Формирование перспективных направлений развития ЕАЭС на основе опыта других интеграционных объединений
Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Финансы, денежное обращение и кредит
I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Формирование перспективных направлений развития ЕАЭС на основе опыта других интеграционных объединений
The formation of perspective directions of development of the EAEU on the basis of the experience of other integration associations.
Mitushina Evgeniya
Postgraduate student, Russian state social university – RSSU, Russia, Moscow.
Аннотация. В статье выявлены направления для дальнейшего перспективного развития ЕАЭС. Проанализирован опыт Евросоюза и других интеграционных объединений. Установлена готовность ЕАЭС к формированию единой валютной системы, внедрению перераспределения таможенных пошлин.
Abstract. The article identified the areas for further prospective development of the EAEU. The experience of the European Union and other integration associations. Installed the readiness of the EAEU to the formation of a single monetary system, the implementation of the redistribution of customs duties.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, ЕАЭС, интеграция, интеграционные объединения, Евросоюз, НАФТА, инвестиции, единая валютная зона, свободная торговля.
Keywords: Eurasian economic union, EAEU, integration, integration associations, European Union, NAFTA, investment, common currency area, free trade.
В январе 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в составе России, Казахстана, Беларуси и Армении, в дальнейшем присоединен Кыргызстана. В обозримом будущем к ЕАЭС может присоединиться Таджикистан.
Согласно статье 4 Договора о ЕАЭС, основными целями союза являются:
1. стабильное развитие экономик стран-участниц и повышение жизненного уровня населения;
2. формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;
3. модернизация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобализации.
Очевидная, хотя и официально не заявленная миссия ЕАЭС состоит в том, чтобы сформировать на постсоветском пространстве полюс геополитического притяжения и новый, альтернативный американскому и европейскому, центр силы. В случае успеха ЕАЭС вокруг России возникнет новая геополитическая реальность с особой, отвечающей исторической и культурной специфике региона моделью развития. Региональная интеграция явится тем инструментом, при помощи которого постсоветские государства смогут максимально использовать преимущества глобализации и минимизировать ее неизбежные издержки.[2, c.192]
Данная стратегическая линия соответствует общей логике региональной интеграции, в каком бы регионе она ни происходила. Традиционно экономическая интеграция определяется как процесс взаимного переплетения национальных экономик и создания качественно нового хозяйственного пространства. Региональная интеграция в более широком смысле, включающая также политическую, социальную, научно-техническую, культурную интеграцию, трактуется как процесс создания общих норм, правил и политики региона. При этом интеграция подразумевает масштабную территориальную дифференциацию, включающую поступательное снижение внутренних барьеров и возможное создание новых барьеров по отношению к внешним игрокам. Такая дифференциация, как правило, ведет к существенному развитию имеющейся или к созданию новой региональной идентичности, которая позволяет участникам объединения отождествлять себя с ним или, наоборот, проводить разграничительные линии с остальным миром.
К основным задачами ЕАЭС, кроме перечисленных в Договоре, правомерно добавить следующие:
· создание нового центра силы в рамках глобальной системы управления, который позволит его участникам эффективно реагировать на вызовы глобализации;
· формирование общей системы норм и практик, отвечающей внутренним и внешним интересам региона;
· сохранение культурного и идейного своеобразия региона, упрочение его суверенитета на мировой арене.
Последняя задача, несмотря на ее кажущееся внеэкономическое содержание, имеет решающее значение для будущего развития ЕАЭС.
Разработка долгосрочной интеграционной стратегии ЕАЭС подразумевает три направления действий:
− Первое направление – критическое осмысление считающихся обязательными интеграционных мер, расчет их современных выгод и издержек, а также разработка недостающих инструментов интеграции.
− Второе направление – максимальная адаптация стратегии и тактики интеграции к условиям переходной экономики, или экономики стран с формирующимися рынками.
− Третье направление диктуется спецификой исходных условий евразийской интеграции.
При развитии евразийской экономической интеграции целесообразно учитывать опыт других успешно и не столь успешно функционирующих таможенных и экономических объединений – не только Евросоюза, но и таких, как МЕРКОСУР, НАФТА, Южноафриканский таможенный союз.
Положительный результат интеграции основан на реальных экономических эффектах. Первичные торговые эффекты были значительными. Сегодня можно наблюдать тенденцию снижения роста первичных торговых и инвестиционных эффектов от снятия в 2011 году торговых барьеров между его участниками. По собственным оценкам ЦИИ ЕАБР, за последний год, после нескольких лет роста, объем накопленных странами СНГ взаимных прямых инвестиций сократился на 10%. Это отражает окончание довольно хорошо видимого конъюнктурного цикла, завершение ряда проектов и финансовую переоценку сделок. В теории, подтвержденной практикой Евросоюза и НАФТА, после краткосрочных (0.5-2 года) торговых эффектов наступает время среднесрочных эффектов интеграции, которые связаны со структурными изменениями (3-7 лет и более).[7] Насколько сильны будут зависит в первую очередь от претворения в жизнь четырех свобод (движение товаров, услуг, капитала, труда) при создании единого рынка с общими правилами, а также проведения скоординированной экономической политики. При этом огромное значение имеет продвижение взаимных инвестиций как более долгосрочно «играющей» формы экономического сотрудничества, чем торговля. Существенный потенциал и у торговли услугами – для его реализации нужно проводить долговременную упорную работу по уменьшению нетарифных барьеров в торговле.
Единая валютная зона нуждается в подготовке единого денежного фундамента в виде эффективного согласования макроэкономических политик. Согласно статье 64 Договора о ЕАЭС, государства-члены разрабатывают и проводят согласованную валютную политик.[8] Создание валютного союза, то есть такого уровня интеграции, когда создается единый эмиссионный центр и вводится единая валюта, Договор в сегодняшнем виде не предусматривает. На сегодняшний день существует ряд препятствий для формирования единой валютной системы, а именно отсутствие эффективной координации макроэкономических политик и широкого использование национальных валют во взаимных расчетах.
В ЕАЭС может быть внедрена система перераспределения таможенных пошлин или иной механизм прозрачного и понятного субсидирования крупной экономикой небольших экономик союза. Об этом свидетельствует не только политика Евросоюза (механизм структурных фондов), но и столетняя история старейшего в мире Южноафриканского таможенного союза (механизм перераспределения таможенных пошлин). При этом экономики-доноры должны получать преференции инвестиционного и политического характера.
Еще одним важным аспектом является то, что интеграция между участниками Евразийского экономического союза отнюдь не равна изоляции от внешнего мира. Концепция «Крепости Евразия» разрушительна для долгосрочного устойчивого роста.[10, c.348] При этом интересы евразийских партнеров должны четко формулироваться и жестко отстаиваться в переговорах.
Режим свободной торговли ЕАЭС с другими странами и даже интеграционными объединениями – это вопрос торговой политики ЕАЭС. Свободная торговля дополняется десятками иных компонентов – благоприятным инвестиционным режимом, снижением нетарифных барьеров, регулированием перемещения трудовых ресурсов и так далее. Наиболее актуальными проектами могут выступить Вьетнам, Израиль, Сербия – небольшие экономики, сотрудничество с которыми для ЕАЭС является перспективным.