Статья:

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА НА ПРИМЕРЕ "ШКОЛЬНОЙ ЛИГИ ПО ТЭГ-РЕГБИ"

Конференция: XCIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Топунова М.П. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА НА ПРИМЕРЕ "ШКОЛЬНОЙ ЛИГИ ПО ТЭГ-РЕГБИ" // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XCIX междунар. науч.-практ. конф. — № 10(99). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА НА ПРИМЕРЕ "ШКОЛЬНОЙ ЛИГИ ПО ТЭГ-РЕГБИ"

Топунова Маргарита Павловна
студент, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, РФ, г. Казань
Чебенева Ольга Евгеньевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А .Н. Туполева-КАИ, РФ, г. Казань

 

SOURCES OF FINANCING FOR THE PROJECT USING THE EXAMPLE OF THE "SCHOOL TAG RUGBY LEAGUE"

 

Topunova Margarita Pavlovna

Student, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev-KAI, Russia, Kazan

Chebeneva Olga Evgenievna

Scientific adviser, Candidate of Economics, Associate Professor, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev-KAI, Russia, Kazan

 

Аннотация. Целью данной статьи является анализ и систематизация потенциальных источников финансирования и механизмов их привлечения для обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости социально значимого спортивного проекта на примере «Школьной лиги по тэг-регби», реализуемого в Республике Татарстан. Особое внимание уделяется диверсификации источников, включая гранты, государственную поддержку и корпоративное спонсорство.

Abstract. The purpose of this article is to analyze and systematize potential sources of financing and mechanisms for attracting them to ensure the long-term financial stability of a socially significant sports project using the example of the School Tag Rugby League. Special attention is paid to the diversification of sources, including grants, government support and corporate sponsorship.

 

Ключевые слова: тэг-регби, школьная лига, финансирование проекта, гранты, спонсорство, спортивный менеджмент, Республика Татарстан.

Keywords: tag rugby, school league, project financing, grants, sponsorship, sports management, Republic of Tatarstan.

 

Обеспечение финансовой устойчивости социально ориентированных проектов является одной из ключевых задач их эффективной реализации, особенно в сфере развития детско-юношеского спорта. Проект «Школьная лига по тэг-регби» в Республике Татарстан служит показательным примером такой инициативы, чей стартовый этап был успешно реализован благодаря грантовой поддержке. Однако для обеспечения долгосрочной устойчивости и системного развития подобные проекты требуют диверсифицированного подхода к формированию финансовой стратегии, выходящего за рамки разовых источников. В данной статье будут систематизированы и проанализированы основные источники финансирования и механизмы их привлечения, применимые для проекта «Школьная лига по тэг-регби».

Мировой опыт демонстрирует эффективность многоканального, диверсифицированного подхода к финансированию массового и детского спорта. В развитых странах (США, Великобритания, Германия) преобладает смешанная система, сочетающая государственную поддержку с корпоративным спонсорством, частными пожертвованиями и целевыми фондами. Важную роль играют благотворительные фонды и налоговые стимулы для спонсоров [4, с. 11].

В Российской Федерации также активно развиваются государственные программы поддержки (Фонд президентских грантов, Министерство спорта РФ, региональные программы). Параллельно растет частное спонсорство и корпоративная социальная ответственность, особенно со стороны крупных компаний, заинтересованных в формировании позитивного имиджа. Однако для небольших региональных проектов, таких как «Школьная лига по тэг-регби», системный фандрайзинг и эффективная диверсификация источников финансирования остаются проблемной областью, требующей методической поддержки.

Проект «Школьная лига по тэг-регби» представляет собой значимую социальную инициативу, направленную на развитие физической культуры и формирование здорового образа жизни среди детей младшего школьного возраста. Его основная цель – популяризация тэг-регби как доступного, безопасного и инклюзивного вида спорта, способствующего гармоничному развитию личности. Миссия лиги заключается в формировании физически развитой личности, способной к активной творческой самореализации и укреплению здоровья посредством тэг-регби. Проект способствует не только систематическим занятиям спортом, но и развитию социальных навыков, командного взаимодействия и лидерских качеств у детей [2, с. 198].

Важно отметить, что «Школьная лига по тэг-регби» интегрирована в стратегический менеджмент Федерации Регби Республики Татарстан. Это подчеркивает ее стратегическую значимость для регионального развития регби и служит весомым аргументом при привлечении финансирования.

Целевой аудиторией проекта являются учащиеся младших классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан. Проект охватывает более 100 школ в 16 районах республики, вовлекая свыше 2000 школьников, что способствует массовому приобщению детей к спорту и обеспечивает существенный социальный и демографический эффект. Привлечение молодых спортсменов-регбистов в качестве менеджеров, инструкторов и судей способствует развитию молодежного кадрового потенциала и обеспечивает преемственность поколений в спортивной сфере региона.

Реализация проекта «Школьная лига по тэг-регби» на начальном этапе была обеспечена грантовым финансированием, выступившим мощным стимулом для его запуска. Федеральная грантовая поддержка позволила приобрести необходимое оборудование и организовать серию стартовых турниров, заложив фундамент для дальнейшего расширения и популяризации проекта. Гранты, как специфический вид финансирования, характеризуются безвозвратностью, ограниченным сроком действия и предоставлением официального признания, что снижает финансовые риски, обеспечивает дисциплину расходования средств и повышает легитимность инициативы.

К основным типам грантов, релевантных для проекта «Школьная лига по тэг-регби», относятся [6]:

1. Программа президентских грантов - является одним из наиболее популярных и доступных федеральных источников поддержки некоммерческих организаций. Гранты данной программы способны покрыть значительную часть расходов на начальной стадии проекта и обеспечивают не только финансовую поддержку, но и официальное признание, что существенно облегчает последующее привлечение финансирования.

2. Конкурсы Министерства спорта РФ - эти гранты специализируются на поддержке развития массового и молодежного спорта, а также продвижении здорового образа жизни. Они предусматривают частичную компенсацию расходов на организацию спортивных мероприятий, закупку инвентаря и обучение. Однако, характерно распределение средств между множеством проектов, что обуславливает ограниченный размер индивидуальных грантов и подчеркивает необходимость диверсификации источников финансирования.

Несмотря на очевидные преимущества, грантовое финансирование сопряжено с рядом существенных ограничений, к ним относятся фрагментарный характер и отсутствие долгосрочной перспективы (каждый новый этап или год функционирования проекта требует повторной подачи заявки и победы в конкурсе), строгие критерии целевого использования средств, не всегда покрывающие все статьи проектных расходов, а также высокая конкуренция среди множества социально значимых инициатив, что делает получение гранта не гарантированным. Эти факторы обусловливают нецелесообразность полагаться исключительно на грантовую поддержку для обеспечения долгосрочной устойчивости и системного развития проекта [5, с. 47].

Таким образом, для обеспечения долгосрочной устойчивости «Школьной лиги по тэг-регби» критически важен поиск и привлечение диверсифицированных и стабильных источников финансирования. В качестве одного из приоритетных и наиболее эффективных направлений предлагается активно задействовать спонсорскую поддержку. Организаторам проекта следует целенаправленно работать с крупными компаниями, способными инвестировать в социально значимые инициативы, при этом акцентируя внимание на взаимной выгоде такого сотрудничества. Для корпораций участие в подобных проектах обеспечивает ряд стратегических преимуществ: укрепление репутации и имиджа (повышение корпоративной социальной ответственности – КСО), популяризацию продукта и бренда через рекламные интеграции, а также усиление связей с местными сообществами, что способствует формированию лояльности.

При ориентировочном бюджете турнира в 3-5 миллионов рублей, привлечение нескольких крупных спонсоров, каждый из которых потенциально может внести от 0,5 до 1 миллиона рублей, способно покрыть значительную часть этих расходов. В качестве потенциальных стратегических партнеров-спонсоров для «Школьной лиги по тэг-регби» определены крупные промышленные и финансовые предприятия Республики Татарстан, обладающие опытом в области корпоративной социальной ответственности:

  • ПАО «Нижнекамскнефтехим»
  • ОАО «КАМАЗ»
  • ООО «ТАИФ-НК»
  • Группа «Ак Барс Холдинг»
  • ПАО «Казаньоргсинтез»

Их потенциальное участие соответствует стратегиям КСО и способно обеспечить проекту необходимую финансовую устойчивость.

Несмотря на значимость спонсорской поддержки, её привлечение не всегда способно полностью удовлетворить финансовые потребности проекта. В обеспечении устойчивого развития «Школьной лиги по тэг-регби» ключевую роль играет государственная поддержка, учитывая активную позицию Республики Татарстан в развитии молодежных инициатив и спорта.

Основные направления государственной поддержки включают [3, с. 120]:

  1. Федеральные и региональные гранты: целевые программы Министерства спорта РФ и региональных ведомств, направленные на развитие массового и детско-юношеского спорта, способны предоставить средства на оборудование, мероприятия и поддержку тренерского состава.
  2. Субсидии из местных бюджетов: муниципальные отделы образования и спорта могут выделять средства на поддержку школьных спортивных лиг, компенсацию затрат на аренду инфраструктуры и организацию локальных соревнований, что особенно актуально для проекта с охватом 16 районов.
  3. Партнерство с государственными образовательными учреждениями: предоставление школами спортивных площадок на безвозмездной или льготной основе представляет собой форму непрямой государственной поддержки, существенно снижающей операционные расходы проекта.
  4. Участие в целевых программах по развитию массового спорта: интеграция «Школьной лиги по тэг-регби» в государственные программы федерального или регионального уровня обеспечивает системное финансирование и институциональную поддержку.

Для обеспечения полной финансовой устойчивости «Школьной лиги по тэг-регби», помимо грантов, спонсорской поддержки и государственной помощи, необходимо активно применять краудфандинг и другие инновационные методы привлечения средств. Краудфандинг, представляющий собой механизм народного финансирования через специализированные онлайн-платформы, особенно эффективен для социально значимых проектов, способных формировать активное сообщество сторонников.

Помимо классического краудфандинга, перспективными являются такие инновационные подходы, как фандрейзинговые мероприятия (благотворительные марафоны, спортивные праздники с платным участием), организация партнерских программ с местными предприятиями малого и среднего бизнеса, а также вовлечение сообщества через добровольческие взносы и пожертвования от выпускников школ-участниц лиги. Эти методы не только способствуют диверсификации источников финансирования, но и укрепляют связи с сообществом, повышая узнаваемость и лояльность к бренду лиги [1, с. 128].

Проведенный анализ источников финансирования для проекта «Школьная лига по тэг-регби» убедительно демонстрирует, что его долгосрочная финансовая устойчивость и развитие напрямую зависят от реализации комплексной и диверсифицированной стратегии. Эта стратегия включает в себя системное привлечение грантовой и спонсорской поддержки, активное взаимодействие с государственными структурами на федеральном и региональном уровнях, внедрение инновационных методов фандрейзинга.

Каждый из этих каналов не только обеспечивает необходимые финансовые потоки, но и способствует повышению социальной значимости проекта и расширению вовлеченности сообщества. Учитывая массовый охват детей, развитие молодежного кадрового потенциала и высокую социальную направленность, «Школьная лига по тэг-регби» обладает существенным потенциалом для привлечения широкого круга инвесторов и партнеров. Применение такой многовекторной финансовой модели позволит не только оперативно покрывать текущие расходы, но и обеспечит условия для масштабирования и институционального закрепления проекта в спортивной экосистеме Республики Татарстан.

 

Список литературы:
1. Аверин А. В., Загулова Д. В. Анализ источников финансирования развития физической культуры и спорта в российской федерации // ЭТАП, 2021. – №5. – С. 126-138.
2. Андреенко Т.А., Череп З.П., Попов А.П., Хомутова Е.В., Павленко Е.П., Серженко Е.В. Тег-регби как перспективное направление физического воспитания учащейся молодежи в неспециализированном высшем учебном заведении // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2021. – № 7. – С. 197-201.
3. Иванов Д. В. Социальная политика регионов в области профессионального спорта: состояние и тенденции развития // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки, 2022. – №3. – С. 119-127.
4. Нестерова М. Н., Светличная Е.Е., Глуханюк Н.В. Тег-регби как перспективное направление физического воспитания учащейся молодежи // Наука, 2020. – № 7. – С. 10-13.
5. Ольховский Р. М., Филимонова С. И., Жданович Д. О., Еремина Е. А. Совершенствование механизмов финансового обеспечения деятельности студенческих спортивных клубов // ТиПФК, 2021. – №3. – С. 45-47. 
6. Гранты РФ. Информационный ресурс об оказании финансовой поддержки некоммерческим неправительственным организациям в регионах Российской Федерации. О платформе президентских грантов [Электронный ресурс] – URL: https://xn--80af5akm8c.xn--p1ai/data/grants/about (дата обращения: 05.10.2025)