ИНТЕРЕСЫ УЧАСТНИКОВ БИЗНЕСА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Конференция: LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Менеджмент
LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ИНТЕРЕСЫ УЧАСТНИКОВ БИЗНЕСА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
BUSINESS PARTICIPANTS’ INTERESTS IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
Mikhail Pavlenkov
Doctor of Economics, Professor of N.I. Lobachevsky National University of Economics, Russia, Dzerzhinsk
Ivan Pavlenkov
Candidate of Economics, Associate Professor, Dzerzhinsky branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Dzerzhinsk
Nikolai Kemaykin
Candidate of Economics, Associate Professor, Dzerzhinsky branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Dzerzhinsk
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы взаимодействия процессов потребления услуг и их производства в муниципальном управлении жилищно-коммунальным хозяйством. Рассматриваются индивидуальные интересы и общие интересы участников процесса потребления услуг. Выявление этих интересов позволит значительно повысить эффективность управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Abstract. The article examines the issues of interaction between the processes of consumption of services and their production in the municipal management of housing and communal services. Individual interests and common interests of participants in the process of consumption of services are considered. Identifying these interests will significantly improve the efficiency of management in the field of housing and communal services.
Ключевые слова: муниципальное образование, управление, жилищно-коммунальное хозяйство, потребители услуг.
Keywords: municipality, management, housing and communal services, consumers of services.
Введение
Жилищно-коммунальная сфера является сложной социально-экономической системой, в которой на более чем десяти тысячах предприятий работает более 2,5 млн. человек [2; 6; 7].
Исследования экономических и социальных процессов в сфере жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований позволяют выявить [3; 4; 5]:
а) участников услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
б) механизмы взаимодействия участников услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
в) влияние на социум протекающих процессов взаимодействия в вышеуказанной отрасли;
г) модель взаимодействия участников жилищно-коммунальных услуг.
Исследование проблемы учета интересов участников процесса потребления и оказания жилищно-коммунальных услуг позволит найти эффективное решение задач, стоящих перед экономикой отрасли.
Частные интересы участников бизнеса
Исследование показало, что наиболее существенные интересы человека в аспекте развития жилищно-коммунальной сферы следующие [1; 4; 9]:
- качество оказываемых услуг;
- бесперебойность оказываемых услуг;
- измеримость объемов оказываемых услуг;
- реальность цен на оказываемые услуги;
- своевременность предоставления и оказания услуг;
- гарантийные обязательства;
- наличие альтернативных вариантов оказание услуг.
Субъекты бизнеса непосредственно заинтересованы в возможности доступа и владения материальными благами на территории муниципальных образований [6; 10; 11]. В этом проявляются их частные, эгоистические интересы. Кроме частных интересов можно также выделить деловые и общественные интересы.
К частным интересам можно отнести:
- сохранение и увеличение собственности бизнес-единиц;
- максимизацию доходности;
- повышение конкурентоспособности бизнес-единиц.
К общественным интересам возможно причислить следующие:
- креативные интересы: не все необходимые блага имеются в наличии, поэтому требуется некоторые из них воспроизводить;
- перспективное функционирование;
- безопасность бизнеса для общественного развития: бизнес не должен воздействовать разрушительно на общество.
Реализацию общественных интересов на территории обеспечивают государственные органы власти [1; 2; 8].
Так государство преследует следующие интересы в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
- защита интересов потребителей;
- поддержка бизнеса в данной сфере и защита его интересов;
- стабильность деятельности бизнеса в жилищно-комунальной сфере.
Каждый из вышеприведенных интересов для субъектов следует отнести и к частным аналогично.
Общие интересы участников бизнеса
Приведем общие интересы для бизнес-участников [4; 5]:
1. У бизнес-единиц и потребителей:
- коммунальная инфраструктура находится в функционирующем состоянии. Потребитель, является собственником. Общедомовая инфраструктура находится в ведении потребителя, который заинтересован в достойном ее содержании. Инженерные коммуникации находятся в собственности бизнеса, который обеспечивает их исправное состояние, что отражает общность интересов;
- потребителю необходимы гарантии на услуги, а бизнес заинтересован в перспективах работы.
2. У государства и потребителей:
- государство обеспечивает защиту потребителей услуг;
- государство поддерживает нуждающихся потребителей средствами социальной защиты.
3. У государства и бизнеса:
- развитие бизнеса поддерживается государством: расширяется система услуг, и увеличиваются поступления от налогов;
- креативные интересы: внедряются инновации, развивается экономика.
Исследование деятельности всех участников отражает в целом цели и задачи общественного развития и направлено на совершенствование управления экономическими процессами сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Выводы
В рамках данного исследования систематизированы интересы участников сферы жилищно-коммунального хозяйства, выделены группы участников и их интересы в процессе взаимодействия при достижении целей.