Подготовка молодежи к выходу на рынок труда: потенциал к трудоустройству
Конференция: L Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика труда
L Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Подготовка молодежи к выходу на рынок труда: потенциал к трудоустройству
PREPARING YOUTH TO ENTER THE LABOR MARKET: POTENTIAL FOR EMPLOYMENT
Valentina Kovalenko
PhD in Public Administration, Associate Professor, Institute of Economic Research, DPR, Donetsk
Marina Borisenko
PhD in Economics, Associate Professor, Institute of Economic Research, DPR, Donetsk
Аннотация. В статье освещается проблема подготовки молодежи к выходу на рынок труда в современных условиях. При этом обосновывается важность формирования потенциала молодых людей к трудоустройству. Принимая во внимание открытый характер указанного потенциала, сделан акцент на необходимости учета современных вызовов человеку как субъекту труда в структуре компетенций трудоустраиваемости.
Abstract. The article highlights the problem of preparing young people to enter the labor market in modern conditions. At the same time, the importance of building the potential of young people for employment is substantiated. Taking into account the open nature of this potential, the emphasis is placed on the need to take into account modern challenges to a person as a subject of labor in the structure of employability competencies.
Ключевые слова: молодежь; рынок труда; занятость; потенциал к трудоустройству; компетенции трудоустраиваемости.
Keywords: youth; labor market; employment; employment potential; employability competencies.
В настоящее время в сложных социально-экономических условиях актуализируется проблема формирования и максимально эффективного использования человеческого капитала. В такой связи одной из наиболее проблемных зон выступает обеспечение занятости молодежной когорты населения.
На международном уровне одной из основных целей в обеспечении занятости в современных условиях определена разработка ориентированного на человека подхода к формированию будущего труда в направлении содействия приобретению всеми работниками навыков, компетенций и квалификаций на протяжении их трудовой жизни в рамках общей ответственности правительств и социальных партнёров [1].
Проблема обеспечения занятости молодежи в современных публикациях активно рассматривается в аспекте развития молодежного рынка труда и направлений его регулирование [2]. Заметным становится интерес к международному опыту повышения занятости и снижения безработицы среди молодежи [3].
Представляет интерес анализ молодежной занятости в контексте несоответствия существующего рынка образовательных услуг и потребностей рынка труда, а также экономическая оценка индивидуальных факторов риска молодежной безработицы [4, 5].
Вместе с тем индивидуальные факторы готовности молодежи к выходу на рынок труда, преодоления порога «учеба-работа» в контексте современных вызовов человеку как субъекту труда в исследованиях разработаны недостаточно, что и обусловило интерес к заявленной проблеме.
Целью статьи является обоснование важности формирования потенциала молодого человека к трудоустройству, выделение и содержательное наполнение компетенций, составляющих указанный потенциал.
Происходящие в эпоху VUCA мира (от английского volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность) изменения затрагивают все сферы социальной жизни, что создает не только дополнительные возможности, но и продуцирует новые риски развития человеческого капитала [6]. Они выражаются в нестабильности треков и паттернов профессионального образования и развития, принимаемых за основу формирования человеческого капитала. Профессиональные качества, представляющиеся в конкретный момент ключевыми, уже в ближайшей перспективе могут стать невостребованными в силу изменений на рынке труда. Это создает парадоксальную ситуацию, когда работодатели при наличии предложений испытывают дефицит рабочей силы [7].
В современных условиях неопределенности, непредсказуемости среды происходит трансформация запросов работодателей на компетенции сотрудников. При этом одной из наиболее востребованных становится готовность принимать вызовы неопределенности. В таком контексте работника будущего в терминологии Н. Талеба можно охарактеризовать как объект высокой степени «антихрупкости», что предполагает его способность принимать решения в условиях непредсказуемости и выходить из-под воздействий среды с более высокими характеристиками [8].
Один из важнейших вызовов XXI века состоит в изменении социального контракта для активации самостоятельного профессионального развития и самореализации каждого человека. В этой связи возрастает ответственность человека за собственное развитие, осознанное саморазвитие и занятость в течение жизни. В современных условиях во всем, что касается гарантий занятости, наблюдается сдвиг в сторону ответственности самого работника за приобретение компетенций, обусловливающих его ценность на рынке труда, а понятие «гарантия занятости» постепенно замещается понятием «трудоустраиваемость». Это качество личности не является атрибутом только тех, кто начинает свою профессионально-трудовую деятельность, но и обеспечивает востребованность работника в течение всей его трудовой жизни, в том числе и в кризисных ситуациях. Речь идет об «устойчивой трудоустраиваемости», которая формируется в период получения профессионального образования и непрерывно наращивается на последующих этапах профессионального становления человека. Предопределяющими факторами потенциала к трудоустройству признаны профессиональные навыки и знания, благодаря которым можно усовершенствовать эффективность функционирования внутренних и внешних рынков труда [9].
Особенностью концепции потенциала к трудоустройству является «открытый» подход к выделению его составляющих. Это задает возможности реагирования на современные вызовы для человека как субъекта труда и, соответственно, формирования необходимых в такой связи компетенций. Содержание основных современных вызовов для человека как субъекта труда представлено на [рис. 1].
Рисунок 1. Содержание основных современных вызовов для человека как субъекта труда представлено
Важнейшими атрибутами кластера компетенций трудоустраиваемости молодых людей являются:
– самостоятельное прогнозирование своего социально-трудового поведения в различных жизненных ситуациях на основе анализа доступной информации с учетом цели трудоустройства;
– мобилизация себя на выполнение принятых решений относительно получения рабочего места вопреки различным ситуациям, негативному окружению, склонности к откладыванию деятельности;
– самостоятельное отслеживание процесса актуализации имеющихся компетенций, а также их наращивания с целью трудоустройства, самомотивация;
– оценочная рефлексия относительно собственного социально-трудового поведения, конкурентоспособности на рынке труда;
– наращивание компетенции прогнозирования хода выполнения запланированного и оценивания промежуточных результатов.
С учетом реального контекста жизнедеятельности молодых людей в современных социально-экономических условиях представляется, что центральное место в совокупности компетенций трудоустраиваемости должно быть отведено резильентности, которая понимается как способность «держать удар» в ситуации затруднения, серии неудач и потерь, вызовов, неблагоприятных обстоятельств [10]. Резильентности предполагает сопротивление разрушению, т.е. способность человека защитить свою целостность в ситуации давления обстоятельств, а также способность строить полноценную жизнь в трудных условиях, развиваться и созидать.
Компонентами резильентности выступают:
– умение «отражать» негативные факторы в социально-трудовом, профессиональном становлении;
– умение управлять собственной эмоциональной сферой;
– понимание собственных сильных сторон личности и профессионала, ценности полученного образования.
Таким образом, поскольку современные условия жизнедеятельности человека динамичны и требуют от субъекта быстрой адекватной реакции на вызовы, возникает необходимость формирования готовности к восприятию и принятию указанной динамики, осуществлению в новой ситуации действий, направленных на установление равновесия между требованиями среды и возможностями личности. В этом контексте необходимо указать на важность разработки мер в целях поддержки профессионально-личностного роста человека, стимулирования его субъектности, что, в основном, лежит в сфере компетенций преподавателей и психологов системы профессионального образования.