследования

Всего в опросе учувствовало 45 чел., из них оказались: 20 чел.– «женского пола» и 25 чел.– «мужского пола».  Распределение по возрасту, осуществлялось на основе: «Теории поколений», рассмотренной в статье «Межпоколенческие различия в организации труда», где были выделены молодежные поколения:

- Поколение «Y» или «Миллениалы» (1984-2000 гг.)

- Поколение «Z» (2000-2020 гг.)» [2, c.70]

Распределение респондентов получилось в зависимости от варьирования возраста в пределах: 14– 19 лет- «Z» и 20 – 32 лет- «Y» (15 и 30 чел. соответственно).

Образование респондентов разделилось на 2 категории, те у кого: «Неполное высшее» - 71%  и «Высшее» - 29%.

Одним из критериев, который оценивает индивидуальность и  характеризует личность, отношение человека к образованию и работе. На вопрос: «Работаете ли Вы по специальности?», большинство респондентов отвечает «Да»- 26; «Нет»- 19. Однако тем, кто ответили «Нет», был представлен вниманию следующий вопрос, где они могли выбрать несколько причин. По результатам, все они оказались студентами и имеют неоконченное высшее образование - 19 чел., что существенно влияет на их трудоустройство по специальности; 5 из них - не смогли найти работу; 10 - хотели бы изменить свою специальность; 6 - не видели перспектив для личностного роста  и только 2 чел. не удовлетворены оплатой труда. Работать человеку по специальности или нет, является личным выбором каждого, было принято решение провести корреляционную связь между этим критерием и уровнем профессионального удовлетворения. Чтобы понять, насколько данный фактор влияет на СБ личности. Для анализа профессионального удовлетворения личности была представлена шкала от 1 до 10, где считались интервалы: 1- 4 не удовлетворен, 5- 7 более-менее и 8- 10 полностью удовлетворен (данное деление будет использовано в последующих вопросах). Выделены следующие ответы, люди, которые работают не по специальности, в особенности, если причиной является неудовлетворение своей специальностью или они не видят перспектив для личностного роста, в большей степени профессионально не удовлетворены. После был рассчитан коэффициент корреляции. В данном исследовании результат корреляционной связи обозначается латинской буквой - «r» и располагается в промежутке от  -1 до 1. Он отражает полюс и силу взаимосвязи величин. Для данного корреляционного анализа были выделены средние, внутри интервалов оценки уровня профессионального удовлетворения: (1- 4= 3; 5- 7= 6; 8- 10= 9). Ответы на вопрос, работает ли человек по специальности или нет были обозначены, как: «Нет»- 0; «Да»- 1 (далее по тексту для корреляционного анализа используются похожие отметки). Результат анализа показал слабую положительную корреляцию (r= 0,3798), это говорит, что: «работа по специальности» в положительной динамике влияет на профессиональную удовлетворенность человека.

Дальше у респондентов спросили, какой у них вид занятости. Большинство работает по трудовому договору- 23 чел.; 18- самозанятые, в том числе и фрилансеры, и только 4- индивидуальные предприниматели. Интересный момент, что из 23 человек, кто работает по трудовому договору в компании преобладают ответы поколения «Y», а самозанятые в большей степени респонденты «Z». Выбор вида занятости относится к личностным особенностям и предпочтениям, и является индивидуально принятым решением каждого человека, так была проанализирована связь между этим критерием и уровнем реализации жизненных задач и планов. Выведена корреляционная зависимость, которая является слабой отрицательной (r= -0,4291). Можно сделать вывод, что иногда бывают случаи, когда вид занятости влияет на реализацию жизненных задач и планов человека.

Если говорить о виде оплаты труда, то 18 чел., получают повременную, а 27- сдельную. Более молодое поколение «Z» предпочитает повременную оплату, а «Y» - сдельную. Однако, корреляционный анализ показал, что данный фактор никак не влияет на профессиональную удовлетворенность человека (r= 0,0736).

Условия рабочего времени разделились на 3 вида, где в наши дни преобладает индивидуальный график- 28 чел.; 10 чел.- неполный рабочий день и только 7 чел. полный. Был посчитан коэффициент корреляции между условиями рабочего времени и удовлетворенностью личности. Связь сильная положительная (r= 0,524) и человек чувствует себя счастливее и полностью удовлетворен, когда у него индивидуальный график.

Основная часть исследования состоит из вопросов о мотивации трудовой деятельности и самодетерминации личности. Таким образом, были выделены факторы внутренней мотивации у молодежных поколений и проанализирована связь с их СБ.

Респондентам был представлен вопрос, где необходимо было оценить степень важности того или иного фактора мотивации, где были получены следующие результаты: «Карьерный рост» - самый сильный мотиватор для молодежных поколений (30 чел.- очень важно и 10 чел.- важно), второе по важности- «Осознание собственного мастерства» (27 чел.- очень важно и 12 чел.- важно) и третье «Самореализация личности» (20 чел.- очень важно и 15 чел.- важно). Предпоследним отмечали «Независимость со стороны коллег». Самый не привлекательный критерий оказался: «Использование в деятельности специальных навыков».

На графике №1 представлены сокращенные названия факторов (далее в анализе корреляции будут использоваться в данном виде):

  1. Мастерство
  2. Карьерный рост
  3. Спец. навыки
  4. Самореализация
  5. Независимость

 

 

Рисунок 1. Факторы внутренней мотивации

 

После выделения основных факторов внутренней мотивации для молодежных поколений, был проведен корреляционный анализ взаимосвязи между этими критериями и степенью СБ. Чтобы оценить уровень СБ респондентов их вниманию был представлен вопрос: «Я удовлетворен своей жизнью», «До настоящего времени я достигал всего, чего хотел в жизни». Важно отметить, что респонденты совершенно одинокого и прямо пропорционально ответили на эти вопросы. Это означает, что тот, кто полностью удовлетворен жизнью, всегда достигал чего хотел, а тот, кто частично удовлетворен, также частично достигал чего хотел. Похожая зависимость и при ответах: «Если бы я мог прожить свою жизнь еще раз, я бы в ней», те, кто удовлетворены ничего не меняют, а те, кто не очень, что-то бы изменили.

 

 

Рисунок 2. Удовлетворенность жизнью

 

 

Рисунок 3. Отношение к жизни

 

Проанализированы корреляционные связи между каждым фактором внутренней мотивации и удовлетворенностью жизнью. Исследование показывает, что связь между карьерным ростом и влиянием его на СБ- слабая положительная (r= 0,412). Следовательно, личностный рост в положительной динамике влияет на удовлетворенность жизнью. Коэффициент корреляции критерия: «Мастерство» имеет примерно такую же связь, как и предыдущий фактор (r= 0,357). Меньшее влияние на благополучие оказывает «Самореализация» (r= 0,255), очень слабая положительная связь, может и вовсе отсутствовать. Факторы «Независимость» (r= -0,524) и «Спец. навыки» (r= -0,624) имеют сильный отрицательный коэффициент корреляции, что является подтверждением того, что данные критерии внутренней мотивации, никак не повышают удовлетворенность личности, а наоборот могут негативно сказываться на СБ.

Отдельным вопросом был проанализирован фактор внутренней мотивации, как «Самоконтроль». Уровень самоконтроля, как фактор самодетерминации, важен для всех поколений одинаково 42 чел. из 45 отвечают– «Да». Корреляционная связь между чувством самоконтроля и самооценкой личности, является сильная положительная (r = 0,658).  Если человек контролирует себя, то у него высокая самооценка и удовлетворенность.

Проанализирован вопрос, касающийся социальной удовлетворенности личности: «Являются ли для Вас важным связи со значимыми по работе людьми?». Большинство респондентов - (частично- 19 чел.); (важно- 14 чел.) и (не имеет значения- 12чел.). Корреляция между данным вопросом и удовлетворенностью социальным статусом или положением в обществе является сильной положительной (r= 0,518), следовательно, те кто считает, что связи, действительно, играют важную роль в их жизни более удовлетворены своим социальным положением.

Люди, у которых есть возможность самостоятельно принимать решения, выше оценивают свою профессиональную удовлетворенность, чем те, у которых её нет. Зависимость между возможностью самостоятельно принимать решения и уровнем удовлетворенности личностным ростом и саморазвитием (r= 0,4803), влияние сильное положительное.

Ниже представлены корреляционные данные в таблице:

Таблица 1.

 

Заключение

Подводя итоги исследования, были сделаны следующие выводы. Проанализированы факторы внутренней мотивации у молодежных поколений по степени важности, а также исследовалось их влияние на субъективное благополучие личности. Значительное влияние на удовлетворенность жизнью индивидуума оказал критерий: «Карьерный рост», следующим был выделен «Осознание собственного мастерства». Очень слабая положительная связь была выявлена между «самореализацией» и удовлетворенностью жизнью, хотя по важности он был выделен 3. Сильная отрицательная связь между последними критериями «независимость со стороны коллег» и «использование в деятельности специальных навыков», они и не пользовались популярностью у респондентов. Высокое влияние на профессиональное удовлетворение оказали условия рабочего времени, два поколения одинокого предпочитают «индивидуальный график» и тем самым повышают свое СБ. По ответам респондентов совершенно понятно, что наличие чувства самоконтроля сильно влияет на его самооценку, а самостоятельное принятие решений на его личностный рост и саморазвитие. Помимо этого, повышать уровень удовлетворенности социальным положением можно с помощью новых знакомств, значимых для вашей сферы деятельности.

Таким образом, в данном исследовании подтверждается выдвинутая гипотеза, о том, что существуют корреляционные связи между внутренними видами мотивации и субъективным благополучием у молодежных поколений. От того как человек себя внутренне мотивирует, зависит его удовлетворенность реализацией жизненных задач и планов, социальным статусом, самооценкой и уровнем профессионального мастерства.

 

Список литературы:
1. Аргайл М. Психология счастья. // СПб.: Питер. 2003. C. 271.
2. Ведутенко У. Д., Моргунов Е. Б. «Межпоколенческие различия в организации труда» // Материалы VIII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего» Москва: сбор. статей / Отв. ред. Е. А. Сергиенко, Н. Е. Харламенкова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2019. С. 69 -73.
3. Водяха С.А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 70-74.
4. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы // Томский государственный университет. 2002. С. 24.
5. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. // М.: Смысл; Академия, 2006. C. 336.
6. Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие // Психология здоровья. ред. Г. С. Никифоров. - СПб.: Питер. 2000. С. 33-45.
7. Шамионов P. M. Психология субъективного благополучия: к разработке интегративной концепции // Мир психологии. 2002. № 2. С. 143–148.
8. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. // Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. pp. 320.
9. Diener E., Lucas R. E. Subjective emotional well-being // Handbook of emotions, Ed by Eewis M., Haviland J. -NY.: Guilford. 2000. pp 420. 
10. Diener E., Emmons R.A., Larson R.J., & Griffin S. The satisfaction with life scale // Journal of Personality Assessment. 1985. No 49. pp. 71-75.
11. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95. No 3. pp. 542–575.
12. Lucas R. E., Diener E., Suh E. Discriminant validity of well-being measures// Journal of Personality and Social Psychology. 1996. No 71. Vol 3. pp. 616–628.
13. Ryan R.M., Deci E.L. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudemonic well-being //Annual Review Psychology. 2001. No 52. pp. 141–166.
14. Ryff C.D. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. pp. 719-727.