Статья:

МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика труда

Выходные данные
Цой В.Л. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXXX междунар. науч.-практ. конф. — № 3(80). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

Цой Виолетта Леонидовна
студент 2 курса Института Экономики и Управления, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград

 

Аннотация. В экономике России система мотивации и стимулирования работников любой организации связана с ценностями поколения, к которому они принадлежат, что естественно напрямую влияет на эффективность работников организации. В статье рассматривается мотивация и стимулирование как некие производные воздействия на работников какой-либо организационной деятельности, предпочтительно через вознаграждение, для достижения важных целей организации через улучшение условий функционирования персонала.

 

Ключевые слова: мотивация, стимулирование труда, заинтересованность работника, эффективность труда, финансовое вознаграждение.

 

Эффективное управление организацией полагает максимально полное использование всех возможных ресурсов. Один из ключевых и самых значимых ресурсов являются работники, целенаправленная сплоченная трудовая деятельность которых способна обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей предприятия. Именно поэтому данный аспект производственно-социальный характера экономки, имеющей как экономические, так и поведенческие предпосылки, обуславливает необходимость глубокого изучения проблемы трудовой мотивации и стимулирования труда работников организации.

На сегодняшний день имеется большое количество трактовок понятий мотивации и стимулирования и их взаимосвязи. Поскольку у исследователей пока нет единой точки зрения по этим вопросам, представляется целесообразным обсуждение данной проблемы.

Понятие «мотивация» рассматривали многие зарубежные и отечественные авторы. Данная дефиниция происходит от слова «мотив», которое характеризуется как причина, побуждающая человека действовать.

Определяя собственную позицию, необходимо особо подчеркнуть, что:

  • мотив – это внутреннее побуждение человека, следовательно, мотивация – это процесс воздействия внутренней детерминации поведения и деятельности, которая, конечно же, может быть обусловлена и внешними факторами, окружающей человека средой. Но внешняя среда воздействует на человека физически, в то время как мотивация - процесс психический, преобразовывающий внешние воздействия во внутреннее побуждение для достижения собственных, поставленных целей;
  • стимул – это внешнее воздействие на человека, следовательно, стимулирование – это процесс побуждение к действию работника стимулов к осуществлению определенных действий, выгодных для организации и в какой-то степени его самого.

Рационально рассматривать стимулирование как некую производную воздействия на работников какой-либо организационной деятельности, предпочтительно через вознаграждение, для достижения важных целей организации через улучшение условий функционирования персонала.

Основная цель стимулирования труда – мотивировать работника на трудовую деятельность для достижения целей организации, в то время как работник достигает свои собственные цели. Таким образом, стимулирование является производной мотивации, т.е. это вторичное понятие.

Стоит отметить, что стимулирование всегда представляет собой процесс внешнего воздействия. На практике стимулирование сводится к воздействию на мотивы работника и потому является более широким понятием. Однако мотивация может производиться работником самостоятельно, то есть независимо от внешних воздействий и факторов.

Несмотря на то, что в настоящее время проблеме определения понятия и сущности «мотивации» и «стимулирования» посвящено множество работ, как отечественных, так и зарубежных авторов, вопрос для дискуссий остается актуальным и по сей день.

В ходе анализа работ и других литературных источников в современной научно-экономической литературе, посвященных изучению мотивации и стимулирования труда работников организации. Обозначенное психологическое различие между мотивацией и стимулированием, как правило, не принимается во внимание, поскольку в хозяйственной практике предприятий данные процессы осуществляются комплексно в рамках общего процесса побуждения работников к труду.

В следствие этого, считается целесообразным в конкретном исследовании не разграничивать данные понятия и рассматривать их совместно, поскольку нас интересует не психология данного процесса, а его экономический результат для организации и меры управления, необходимые для его достижения.

Несмотря на различия в трактовках, общий смысл и сущность мотивации и стимулирования труда работников предприятия заключается в том, чтобы побудить работников действовать целевым образом в определенной рабочей ситуации, выгодных для организации, посредством обеспечения их выгодности для самих работников.

Так, Уткин Э.А считает, что мотивация — это выбор человека того или иного поведения, определяемого комплексом внешних и внутренних факторов [1, с. 54].

Р. В. Губарев определяет мотивацию как предрасположенность к тому, чтобы целенаправленно (и добровольно) вести себя определенным образом для удовлетворения своих специфических (различающихся у разных работников) трудовых потребностей [2, с. 17]. В свою очередь стимулирование, по определению данного ученого, предполагает вынуждение работника к совершению определенных действий [3, с. 1121].

Дятлов В.А. и Кибанов А.Я. придерживаются следующей трактовки понятия. Мотивация – стремление работника удовлетворить свои потребности посредством трудовой деятельности [4, с. 49]. 

В целом, анализируя определения выше, стоит отметить отсутствие единой трактовки «мотивации». Понятие рассматривается как:

- процесс эффективности трудовой деятельности;

- комплекс внутренних и внешних факторов;

- стремление зарыть потребности.

Каждый современный автор имеет свое виденье, но каждое определение имеет одну общую характерную черту, которая характеризует мотивацию как процесс побуждения к определённому действию.

Эффективность труда представляет собой функцию способности и мотивации. С экономической точки зрения методы мотивации подразделяются на «прямые» (основная\дополнительная оплата труда, вознаграждения\премии, различные виды выплат) и «косвенные» (льготные путевки предоставляемые для сотрудников организации, пользование социальными учреждениями организации и т.д.). В результате применения данных экономических методов сотрудники получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние.

Финансовая мотивация и стимулирование труда работников, представляет собой процесс, когда работодатель тратит деньги на вознаграждение напрямую, в следствии этого работник получает денежное вознаграждение. Финансовая мотивация и стимулирования вознаграждения имеют не долгосрочный эффект, то есть оказывают влияние на продуктивность работника, пока ему выплачивается материальное вознаграждение и перестают действовать сразу по завершении выплат.

Наиболее распространенным финансовым вознаграждением является либо денежный бонус (премия), либо повышение заработной платы (оклада).

В условиях рыночной экономики и Общества потребления финансовая мотивация и стимулирование является особенно важной, но оно оказывает различный эффект на разных сотрудников. Нами выявлены следующие наиболее распространенные примеры финансовой мотивации и стимулирования труда работников современных предприятий.

Стимулирование и мотивация не только побуждает работников работать больше и проявлять как можно более высокую результативность, но и дает работникам ощущение, что они являются частью бизнеса, поскольку они напрямую связаны с ним. Это обеспечивает уникальную общую связь между всеми работниками.

 

Список литературы:
1. Губарев Р. В. Анализ современных теорий мотивации и стимулирования труда // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. –2014. – № 1.(7). – 17 с.
2. Губарев Р. В. Становление теорий мотивации и стимулирования труда // Экономика и социум. – 2014. – № 2-5 (11). – 1121-1122 с.
3. Дятлов В.А., Кибанов А.Я. Экономика труда. – М.:Приор, – 2012. – 49 с.
4. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. М: Приор 2013. — 54 с.