Реализация кластерных инициатив как фактор развития инноваций
Конференция: XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Экономика
XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Реализация кластерных инициатив как фактор развития инноваций
IMPLEMENTATION OF CLUSTER INITIATIVES AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF INNOVATIONS
Alla Yarlychenko
Cand. Econ. Sciences, Kazan National Research Technological University, Russia, Kazan
Аннотация. Создание интегрированных образований рассматривается как объективный процесс в современной экономике, который приводит к формированию новых источников конкурентных преимуществ у субъектов хозяйствования. В статье анализируются географическая и организационная близость субъектов хозяйствования как факторы сетевизации экономики. Сделан вывод о конкурентных преимуществах кластеров как формы реализации географической близости и о роли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в развитии иных форм интеграции (экосистем предпринимательства, цепочек добавленной ценности и др.), основанных на организационной близости.
Abstract. The creation of integrated entities is considered as an objective process in the modern economy, which leads to the formation of new sources of competitive advantages for business entities. The article analyzes the geographical and organizational proximity of economic entities as factors of the networkization of the economy. The conclusion is made about the competitive advantages of clusters as a form of realizing geographic proximity and the role of information and communication technologies (ICT) in the development of other forms of integration (ecosystems of entrepreneurship, value chains, etc.) based on organizational proximity.
Ключевые слова: организационная и географическая близость; инновационная деятельность; кластерные образования; сетевизация экономики; информационно-коммуникационные технологии; конкурентные преимущества.
Keywords: organizational and geographical proximity; innovative activities; cluster formations; networkization of the economy; information and communication technologies; competitive advantages.
Начало изучения механизмов взаимодействия экономических агентов – предприятий реального сектора экономики с научно-исследовательскими и образовательными организациями и с органами государственной власти, объединенных территорией размещения, восходит к работам А.Маршалла [1] и М.Портера [2], которые стояли у истоков теории кластеров. Исследование итераций с участием экономических агентов различной секторальной принадлежности и различных форм собственности приобрело особую актуальность в условиях сетевизации экономики и ускорения инновационных процессов. Формирование информационного и сетевого типов инновационного цикла предопределило необходимость разработки теоретико-методических подходов, объясняющих процессы интеграции и позволяющих обосновать инструменты управления ими. Этим определяется выбор темы данного исследования.
Обзор литературы, посвященной сетевым взаимодействиям в современной экономике, показывает, что значительное место в ней занимают вопросы эффективного использования ресурсов в рамках локальных экономических систем. Реализация междисциплинарного подхода позволяет авторам выявить закономерности реализации противоречивых процессов глобализации и локализации и расширить область анализа за счет включения в него вопросов транспорта, занятости, устойчивого развития, землепользования, городской политики [4; 6] и др. В то же время именно инновации выступают основным объектом изучения авторов, которые анализируют отношений сотрудничества и соперничества между предприятиями или между предприятиями и их окружающей средой. Одновременно они подчеркивают взаимосвязь между локальными сетями и внешними потоками активов в процессе создания знаний и инноваций. Инновационные процессы рассматриваются как многосубъектные процессы, имеющие пространственные и организационные контексты. При этом географическая близость признается в качестве важного фактора непрерывного обучения и диффузии инноваций, в том числе через персонифицированные отношения.
Анализ исследований, посвященных инновационным отношениям и к системе взаимодействий в их рамках, показывает, что существуют подходы, основанные на признании их пространственного измерения и отрицающие существование последнего. В настоящее время пространственный подход является доминирующим и учитывает дистанционное сотрудничество и обмен ИКТ, а также признает растущую роль выставок и конференций как некоммерческих форм передачи информации в процессе распространения и обмена инновациями. В этой связи авторами используются такие категории как временная географическая близость или отношения организованной близости на расстоянии, т.е. авторы выделяют два типа близости – географическую и организованную. Выявление доминирующего типа взаимосвязей позволяет, во-первых, объяснить специфику отношений сотрудничества и обмена в отношении исследований и разработок в рамках кластера, а также определить значимость территориальной близости размещения участников инновационного процесса. Учет географической и организационной близости важен для оценки эффективности связей дистанционного сотрудничества при реализации совместных проектов, а также для выявления конкурентных преимуществ географической близости в отношении инновационных потоков.
Следует признать, что помимо организационной и географической некоторые авторы используют иные подходы к классификации близости и выделяют географическую, социальную, когнитивную, организационную и институциональную [3]. На наш взгляд, выделение двух типов близости целесообразно для решения задачи данного исследования, поскольку это позволяет определить потенциальные возможности экономических агентов в инновационных процессах. Реализация потенциала близости приводит к формированию различных типам отношений между предприятиями и способствует становлению интегрированных образований (кластеров, виртуальных сетей, цепочек добавленной ценности, фокальный сетей поставок, наукоградов и др.).
Кластер представляет собой форму интеграции, основанную на географической близости, что соответствует классическому определению М.Портера. Относительно более высокий уровень инновационности, характерный для результатов функционирования участников кластерных образований, устойчивые показатели финансово-хозяйственной деятельности характеризуют на протяжении длительного времени кластеры, что делает их привлекательными для финансовых организаций (венчурные фонды, бизнес-ангелы и др.). Производство ими социальной ценности наряду с экономической (создание новых рабочих мест, накопление и реализация человеческого капитала и др.) является причиной повышенного внимания к кластерным инициативам со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
В начале XXI в. концепция кластера была распространена на системы, которые менее ориентированы на высокотехнологичную деятельность или имеют более низкую эффективность, но выступают в качестве инструмента общенациональной или региональной экономической политики, направленной на обеспечение устойчивого развития. Подобный подход получил развитие в документах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [5], которая исходила из признания объединения предприятий в качествен необходимого условия эффективного обмена знаниями, что обеспечивает устойчивое функционирование этой системы.
Исследование показывает, что источниками конкурентоспособности кластеров выступают четыре фактора, включающие: распространение знаний на локальном уровне в результате эффективного взаимодействия между участниками кластере; наличие сетевых эффектов, обусловленных действием закона эффекта масштаба; снижение транзакционных издержек поиска информации, заключения контрактов и их исполнения и др. при наличии устойчивых повторяющихся итераций с участием одного и того же производственного процесса; открытость кластерных систем, которые трансформируются при изменении факторов внешней среды.
Таким образом, политика, направленная на содействие развитию кластерных образований, способствует повышению уровня инновационности продукции их участников, кластеров в целом, а также территории их размещения и национальной экономики в целом. Несмотря на изменение инструментария мер государственного воздействия их разработчики исходили из признания конкурентных преимуществ, которые вытекают из географической близости предприятий. Однако в настоящее время развитие ИКТ привело к пониманию значимости организационной близости, которая легла в основу формирования экосистем предпринимательства и других фор интеграции.