Статья:

Проблемы малого и среднего бизнеса Республики Южная Осетия и пути их решения

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика предпринимательства

Выходные данные
Цховребова И.В. Проблемы малого и среднего бизнеса Республики Южная Осетия и пути их решения // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 96-102.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы малого и среднего бизнеса Республики Южная Осетия и пути их решения

Цховребова Ирина Вадимовна
аспирант, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технический университет), РФ, г. Владикавказ

 

The problems of small and medium-sized businesses in Republic of South Osetia

 

Tskhovrebova Irina Vadimovna

Graduate student North Caucasian Institute of Mining and Metallurgy (State Technological University), Russia, Vladikavkaz

 

Аннотация. Статья посвящена обзору проблем малого и среднего предпринимательства в Республике Южная Осетия. Основная часть посвящена рекомендациям по их решению. Сделан акцент на полной модернизации экономики и инфрастуктуры, в частности, и на улучшение социально-экономического положения Республики – в целом.

Abstract. The article investigates the problems of small and medium business in the Republic of South Osetia. The main part of the article focuses on the recommendations for their solution. Emphasis was put on the complete modernization of the economy and infrastructure in particular, and on improving the socio-economic situation in the Republic – in general.

 

Ключевые слова: малый и средний бизнес; социально-экономическое развитие; факторы предпринимательства; инженерная инфраструктура; субсидии предпринимателям.

Keywords: small and medium businesses; socio-economic development; business factors; engineering infrastructure; grants to entrepreneurs.

 

Для рассмотрения проблем сферы малого и среднего бизнеса, государственном регулировании и поддержки предпринимательства, необходимо провести анализ социально-экономического состояния в целом, так как для решения проблем такой, относительно узкой направленности, нужно начинать с более масштабных и выше по уровню задач, от которых напрямую зависит предпринимательство. Ведь предпринимательская сфера является не просто совокупностью определенных факторов и детерминант, а комплексная совокупность взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга объективных и субъективных факторов. Эти факторы, в свою очередь, оказывают позитивное или же негативное действие на субъекты предпринимательства и их деятельность.

Социально-экономическое развитие районов в Республике Южная Осетия (далее – республика) характеризуется крайне низким уровнем. Практически отсутствует инженерная инфраструктура, разрушен жилой фонд. При этом из-за плохой транспортной инфраструктуры приграничные регионы оказались во многом обособлены от центральных районов. В настоящее время республика располагает недостаточно развитой транспортной инфраструктурой. Обеспечение во внешних и внутриреспубликанских транспортных связях происходит автомобильным транспортом по сети автомобильных дорог республиканского и местного значения. Из основных видов транспорта в инфраструктуре республики не задействованы железнодорожный и воздушный транспорт.

 

Рисунок 1. Протяженность магистральных дорог в РЮО (в т.ч. дорог, требующих ремонта, км)

 

В сложившихся условиях особое значение в региональном развитии приобретает инженерная инфраструктура. Текущее состояние инженерной инфраструктуры характеризуется значительным износом оборудования, неразвитостью и значительными разрушениями инфраструктуры, недостатком квалифицированных кадров. Уровень обучения отстает от современных требований к подготовке специалистов.

Система переподготовки кадров развита в недостаточной степени. Низкая профессиональная квалификация нетрудоустроенных граждан не соответствует потребностям рынка труда.

Также острой проблемой на пути выхода из экономического кризиса является низкая профессиональная квалификация граждан. Отсутствие кадрового потенциала связано не только с естественным старением, но и деквалификацией трудовых ресурсов. Эти процессы усугублены отъездом части активной рабочей силы за пределы РЮО. Важной проблемой является наличие скрытой безработицы.

В течение длительного периода не проводился анализ миграции трудовых ресурсов РЮО, поэтому достаточно нелегко определить точные цифры экономически активного населения РЮО. По приблизительным оценкам Министерства экономического развития РЮО численность экономически активного населения в 2011 г. составляла около 40,7%. Уровень безработицы (около 15% - в 2011 г.) продолжает оставаться слишком высоким и может привести к дальнейшему оттоку населения за пределы РЮО. Для сравнения: официальный уровень безработицы в 2011 г. составлял в РСО-Алании 10,6%.

Рассмотрим основные факторы, непосредственно влияющие на предпринимательскую деятельность извне (рис.2).

 

Рисунок 2. Главные факторы внешней среды предпринимательства [1]

 

В рамках «Программы индикаторов предпринимательства» проекта ОЭСР-Евростата среди решающих факторов для предпринимательской активности выделили:

1. Регулирующие рамки и нормативно-правовая база.

2. Конъюнктура рынка.

3. Доступность источников финансирования.

4. Уровень развития и использования инноваций и технологий.

5. Предпринимательские возможности.

6. Культурные факторы[2].

Исходя из вышеизложенного, первоочередной проблемой является достижение должного уровня социально-экономического развития республики -  достижение ряда стратегических целей, определяемых ресурсным потенциалом региона, способным обеспечивать устойчивое развитие Южной Осетии в будущем:

I. В сфере экономики: обеспечение планомерного и относительно устойчивого развития и структурной модернизации всех секторов экономики республики и конкурентоспособность национальной продукции на внутреннем и международном рынках сбыта.

II. В инфраструктуре: развитие инженерных и транспортных инфраструктур Южной Осетии до уровня, необходимого для обеспечения устойчивого социально-экономического развития республики в целом и высокого качества жизни населения в долгосрочной перспективе.

III. В социальной сфере: создание условий для постепенного роста благосостояния и социального развития населения Южной Осетии на базе ресурсного и культурного потенциала республики.

IV. В институциональной среде: создание и совершенствование институциональных условия устойчивого развития Республики Южная Осетия, выражающихся в виде принятия законов и других нормативно-правовых актов, формирования и регулирование необходимых государственных и рыночных институтов развития. 

Выбор эффективной стратегии развития Южной Осетии обусловлен как сильными, так и слабыми сторонами, присущими региону. Положительные аспекты приведены на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Положительные аспекты для социально-экономического развития Республики Южная Осетия

 

Возможности можно выделить следующие:

1. Создание «с нуля» территории, удовлетворяющей инвестиционным требованиям, с максимально комфортными условиями работы для внешних инвесторов

2. Создание конкурентоспособного сельскохозяйственного кластера, ориентированного на производство экологически чистой продукции и поставке ее в Россию, Европейский Союз, страны Кавказского региона.

3. Увеличение спроса на экологический туризм обусловливает благоприятные предпосылки для развития отрасли на территории Южной Осетии

4.  Значительное увеличение производства питьевой и минеральной воды, спрос на которую имеет тенденцию к долгосрочному росту

5. Использование благоприятного географического положения для расширения межрегионального делового и торгового взаимодействия промышленности и транспорта является важным фактором для развития отраслей с высокими экологическими требованиями

Особое значение в региональном развитии приобретает инженерная инфраструктура. Текущее состояние инженерной инфраструктуры характеризуется значительным износом оборудования, неразвитостью и значительными разрушениями инфраструктуры, недостатком квалифицированных кадров.

Вместе с тем наблюдаются существенные сдвиги в данной области:

- ежегодно увеличивается объем финансовых средств на ремонт и содержание автомобильных дорог;

- формируются все составляющие инженерной инфраструктуры.

Целью является формирование и развитие разветвленной сети коммуникаций, в том числе коммуникаций связи, улучшение технического состояния существующих автомобильных дорог, модернизация почтовой связи.

Малое и среднее предпринимательство - одно из важнейших направлений функционирования любой экономики. Особенно важно это в РЮО, где отсутствие крупных производств должна в значительной части компенсировать деятельность именно малых и средних предприятий.

Основной стратегической целью в данной сфере является обеспечение устойчивого развития, выравнивание темпов и уровня социально -экономического развития районов РЮО, а также выравнивание отраслевой структуры предпринимательства.

Совершенствование институциональных условий, направленных на формирование среднего класса за счет развития малого предпринимательства, в том числе ориентированного на новые технологические производства, создание новых рабочих мест, совершенствование системы налогообложения.

Одним из важных пунктов государственной поддержки является предоставление Правительством РЮО субъектам малого и среднего предпринимательства определенной доли заказов по производству и поставке отдельных видов продукции, и товаров (услуг) для государственных нужд.

Развитию малого предпринимательства будет способствовать формирование цепочек связанных производств. Возможность предоставления субсидий начинающим предпринимателям - один из серьезных механизмов в развитии малого и среднего предпринимательства.

Вырабатывается система мер, направленная на дальнейшую финансовую поддержку малого бизнеса, стимулирование развития в рамках легальной экономики.

Возрастает роль общественных объединений предпринимателей,  создаются условия для их консолидации.

Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей особенности малого и среднего предпринимательства. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности должно осуществляться через систему законов прямого действия, что позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого и среднего бизнеса. 

 

Список литературы:
1. Корнева Е.В., Корень А.В. Факторы, влияющие на предпринимательскую активность региона // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16832 (дата обращения: 16.12.2016).
2. OECD. Entrepreneurship at a Glance, 2015: Entrepreneurship at a Glance / OECD. – OECD Publishing, 2015. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/industry-and-services/entrepreneurship-at-a-glance_22266941 (дата обращения: 11.12.2016).
3. Галинская Н. Н. Формирование и регулирование региональной среды бизнеса: экономический инструментарий и методическое обеспечение АВТОРЕФЕРАТ. – 2007. Издательство МГТУ.