Статья:

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ГОСТЕПРИИМСТВА

Конференция: LXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Региональная экономика

Выходные данные
Хамидуллин Н.М., Сыздыкбаева Б.У., Акишева А.С. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ГОСТЕПРИИМСТВА // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(67). — М., Изд. «МЦНО», 2023. — С. 10-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ГОСТЕПРИИМСТВА

Хамидуллин Нурсейл Манапович
магистрант, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, РК, г. Астана
Сыздыкбаева Бакыт Узакбаевна
д-р. экон. наук, профессор, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, РК, г. Астана
Акишева Аруана Сагиндыковна
канд. экон. наук, и.о. доцента, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, РК, г. Астана

 

FEATURES OF THE INFLUENCE OF SOCIO-ECONOMIC FACTORS ON THE DEVELOPMENT OF HOSPITALITY

 

Nurseil Khamidullin

Master student of the Faculty of Economics of L.N. Gumilyov Eurasian National University, Kazakhstan, Astana

Bakyt Syzdykbaeva

Doctor of Economics, Professor of L.N. Gumilyov Eurasian National University, Kazakhstan, Astana

Akisheva Aruana Sagindykovna

Candidate of Economics, Acting Associate Professor of L.N. Gumilyov Eurasian National University, Kazakhstan, Astana

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности влияния социально-экономических факторов на развитие гостиничной отрасли. Особое внимание уделено некоторым проблемам в сфере гостеприимства в Казахстане.

Abstract. The article discusses the features of the influence of socio-economic factors on the development of the hotel industry. Particular attention is paid to some problems in the field of hospitality in Kazakhstan.

 

Ключевые слова: социально-экономические факторы; гостеприимство; туризм; гостиничный бизнес.

Keywords: socio-economic factors; hospitality; tourism; hotel business.

 

Туризм часто рассматривается как важный двигатель экономического роста и развития стран, способствуя повышению экономического благосостояния местного населения. С исторической точки зрения большая часть туристской деятельности, даже в международном масштабе, является относительно молодой сферой, которая только недавно стала считаться достойной серьезного внимания и научного исследования. Развитие туризма способствует созданию дополнительных рабочих мест, обеспечению занятости населения, расширению международных контактов. Поэтому в настоящее время, несмотря на интенсивный рост туризма как вида деятельности и отрасли и признание важности его влияния на экономику, остро ощущается дефицит фундаментальных теоретических разработок в этой области, в частности, касающихся влияния социально-экономических факторов на развитие гостеприимства [1].

Международный туризм оказывает положительное влияние на увеличение долгосрочного экономического роста по различным каналам. Во-первых, туризм является значительным источником иностранной валюты, позволяя оплачивать импортные капитальные товары или основные ресурсы, используемые в производственном процессе. Во-вторых, туризм играет важную роль в стимулировании инвестиций в новую инфраструктуру и конкуренции между местными фирмами и фирмами в других туристических странах. В-третьих, туризм стимулирует другие отрасли экономики прямым, косвенным и индуцированным воздействием. В-четвертых, туризм способствует созданию рабочих мест и увеличению доходов. В-пятых, туризм может привести к положительному использованию эффекта масштаба в национальных фирмах. Потребление и покупка товаров и услуг туристами может повлиять на многие сектора, такие как размещение, транспорт и туроператоры, предприятия розничной торговли, связанные с туризмом (например, рестораны и магазины сувениров), и достопримечательности (включая природные, культурные/исторические и развитые объекты).  Другие экономические выгоды, получаемые от туристической деятельности, включают налоговые поступления, занятость и дополнительные источники дохода.

Как известно, гостиничный бизнес — это уникальная отрасль, которая играет фундаментальную роль в социальной и экономической жизни путешественников и принимающего сообщества, в котором она расположена. В нем есть множество подразделений, которые выполняют различные функции и услуги для удовлетворения гостей, безопасности и достойной среды. К ним относятся: номера, гостевые отделения для номеров, гостевые отделения для игровых, прачечных и развлекательных заведений. Несмотря на развитие гостиничной отрасли в Казахстане, современные клиенты начинают больше разбираться в отношении эстетики, продуктов и услуг, получаемых от отелей. Решающими факторами, определяющими предпочтения клиентов отеля, являются расположение, цена, ассортимент, быстрое оформление заказа, дружелюбное, вежливое обслуживание и приятная обстановка [2].

Значение туризма для общества состоит из двух аспектов:

  • в первую очередь, социально-психологического, так как позволяет реализовать объективно возрастающую потребность в активном отдыхе. Также он направлен ​​на удовлетворение духовных и физических потребностей людей, способствует развитию личности;
  • во-вторых, экономического, так как это высокоэффективная и прибыльная отрасль экономики, являющаяся активным стимулятором развития многих отраслей народного хозяйства, позволяющая решать крупные социально-экономические вопросы [3].

Развитие туризма в разных регионах или странах с разными условиями социально−экономического развития различно. Наибольшее развитие туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристского рынка прибытий, около 60% валютных поступлений от туризма. Примерно 20% туристских прибытий приходится на Америку, менее 10% на Азию, Африку и Австралию. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Известно, что туризм формирует около 10 % мирового валового продукта, 30 % мирового экспорта услуг, 7 % мировых инвестиций, 10 % рабочих мест и 5 % всех налоговых поступлений [4].

Что касается Казахстана, на сегодняшний день уделяется большое внимание развитию данной отрасли экономики. В туристской сфере с целью  реализации Республиканской Карты туристификации Казахстана принята Государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019 – 2025 годы (далее - Госпрограмма). Госпрограмма направлена на реализацию мастер-планов по объектам ТОП-10 Карты туристификации Казахстана, привлечение инвестиций, создание приоритетных туристских территорий, льготное финансирование проектов туризма и внедрение e-Hotel и е-Туризм. Также на компенсацию затрат на туристические услуги в Казахстане, субсидирование авиаперелета детей, развитие придорожного сервиса, внедрение новой модели управления национальными парками. Такие изменения непременно способствуют увеличению рабочих мест, развитию экономики в целом и окажут внимание на благосостояние населения.

Тенденции мирового социально-экономического развития показывают, что в настоящее время более половины валового внутреннего продукта производится в сфере услуг. Казахстан, обладая богатым туристско-рекреационным потенциалом, характеризуется недостаточным уровнем развития туризма. Доля туризма в валовом внутреннем продукте (в пересчете на услуги питания и проживания) составляет около 6,2% [5]. Принимая во внимание стремительный и непрерывный рост туризма, продолжающийся в последние годы, а также его значительное влияние на экономику и благосостояние общества, развитые и развивающиеся страны определяют индустрию туризма в качестве одного из своих экономических приоритетов.

Другим важным фактором является тип операций и гостиничных продуктов, практикуемых в гостиничных подразделениях, а также менталитет их менеджеров. Например, роскошный отель, предоставляющий своим гостям широкий спектр услуг, безусловно, создаст больше рабочих мест, налоговых поступлений и иностранной валюты, чем отель, услуги которого ориентированы на менее требовательных гостей. Однако крайне важно, чтобы гостиничные подразделения всегда помнили о своей социальной ответственности, которая включает в себя такие обязательства, как соблюдение прав человека, укрепление здоровья и безопасности на рабочем месте, создание благоприятных условий для здорового образа жизни. рабочая атмосфера, сохранение культуры и местной самобытности, поощрение равных возможностей, участие в устойчивом развитии принимающих сообществ [6].

Также важно отметить о важном факторе, который может иметь гостиничная индустрия в поддержке местного развития путем поощрения действий с сельскохозяйственными производителями. В этой связи, необходимо учитывать, что одной из крупных экономических проблем современного Казахстана является то, что экономика страны ориентирована на выпуск сырья, а не готового продукта. В качестве барьеров на пути эффективного вклада гостиничного сектора в социально-экономическое развитие принимающих сообществ выделяется слабый финансовый потенциал местных сообществ для осуществления профессиональной деятельности по поддержке гостиниц, их скудную профессиональную подготовку и образовательные квалификации для использования профессиональных возможностей, и, наконец, недостаточная связь между гостиничным сектором и другими отраслями деятельности, такими как сельское хозяйство или рыболовство, что позволяет местному сообществу легко использовать свою продукцию, увеличивая свои эндогенные ресурсы.

Несмотря на то, что в отелях Казахстана наблюдается большая текучесть кадров, они также предлагают возможности трудоустройства самых разных профессиональных квалификаций, способствуя трудоустройству молодежи, женщин и, таким образом, их социальной интеграции. Однако качество трудоустройства в отелях также характеризуется крайней неоднородностью и в некоторых случаях социально-экономической непродуктивностью. Для гостиничного бизнеса относительно характерны низкая заработная плата, неполный рабочий день, временные и сезонные трудовые договоры. Ненадежность предложения занятости в гостиничном секторе может быть настолько велика, что нередко приходится иметь дело с неформальной рабочей силой.  Однако следует указать и на неоднозначное влияние развития туристических фирм на процессы трудоустройства, так как, с одной стороны, туристские фирмы, расширяясь, привлекают все больше свободной рабочей силы, но в то же время жесткая конкуренция как внутри туристского системы и между туристическими фирмами и крупным бизнесом, приводит к разорению части малых предприятий и потере рабочих мест. Отсюда возникает необходимость создания таких условий функционирования туристической системы, при которых рост занятости был бы устойчивым.

Таким образом, туризм как отрасль вносит значительный вклад в валютные резервы страны и предоставляет прямые и косвенные возможности трудоустройства широкому сегменту населения. Кроме того, поддержка национальных ремесел и изобразительного искусства способствует сохранению красоты природы, культурного наследия страны и почвенных традиций, а также укреплению процесса национальной интеграции в условиях глобализации.

 

Список литературы: 
1. Приходько Т. П. Влияние туристической индустрии на экономику региона // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. – 2022. – С. 278-282.
2. Рей И. Ю., Жансагимова А. Е. Анализ развития туризма в Республике Казахстан // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. – 2019. – №. 2-1. – С. 296-298. 
3. Камендровская В. А., Романова М. М. Проблемы и тенденции развития туризма (на примере Казахстана) // Интеграция туризма в экономическую систему региона: перспективы и барьеры. – 2021. – С. 245-253.
4. Кораблев В. А. Перспективы развития туризма в Казахстане // Вестник университета «Туран». – 2018. – №. 4. – С. 147-150.
5. Туризм // URL: https://investastana.kz/priority-sectors/industries/turizm/ (дата обращения 12.10.2022). 
6. Абенова Е. А. Анализ экономической эффективности рынка туризма Казахстана в постпандемийный период // Central Asian Economic Review. – 2022. – №. 6. – С. 63-76.