QR-коды: преимущества и проблемы их использования. Ситуация в России
Конференция: XLV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика предпринимательства
XLV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
QR-коды: преимущества и проблемы их использования. Ситуация в России
QR CODES: ADVANTAGES AND PROBLEMS OF THEIR USE. SITUATION IN RUSSIA
Mikhail Lakiza
Student, The Russian Presidential Academy Of National Economy And Public Administration, Russia, Moscow
Аннотация. Актуальность. Использование QR-кодов очень удобно как для людей – быстрота и простота использования, так и для бизнеса – канал продвижения, удобство. При этом данное направление уже успешно развилось в Китае, и развивается в России.
Abstract. Using QR codes is very convenient for both people – speed and ease of use, and for business-a promotion channel, convenience. At the same time, this direction has already successfully developed in China, and is developing in Russia.
Ключевые слова: QR-код; технологии; цифровизация.
Keywords: QR code; technology; digitalization.
QR-код – двухмерный штрих-код, содержащий в себе разные сведения. Расшифровать данную аббревиатура можно как быстрый отклик – “Quick Response”. Это и указывает на быстроту распознавания и преобразования информации, содержащейся в коде. Путем считывания кода со смартфона моно моментально получить содержащуюся в нем информацию, например, о товаре.
QR-код представляется в виде черных квадратов, которые расположены в квадратной сетке на белом фоне. Этот код можно просканировать благодаря специальному устройству и программному обеспечению – камере телефона, и получить закодированные данные.
Максимально количество символов, которое может содержать в себе QR-код составляет:
- Цифры – 7089;
- Цифры и буквы (включая кириллицу) – 4296;
- Двоичный код – 2953 байт;
- Иероглифы – 1817.
Если рассмотреть историческую сторону вопроса, то QR-код был разработан в Японии в 1994 году. Разработала его компания Denso-Wave для кодирования разнообразной служебной информации. Компания пришла к разработке QR-кода во-многом из-за того, что объема информации, содержащейся в штрих-коде, популярном в то время, стало не хватать.
Первоначально он использовался в интересах промышленности Японии. Основной сферой применения была маркировка различных деталей и запасных частей при транспортировке. Спустя время, достаточно длительное, использование QR-кодов расширилось на другие сферы человеческой жизнедеятельности и сейчас очень популярно.
Во-многом это связано с удобностью их использования. Прежде всего это связано со следующими факторами:
- можно закодировать достаточно большое количество информации;
- простота в использовании. Необходимо навести камеру телефона, и информация будет считана. Нет необходимости вручную вводить некоторые данные, боясь совершить опечатку;
- QR-код имеет алгоритм для корректировки ошибок, позволяя считывать коды, которые имеют определенные повреждения (затерты) или были сканированы в движении (при сканировании рекламы во время езды на автомобиле);
- наличие широкого ассортимента приложений, которые помогают создать собственный QR-код.
Наш темп жизни с каждым годом становится все быстрее, и возникает необходимость, чтобы рутинные действия были просты в использовании и занимали как можно меньше времени. QR-код отвечает этим требованиям, что позволяет ему быть полезным для многих сфер.
Основные сферы применения:
- производство;
- логистика;
- складирование;
- управление запасами;
- торговля;
- транспорт;
- здравоохранение;
- маркетинг и реклама.
Сейчас QR-коды получили широкое распространение в основном в странах Азии, где он и был создан. При этом развивается в Странах Европы и Северной Америки.
Далее хотелось бы рассмотреть международный опыт на примере лидера по развитию данного направления – Китая.
Самой распространенной схемой проведения платежей, которая основана на использовании QR-кодов, является использование решений WeChat Pay (платежная система для проведения платежей с помощью мессенджера WeChat, принадлежащая Tancent) и Alipay (одна из крупнейших платежных систем, которая входит в Alibaba Group). Около трети всех мобильных платежей и переводов совершается при помощи QR-кодов.
Столь широкое распространение они получили благодаря мессенджеру WeChat, появившемуся в 2011 году. У этого приложения был один очень важный нюанс – у всех пользователей был уникальный QR-код и встроенный сканер по считыванию кодов. Данное приложения очень популярно в Китае, соответственно люди част использовали сканер и коды, и это вошло в привычку, что впоследствии привело к более широкому распространению и использованию в повседневной жизни.
Сейчас WeChat уже не просто мессенджер, а целая экосистема, которая включает в себя платежную платформу, социальную сеть, среду для разработки продвижения игр и сервисов.
В Китае огромную роль играет электронная коммерция. WeChat мы можем назвать невероятно сильным инструментом маркетинга и монетизации своей деятельности со стороны различных организаций. В середине 2012 года у каждого бренда появился свой публичный аккаунт с уникальным QR-кодом. В этот же момент началась тенденция по замене ссылок QR-кодами. Это позволило сформировать привычку у наиболее активной и платежеспособной части населения. По данным на конец 2017 года аудитория мессенджера составила около 1 млрд пользователей – с 2012 года рост более чем в 5 раз.
Также хотелось бы затронуть и то, что по некоторым данным правительство Китая рассматривает возможность интеграции QR-кодов в официальные документы, а именно в паспорт, свидетельство о рождении, автомобильные права. Что придаст еще более сильный импульс в развитии QR-кодов. [1]
Но при всем удобстве и распространенности QR-кодов существуют некоторые проблемы в их использовании. Например, проблема фальсификации. Ярким примером является ситуация с компанией Mobike – популярный сервис совместного использования велосипедов. Нарисованный на велосипеде QR-код сканировался для внесения депозита и оплаты аренды. Злоумышленники наклеивали поддельные QR-коды на велосипеды и человек переводил деньги, а именно 43$, им, а не компании. Одним из немногих способов идентификации кодов является установка специализированного программного обеспечения.
Далее хотелось бы рассмотреть ситуацию в России. О технологии оплаты с помощью QR-кодов знает достаточно много россиян, но пока широко не используется.
- Россияне знакомы с технологией оплаты через QR-код.
При демонстрации примера QR-кода 78% россиян сказали, что знают эту разновидность штрихкодов. Более осведомленные группы — молодежь (18-34 года) и жители крупных городов. Менее осведомлены представители старшей возрастной группы и жители малых населенных пунктов.
- Россияне пока редко расплачиваются по QR-кодам: только каждый четвертый (24%) когда-либо имел такой опыт.
Портрет пользователя QR-кодами для оплаты: мужчина, представитель молодого поколения (18-34 года), житель крупного города. 76% россиян никогда не пользовались QR-кодами для оплаты.
- Сегодня QR-код не воспринимается россиянами как удобный способ оплаты.
Лидирующий способ оплаты по удобству – карта с бесконтактной оплатой.
- Россияне проявляют интерес к оплате через QR-коды и большинство (84%) хотят попробовать платить через них.
53% будут это делать выборочно, только в знакомых или крупных торговых точках, а 31% везде, где это возможно. 16% не станут пользоваться этой технологией (чаще всего такой позиции придерживаются представители старшего поколения).
- Россияне, оплачивающие покупки бесконтактно картой или смартфоном, с большей вероятностью будут пользоваться QR-кодами как способом оплаты везде, где это возможно.
Среди тех, кто пользуются наличными, расплачиваться по QR-кодам готовы 24%. Те, кто использует банковские карты, готовы использовать QR-коды чаще (29-30%), а те, кто привык платить бесконтактно со смартфона – еще чаще (43%). [2]
Исходя из этих данных, мы можем сделать вывод, что население знает о QR-коде, но при этом использует его в своей жизни не так часто. Работа по развитию данной технологии ведется, и, возможно, через некоторое время будет виден прогресс в использовании QR-кодов населением, так как это достаточно удобно, как мы выяснили, и для покупателей, и для продавцов.