НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ В ПОСТКОВИДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Конференция: L Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством
L Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ В ПОСТКОВИДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
DIRECTIONS OF APPLICATION OF INNOVATIONS IN EDUCATION IN THE POST-MARKET ECONOMY
Mikhail Kushakov
Minister, Ministry of Education and Science of the Donetsk People's Republic, Donetsk
Аннотация. В статье раскрыты роль маркетинга инноваций образовательных услуг на этапе адаптации системы образования к изменению формата обучения, которая наблюдается в результате развития постковидной экономики. Представлены направления применения инноваций в образовании в постковидной экономике, а именно раскрыты характерные черты использования информационно-коммуникационных технологий в системе образования, которые открывают новые возможности в преподавании предметов, позволяют повысить эффективность обучения, интеллектуальный уровень обучаемых, привить навыки самообразования, самоорганизации, облегчить решение практических задач.
Abstract. The article reveals the role of marketing of educational services innovations at the stage of adaptation of the education system to the change in the format of training, which is observed as a result of the development of the post-market economy. The directions of application of innovations in education in the post-school economy are presented, namely, the characteristic features of the use of information and communication technologies in the education system are revealed, which open up new opportunities in teaching subjects, allow increasing the effectiveness of teaching, the intellectual level of students, instilling skills of self-education, self-organization, and facilitate the solution of practical problems.
Ключевые слова: маркетинг инноваций; образовательные услуги; система образования; постковидная экономика; образовательный процесс; информационно-коммуникационные технологии.
Keywords: innovation marketing; educational services; education system; post-market economy; educational process; information and communication technologies.
Образование-это наиболее эффективный и действенный способ обучения и овладения базовыми и передовыми навыками и знаниями. Роль маркетинга в сфере образования заключается не в обеспечении каких-либо отдельных этапов инновационного цикла, а всего процесса в целом. Такое положение комплекса маркетинга позволяет эффективно организовать инновационный процесс в сфере образования, меняя его продолжительность, пользуясь наличием связи любого этапа цикла между собой через блок маркетинга, а также включить в инновационный процесс нужды, потребности, спрос, как существующих, так и потенциальных потребителей в системе высшего образования [1, С. 49-51.].
Основная задача внедрения инноваций в маркетинге — это сохранение баланса между производством и инновациями, включающие в себя, повышение конкурентоспособности, благоприятные изменения на рынке услуг, улучшение техники предоставления услуг, развитие рынка и высокие результаты [2, С. 91-95.].
Изучая особенности маркетинга инноваций образовательных услуг на этапе адаптации системы образования к изменению формата обучения, которая наблюдается в результате развития постковидной экономики следует более тщательно изучить вопросы развития и внедрения инноваций в образовательный процесс в деятельности образовательных учреждений.
Создать успешно функционирующую и соответствующую времени модель профессиональной подготовки будущего специалиста возможно только на основе непрерывного внедрения педагогических инноваций в практику образовательного процесса. Инновация в образовательной деятельности-это широкое использование, прежде всего, новых технологий обучения и организации образовательного процесса для получения результатов в виде образовательных услуг, отличающихся социальным и рыночным спросом.
Сфера образовательных услуг представляет собой особую область, уровень восприимчивости к инновациям которой влияет на формирование кадрового потенциала отдельных предприятий и отраслей в целом [3].
Как правило, инновации основаны на создании или перепроектировании продуктов, процессов или бизнес-моделей в интересах организации. Инновации в образовании направлены на позитивные изменения, но в этом случае эти изменения принесут непосредственную пользу классу, школе, округу, университету или даже практике обучения и обучения организации.
Инновации являются жизненно важным компонентом прогресса во всех отраслях, и образование не является исключением [4]. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые возможности в преподавании предметов, позволяет повысить эффективность обучения, интеллектуальный уровень обучаемых, привить навыки самообразования, самоорганизации, облегчить решение практических задач. Появилась возможность повысить наглядность в учебном процессе. Использование компьютерных технологий позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, запоминающимся. Современный учитель занимается различными видами профессиональной деятельности: педагогической, учебной, научной, методической, управленческой. У него есть различные возможности использовать компьютерные или информационные технологии для получения, передачи, организации, обработки информации, а также для общения между коллегами, студентами, их родителями и т.д. Информатизация образования выдвигает требования соответствия профессиональной подготовки педагогов.
Поэтому одной из глобальных целей информатизации образования является подготовка педагогов, готовых и способных применять новые информационные технологии в процессе преподавания и управления образованием, активно участвующих в процессе информатизации образования. Использование ИКТ в образовании позволяет не только по-новому взглянуть на педагогический процесс, но и обеспечивает необходимый научно - методический аппарат для их анализа и актуализации. Кроме того, ИКТ оказывают существенное влияние на содержание образования и управление педагогическим процессом (планирование, организация, мониторинг, прогнозирование и т.д.).
Новые требования общества к уровню образования и личностного развития уже привели к изменению технологии образования. Сегодня инновационные технологии позволяют организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также ориентации личности студента на его интересы, склонности и способности. Среди них ведущее место принадлежит таким видам, как личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, блочно-модульное обучение, проектное обучение, кейс-метод, кредитно-модульная система оценки, кооперативное обучение, многоуровневое обучение, проведение бинарного урока, дистанционное обучение [5].
Внедрение инновационных образовательных технологий предоставляет широкие возможности для развития процесса дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности. Перспективами дальнейших научных исследования является изучение и оценка современного состояния и мониторинг оценки качества образовательных услуг в постпандемийный период; мониторинг условий развития образовательных услуг в постковидной экономике; определение направлений трансформации образовательных услуг на этапе адаптации системы образования к изменению формата обучения.