Статья:

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И УТОЧНЕНИЮ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: LXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономическая безопасность

Выходные данные
Байрамов Д.В. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И УТОЧНЕНИЮ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(63). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И УТОЧНЕНИЮ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Байрамов Дмитрий Вадимович
аспирант, научная специальность: 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством, в том числе Экономическая безопасность, Высшая школа государственного аудита МГУ, РФ, г. Москва

 

Dmitry Bayramov

postgraduate student, Scientific specialty: 08.00.05 Economics and management of the national economy, including Economic security, Higher School of State Audit, Moscow State University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются научные подходы к определению самого понятия «финансовой безопасности», а также предлагается комплекс рекомендаций по формированию механизма обеспечения финансовой безопасности государства.

 

Ключевые слова: Экономическая безопасность, проблемы обеспечения безопасности, финансовый суверенитет, угрозы экономической безопасности.

 

Обеспечение финансовой безопасности и финансовой устойчивости как государства, так и отдельных организаций имеют в последнее время особую актуальность в связи с наличием финансового кризиса и ростом экономической нестабильности в Российской Федерации. Появившиеся таким образом проблемы просто не позволяют создать необходимый уровень экономического роста, а, напротив, только тормозят торговую и внешнеэкономическую деятельность страны, негативно воздействуя на совершенствование бюджетной, налоговой, страховой и других финансовых систем России. Только успешная политика в финансовой сфере способна восстановить политическую и социальную стабильность страны, в связи с чем, по мнению автора, именно изучение и развитие финансовой безопасности государства могут стать залогом достижения скорейшего экономического подъема. При этом обеспечение финансовой безопасности, сочетая в себе экономические реформы, обязательно должно опираться на национальные интересы России.

Целью данного исследования является формирование самого понятия «финансовой безопасности», а также разработка комплекса рекомендаций по формированию механизма обеспечения финансовой безопасности государства.

Под «безопасностью» в широком смысле понимается особое состояние защищенности, при котором отсутствует какая-либо угроза причинения вреда, который может прекратить существование чего-либо или кого-либо. Существует масса различных подходов и классификаций элементов безопасности, среди которых жизнь и здоровье человека; результаты осуществляемого ими труда, обеспечивающие жизнедеятельность социума и инфраструктуру; необходимые для развития и функционирования страны денежные средства и имущество и т.д. В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», выделяют следующие виды безопасности в зависимости от объекта: общественную безопасность; безопасность государства; безопасность личности; иные установленные действующим российским законодательством виды безопасности [1].

Устанавливаемые законом вышеперечисленные виды относятся к категории национальной безопасности. Национальная безопасность как всеобъемлющая категория объединяет в себе самое широкое разнообразие видов безопасности – входит сюда и финансовая безопасность (безопасность в сфере финансов). Основанием подобного вывода служит научное понимание термина «финансово-устойчивое государство», то есть организация суверенной политической власти, обеспечивающая свою государственную защищенность, а также отстаивающая собственный круг интересов в обстоятельствах всемирной неограниченной конкуренции, вне зависимости от времени и других факторов.

После произошедших в конце XX в. в финансовых и экономических сферах кризисных ситуаций, ряд зарубежных стран для обеспечения безопасности финансовой сферы приняли соответствующие законодательные акты. В качестве наиболее показательного стоит отметить французский закон «О финансовой безопасности», принятый в 2003 г., определяющий вспомогательные мероприятия с целью предоставления защищенности финансовой сфере.

В современном российском законодательстве не содержится соответствующей легальной дефиниции финансовой безопасности. Таким образом отсутствует и закрепление в российском праве финансовой безопасности как правовой категории. Однако, по мнению автора, это не является препятствием для того, чтобы сделать вывод о том, что финансовая и национальная безопасность соотносятся как часть и целое. Причем, данную логику можно четко проследить в соответствующих правовых актах, регламентирующих вопросы безопасности в РФ. В частности, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [3], закрепляет тезис о том, что усиление региональной и глобальной нестабильности сопутствует процессу создания новой полицентричной модели мироустройства. Прослеживается усугубление противоречий, затрагивающих углубления имеющегося разрыва среди уровней благополучия стран, неравномерности темпов развития, контролирования доступа к рынку, борьбы за ресурсы. В происходящей в интернациональной политической «битве» за влияние задействуется широкий диапазон орудий, особенно финансово-экономических. Структурный дисбаланс в мировой финансовой системе и экономике, волатильность рынка энергоресурсов, а также растущая задолженность – все это факторы, из-за которых всегда присутствует большой риск возникновения нового крупномасштабного финансового кризиса.

 Таким образом, представляется закономерным и логичным вывод о том, что финансовая безопасность является комплексным и многоаспектным сложным понятием, предусматривающим определенную защищенность наиболее важных элементов финансовой системы путем использования общности разнообразных средств (включая правовые). К компонентам финансовой безопасности относятся субъекты, объекты, угрозы и риски. Отдельно затрагиваются меры, направленные обеспечение соответствующих видов безопасности.

Зачастую финансовая безопасность рассматривается через призму хозяйствующих субъектов и их финансовой обеспеченности (микроуровень). Так, финансовая безопасность для бизнеса есть основа существования. Это не просто залог стабильной и успешной деятельности, но также и фундамент, на котором стоят компании. Статистические данные четко показывают, что чаще всего банкротства и финансовые проблемы бизнеса напрямую связаны с отсутствием эффективной системы обеспечения финансовой безопасности. Таким образом, цель обеспечения финансовой безопасности предприятия считается успешно выполненной, если качественно обеспечена его финансовая устойчивость, которая критически зависима от организации управления соответствующим бизнесом. Ad hoc комплексное понятие финансовой устойчивости подразумевает отображение финансового состояния, обеспечивающего стабильное развитие предприятия с сохранением его финансовой безопасности в условиях дополнительной степени риска. [4, с. 18].

При этом важно учитывать, что поскольку множество хозяйствующих субъектов являются экономической основой функционирования государства, их успех напрямую влияет на благосостояние страны. Иначе говоря, совокупность всех микроэкономических субъектов являются составными элементами макроэкономики государства. Таким образом, финансовая безопасность отдельных хозяйствующих субъектов важна и в масштабах всей страны. Здесь же отметим, что с позиции безопасности социума и государства в качестве определяющего выступает макроуровень, связанный с защищенностью сферы публичных финансов. На макроуровне финансовая безопасность должна связываться, прежде всего, с финансовой устойчивостью стран, поскольку следствием утраты ими финансовой состоятельности выступает невозможность покрытия текущих социальных и экономических расходов, неспособность к обеспечению финансирования мероприятий безопасности и обороны. Указанное, в свою очередь, способствует формированию реальной угрозы для безопасности государства.

Можно заключить, что финансовая безопасность экономических субъектов подвержена финансовым рискам, вытекающих из проблем в сфере публичных финансов, что свидетельствует о системообразующем характере финансовой безопасности. При этом для поддержания стабильности такой системы важно балансировать финансовую безопасность на макроуровне и микроуровне: частный бизнес должен обеспечивать должный уровень участия в финансировании расходов путем уплаты налогов и других обязательных платежей, тем самым пополняя государственный бюджет.

Основные положения Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации определяют устойчивость финансовой безопасности как один из ключевых параметров состояния экономики, соответствующего предъявляемым экономической безопасностью РФ требованиям [1].  Данная устойчивость обуславливается стабильностью цен, уровнем дефицита бюджета, устойчивостью национальной валюты и банковской системы, нормализацией расчетных отношений и финансовых потоков, уровнем золотовалютного запаса, степенью защищенности интересов вкладчиков, развитием отечественного рынка ценных бумаг и финансового рынка, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности, снижением дефицита платежного баланса, внутреннего и внешнего долга. Также вышеуказанный документ обозначил и ключевые стратегические угрозы национальной безопасности в области экономики. К ним, в частности, относятся: несбалансированность национальной бюджетной системы, незащищенность национальной финансовой системы от спекулятивного иностранного капитала и действий нерезидентов, сохранение существенной доли теневой экономики, условий для криминализации и коррупции финансово-хозяйственных отношений [7].

Кардинальные трансформации характера угроз финансовой безопасности Российской Федерации в настоящее время обуславливают необходимость модернизации инструментов противодействия криминальной активности в финансово-кредитной сфере. В качестве приоритетной задачи единой финансовой политики, реализуемой Правительством РФ, выступает обеспечение стабильности финансовой системы.

В контексте материальной, то есть исключительно финансовой, позиции, финансовая безопасность представляет собой состояние защищенности российской финансовой системы, и основа этой защищенности – финансовая устойчивость самого государства. Оно позволяет реализовывать достаточное непрерывное финансовое обеспечение всех его функций и полномочий. Основным инструментом на пути к данной цели является создание публичных фондов денежных средств и золотовалютных ресурсов. Данная трактовка представляется автору чересчур общей, так как подобный подход не учитывает реального соотношения данных понятий, поэтому следует рассматривать обеспеченность государства не только ресурсами, но также их защищенностью, наряду с защищенностью иных экономических субъектов и финансовых институтов. Таким образом, не следует отождествлять финансовую безопасность с финансовой устойчивостью (финансовой состоятельностью): они соотносятся как целое и часть соответственно. При этом финансовая устойчивость достигается только при сбалансированности доходов и расходов бюджетов РФ, за счет которых каждый субъект РФ получает свою самостоятельность и платежеспособность.

Следовательно, встает вопрос о целях, преследуемых законодателем в области обеспечения финансовой безопасности. Стратегия национальной безопасности РФ определяет следующие направления: «необходимость реализации мер по обеспечению устойчивости валютного курса рубля, суверенитета и укрепления финансовой системы, повышение уровня прямых инвестиций, снижение инфляции, оптимизацию валютного контроля и регулирования, снижение банковских ставок, развитие национальной инфраструктуры финансовых рынков, деофшоризацию экономики, повышение доступности кредитования за счет «длинных» денег, возврат отечественного капитала и снижение объемов его вывоза за рубеж, привлечение внутренних накоплений».

Помимо этого, важно обратить внимание на органы государства, которые являются компонентом финансовой безопасности, приводя в действие эту безопасность. Обладая определенной компетенцией, органы власти уполномочены проводить мероприятия, которые как раз и направлены на обеспечение финансовой безопасности в РФ. Например, такими полномочиями обладает Центральный Банк РФ согласно ст. 3 Федерального закона «О Центральной банке Российской Федерации» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, задачами которого являются защита и обеспечение устойчивости рубля, стабильность и развитие национальной платежной системы, развитие и поддержание стабильности финансового рынка РФ [1].  Таким образом, проводя политику по обеспечению финансовой безопасности государственные органы должны выявить, проанализировать и оценить угрозы финансовой безопасности, определить основные направления государственной политики и построить стратегический план в области обеспечения финансовой безопасности. Определенно, правовую базу обеспечения финансовой безопасности составляет Конституция РФ, принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты РФ.

В заключение автор делает вывод, что невозможно достичь целей финансовой безопасности в отсутствие надлежащего правового механизма, применяющего все необходимые и доступные юридические инструменты, требующиеся с целью ликвидации отрицательных последствий, а также нейтрализации угроз и рисков в финансовой сфере. Наряду с проведением экономических реформ, государству необходимо развивать институт гражданского общества, повышать конкурентоспособность национальной экономики, поддерживать, а лучше повышать качество жизни граждан РФ, гарантируя им личную безопасность, защищая их конституционные права и свободы. Немаловажную роль для обеспечения финансовой безопасности играют правоохранительные органы, задача которых – защищать интересы российской экономики, проводя меры по противодействию национальной и трансграничной экономической преступности, используя инновационные технологии и укрепляя стратегическое партнерство правоохранительных органов различных государств.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2020) // "Парламентская газета", N 131-132, 13.07.2002, "Российская газета", N 127, 13.07.2002, "Собрание законодательства РФ", 15.07.2002, N 28, ст. 2790.
2. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О безопасности", Ст. 1 // "Российская газета", N 295, 29.12.2010, "Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 2, "Парламентская газета", N 1-2, 14-20.01.2011.
3. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года”. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года”.
4. Пименов Н. А. Финансовая устойчивость и безопасность хозяйствующих субъектов // Налоги. 2012. № 41. С. 18-22.
5. Поветкина Н. А. Правовые средства обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации // Журнал российского права. 2014. № 6.
6. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. // Российская газета. 2009. № 214. 13 ноября; Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2010–2012 гг., 25 мая 2009; Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2011–2013 гг. // Доступ из справочной системы «Консультант Плюс».
7. Савенков А. Н. Уголовная политика и устойчивость кредитно-финансовой системы // Журнал российского права. 2016. № 9. С. 78-91.