Статья:

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Конференция: LIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономическая теория

Выходные данные
Башарина М.А. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LIII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(53). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 14-17.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Башарина Мария Александровна
магистрант АНО ВО Открытый университет экономики, управления и права, РФ г. Москва

 

THE ESSENCE OF THE STATE SOCIO-ECONOMIC POLICY

 

Maria Basharina

Master's student of the Open University of Economics, Russia, Moscow

 

Аннотация. В настоящее время для Российской Федерации с ее обширной территорией, разнообразием природно-климатических, социально-экономических условий, национальных различий ведущую роль играет социально-экономическая политика, осуществляемая государством. Последние десятилетия знаменуются обширным технологическим размахом, превосходящим по своей значимости феномен промышленной революции. Достижения компьютерной техники, телекоммуникационных систем, биотехнологий привели мировое сообщество к новому этапу его развития в условиях формирования мировой социально-экономической системы.

Abstract. Currently, for the Russian Federation with its vast territory, a variety of natural and climatic, socio-economic conditions, national differences, the leading role is played by the socio-economic policy implemented by the state. The last decades are marked by an extensive technological scope, surpassing the phenomenon of the industrial revolution in its significance. The achievements of computer technology, telecommunications systems, and biotechnologies have led the world community to a new stage of its development in the conditions of the formation of the world socio-economic system.

 

Ключевые слова: социально-экономическая политика; население; социальные гарантии; государственная программа; стратегия.

Keywords: socio-economic policy; population; social guarantees; state program; strategy.

 

По мнению ученых социально-экономическая политика представляет политику социального и экономического развития в государстве. В практическом смысле социально-экономическая политика выступает, как система взаимоотношений и взаимодействия между социальными слоями общества. Данную политику государство проводит с помощью региональных и местных органов власти. Государственно-экономическая политика проводится посредством механизма государственных программ социально-экономического обеспечения. Социальные группы являются объектом государственной социально-экономической политики, которые соответствуют ориентациям общества на долговременную перспективу и идеологическим установкам государства. Установленная цель государственной социально-экономической политики это создание для населения благоприятной социальной обстановки в обществе, обеспечение достаточного дохода, социальной поддержки в неблагоприятных жизненных ситуациях, улучшение здоровья нации.

Социально-экономическая политика является составляющей стратегии государства. Данная политика относится к социальной и экономической сферам жизни государства и является целенаправленной деятельностью в выработке реализации решений для положения человека в обществе, предоставления ему социальных гарантий, которые формируются с учетом особенностей различных социальных групп населения страны. Социально-экономическая политика аккумулирует, отражает обстановку в стране и обществе.[1] Так, населению обеспечивается минимальных доход, защита граждан от безработицы, болезней, оказывается помощь старикам и инвалидам. Государственная социально-экономическая политика, гарантированная государством помощь осуществляется с помощью государственных программ социального обеспечения.

Поддержка слоев населения, находящихся на грани нищеты, является важным направлением в социально-экономической политике. В государстве функционирует система натуральных и денежных пособий. Данная система является важным социальным амортизатором, который смягчает отрицательные последствия. Для того, чтобы отнести категории населения к числу нуждающихся в получении социальной помощи, устанавливаются показатели уровня бедности. Еще одно важное значение приобретает проблема защиты денежных доходов населения: заработной платы, пособий, пенсий от инфляции. Для этого государство применяет индексирование, которое выражается в повышении номинальных доходов в зависимости от роста цен. Кроме того, индексирование необходимо для поддержки уровня жизни пенсионеров и других слоев населения с лимитированными доходами. Индексация денежных доходов в России влияет на пенсии, заработную плату работников бюджетной сферы, пособия и стипендии. Для других категорий занятого населения государством регулируется размер минимального размера оплаты труда [2]. Главной составляющей в определении государственной социально-экономической политики выступают источники финансирования социальных расходов.

Тихомирова Б. и Франкель А. в своих трудах одной из главных задач ставят "выбор приоритетных проектов и программ, на осуществление структурных сдвигов в экономике государства" [3]. Должны быть разработаны проекты, которые будут реализованы в сферах и отраслях народного хозяйства, в перспективе станут технологической основой экономического роста. Это проекты о единой социально-экономической политике и стратегическом планировании в сферах науки, образования, инновационных технологий, инфраструктурные проекты и проекты социально-экономического развития отдельных территорий с установленными законом административными, налоговыми и иными стимулами (льготами). Снижением уровня жизни населения не возможно добиться экономического роста, так как это противоречит принципам социальной справедливости и социальному прогрессу.

В первую очередь в единой социально-экономической политике необходимо определить систему долгосрочных научно-обоснованных целей, а так же статистических, оптимизационных и других способов прогнозирования и планирования. В разработке и реализации приоритетных программ и проектов значимая роль должна быть отведена программно-целевым методам планирования, которые ориентированы на инновационное развитие и инфраструктурные изменения. Тихомирова Б. и Франкель А. затрагивают необходимость учесть опыт стран - лидеров в области технологического развития, обеспечивающих переход к новому, постиндустриальному технологическому укладу, основанном на инновациях и постоянном обновлении высокотехнологичных услуг и товаров, ориентированных на массовое потребление [4]. Рассмотрев суждение Тихомирова Б. и Франкеля А. могу с ними не согласиться, так как введение программно-целевых методов планирования, ориентированных на инновационное развития возможно только при гарантированной, стабильной ситуации в стране. Реализация программ и проектов с инновационным развитием потребует существенных бюджетных затрат, необходимо учесть все риски. Например, возьмем период ЧС, текущий период пандемии, подъем социально-экономической политики невозможен, так как происходит экономический спад, все силы государства направлены на материальную поддержку населения.

Таким образом, рассмотрения данного вопроса считаю, что планирование, разработка и реализация глобальных проектов с максимальными бюджетными затратами не может являться первоочередной задачей для роста социально-экономической политики государства, необходима устойчивость экономического роста, долгосрочного экономического равновесия.

Подводя итог необходимо отметить, что социально-экономическая политика представляет собой совокупность конкретных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни граждан, создает систему взаимодействий между социальными слоями общества.

 

Список литературы:
1. Андреев, А. В. Основы региональной экономики: учебник для вузов /А. В. Андреев. – М.: КноРус, 2017. – 334 с.
2. Кистанов, В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 584 с.
3. Тихомирова Б. и Франкель А. " Проблемы формирования государственной социально-экономической политики" / Тихомирова Б. и Франкель А. // Журнал "Экономика, налоги, право 2016 г. Т. 13 № 4 с. 21 - 31.
4. Тихомирова Б. и Франкель А. " О единой социально-экономической политике и стратегическом планировании" / Тихомирова Б. и Франкель А. // Журнал "Экономическая политика". 2017 Т. 12 № 4 с. 82 - 117.