Статья:

Развитие торговли в регионах Республики Беларусь

Конференция: XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Мировая экономика

Выходные данные
Асташко П.Б. Развитие торговли в регионах Республики Беларусь // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(32). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 22-28.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие торговли в регионах Республики Беларусь

Асташко Павел Борисович
магистрант, Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, Республика Беларусь, г. Минск

 

TRADE DEVELOPMENT IN THE REGIONS OF THE REPUBLIC OF BELARUS

 

Pavel Astashko

undergraduate, Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics, Republic of Belarus, Minsk

 

Аннотация. В статье представлены результаты изучения развития торговли в Республике Беларусь, на основании данных национального статистического комитета Республики Беларусь. Приводится динамика изменений в розничной и оптовой торговле. Рассматриваются положительные и негативные факторы, влияющие на дальнейшее развитие торговли в Республике Беларусь.

Abstract. The article presents the results of a study of the development of trade in the Republic of Belarus, based on data from the national statistical committee of the Republic of Belarus. The dynamics of changes in retail and wholesale trade is given. Positive and negative factors affecting the further development of trade in the Republic of Belarus are considered.

 

Ключевые слова: розничная торговля; оптовая торговля; товарооборот.

Keywords: retail; wholesale; commodity circulation.

 

После распада Советского Союза в 1991г. В странах центральной и восточной Европы благодаря возможности быстрого оборота капитала и получения прибыли в оптовой и розничной торговле, процесс приватизации и замена государственной формы собственности на частную в основном завершился к 1994г. Приход крупных зарубежных ретейлеров привел к качественной трансформации отрасли, возникновению крупных торговых сетей.

Роль торговой деятельности заключается в физическом перераспределении продукции от производства к конечным потребителям в необходимое время, в нужное место и в требуемом объеме, а также в формировании перспективных направлений деятельности в соответствии с потребностями различных категорий покупателей. В связи с вышеперечисленным становятся значимым анализ и диагностика факторов, обуславливающих эффективное функционирование и развитие отрасли, выявление проблем и способов их решения.

Анализ деятельности розничной и оптовой торговли проведем по данным национального статистического комитета Республики Беларусь. Данные розничной торговли взяты за 2010-2018 год, оптовой торговли за 2013-2018 год и представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Динамика объемов оптовой и розничной торговли (значения в млн. бел. рублей после деноминации 2016 года)

 

В связи с прошедшей деноминацией в 2016 году, значения за отчетные периоды за 2015 и ранее представлены национальным статистическим комитетом Республики Беларусь без деноминации. В статье для удобства сравнения значений они представленными деноминированными.

В 2010 – 2018 годах в регионах Республики Беларусь обеспечено стабильное развитие внутреннего потребительского рынка в основном за счет высоких темпов роста объема розничного товарооборота, совершенствования материально-технической базы торговли, а также развития новых форм и методов продажи товаров. Доля продажи товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота в 2018 году составила 57,2%, из них 78,4% приходилось на продовольственные товары и 36,8% на непродовольственные. За последние годы прослеживается устойчивая негативная тенденция сокращения отечественных товаров на внутреннем рынке и замена их товарами производителей из ЕС и ЕАЭС.

Основным показателем розничной торговли является розничный товарооборот. Его объем по стране стремительно растет и в 2018 году он составил 45165,2 млн. бел. руб. при том, что в 2010 году он был равен 6486,2 млн. бел. руб. Расчеты темпов роста на основании значений розничного товарооборота представленных национальным статистическим комитетом Республики Беларусь представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Темп роста розничного товарооборота за год по областям и г. Минску

 

В розничном обороте регионов Республики Беларусь в 2018 году лидирующие позиции из областей занимает Минская (6681,9 млн. бел. руб.). Позитивной динамике розничного товарооборота способствовала активная политика развития инфраструктуры торговли минского региона. В 2016 году за счет нового строительства, реконструкции, а также перепрофилирования неторговых объектов в регионах области открыто 402 объекта торговли различной формы собственности общей торговой площадью 50,5 тысячи кв. метров, из них 286 магазинов (264 магазинов шаговой доступности, 21 магазин современного формата, 1 магазин крупного формата) и 1 торговый центр. Розничная торговая сеть Минской области в настоящее время представлена 10782 объектами общей торговой площадью 826,4 тысячи кв. метров. За рассматриваемый период наименьший розничный товарооборот в Могилевской области (3972,6 млн. бел. руб. в 2018 году).

Удельный вес областей в розничном товарообороте практически не изменяется за исследуемый период и на 2018 год составляет 12% для Брестской области, 11% для Витебской области, 12% для Гомельской области, 10% для Гродненской области, 15% для Минской области, 9% для Могилевской области. Удельный вес города Минска изменился на 3% в сравнении с 2010 годом за счет опережающих темпов роста и составляет 31% в 2018 году.

Оптовый товарооборот является основным показателем хозяйственной деятельности предприятий и организаций оптовой торговли. Его объем по стране в целом на конец 2018 года составил 94967,6 млн. бел. руб., в то время как в 2013 году он был равен 48196 млн. бел. руб. Расчеты темпов роста на основании значений оптового товарооборота представленных национальным статистическим комитетом Республики Беларусь представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Темп роста оптового товарооборота за год по областям и г. Минску

 

Оптовая торговля в Республике Беларусь в последнее десятилетие справляется со своей первостепенной задачей - систематически регулировала товарное предложение в соответствии со спросом. Одним из наиболее эффективных рыночных механизмов формирования оптового рынка страны стало создание национальной товарной биржи в 2005 году и внедрение биржевых методов торговли. Доля экспортных сделок в общем обороте биржи в стоимостном выражении в последние годы сохраняется на уровне 30%.

Удельный вес областей и города Минска в оптовом товарообороте, если не брать во внимание спад экономической активности на рынке 2015-2016 годов, значительно изменился лишь для города Минска. На 2018 год 4% у Брестской области, 4% у Витебской области, 7% у Гомельской области, 3% у Гродненской области, 12% у Минской области, 2% у Могилевской области и 69% у города Минска. Удельный вес города Минска вырос на 3% относительно 2013 года.

В оптовом товарообороте регионов Республики Беларусь лидирующую позицию из областей занимает Минская. Минская область имеет наилучшую динамику оптового товарооборота в сопоставимых ценах, что свидетельствует об изменении условий современной рыночной конъюнктуры. С целью преодоления негативных тенденций в Минской области разработаны и внедрены ряд прогрессивных мер для поддержки малого и среднего бизнеса, предпринимаются усилия по развитию инфраструктуры торговли. Функционирование 12-ти оптовых баз, подведомственных Министерству антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, отгружают товары отечественного и импортного производства индивидуальным предпринимателям, субъектам малого бизнеса. Кроме того, существует 6 оптовых организаций, осуществляющих импорт потребительских товаров и 13 логистических центров по оказанию субъектам хозяйствования комплекса логистических услуг. Относительно других областей в оптовом товарообороте отстает Могилевская область. Функции оптовых баз в этой области выполняют ОАО "Бакалея Могилев", ОАО "Бакалея Бобруйск", ОАО "Белхозторг-1М", ОАО "Пошив и ремонт обуви" [2].

Из негативно влияющих факторов в регионах можно выделить:

  • неэффективное использование торговой площади магазинов самообслуживания;
  • технологическое отставание в области логистики;
  • низкий уровень материально-технической базы;
  • невысокий уровень организации складской работы;
  • большой износ и дефицит собственного транспорта.

Функционирование районных торгово-распределительных складов в системе замедляет процесс товародвижения. Производители с опозданием реагируют на изменение внешней среды, что снижает их конкурентоспособность по сравнению с западными и восточными производителями [3].

Серьезной проблемой для малого бизнеса является слабая защищенность от сетей, это особенно заметно в продовольственной сфере из-за больших издержек на транспортировку товара. Магазины шаговой доступности закрываются, не выдерживая конкуренции с ретейлерскими сетями, создавая неудобство для покупателей. В большей степени это характерно для спальных районов городов. Квалифицированные торговые кадры становятся безработными со следующими за этим этапами поиска работы или переобучением [4].

Описанные выше проблемы замедляют скорость роста товарооборота. Некоторые области не получают должного внимания и финансирования со стороны государства. Низкая покупательная способность населения препятствует развитию торговли и предпринимательства. Слабая техническая и технологическая база логистических центров является одним из препятствий быстрому товарообороту.

На основании вышесказанного, можно утверждать, что оптовый и розничный рынок Республики Беларусь развивается быстрыми темпами. Фиксируется общее увеличение объемов торговли, объем оптового рынка вырос в два раза, а розничного в 7 раз за исследуемый период. Темпы развития до сих пор остаются высокими и составляют порядка 12% в год для розницы и 22% для оптовой торговли. Значительно улучшилась товарная обеспеченность отдалённых населенных пунктов и увеличился ассортимент розничной торговли.

В целях повышения эффективности и результативности деятельности торговых организаций регионов Беларуси необходимо:

  • активизировать работу по планированию и прогнозированию деятельности торговых организаций в соответствии с новейшими методиками организации товародвижения;
  • рассмотреть возможность изменений в правовом поле, с целью поддержи малого и среднего бизнеса;
  • оптимизировать процесс и объем сдаваемой отчетности объектами торговли;
  • уделять больше внимания различным инфраструктурным проектам, таким как автомагистрали, железные дороги, складские помещения, пограничные пропускные пункты;
  • внедрять новое технологическое оборудование широко использовать биржевые методы торговли;
  • активно использовать мировые достижения маркетинга и хорошо развитой в стране сферы информационно-коммуникационных технологий;
  • совершенствовать уровень подготовки и переподготовки персонала;
  • добиться увеличения соответствия профессионализма работников современным стандартам качества торгового обслуживания.

Оптимизация деятельности торговли за счет передовых методов и технологий позволит обеспечить динамичное развитие и рост доли отрасли в ВВП, что повлечет за собой ряд позитивных структурных преобразований. В частности, сокращение товарных запасов в цепях товародвижения за счет перераспределения запасов между оптовой и розничной торговлей и сосредоточения запасов в оптовом звене, для схожей цели и развитие инфраструктурных объектов. Изменения в правовом поле повышающие защищенность малого и среднего бизнеса и возможные изменения в налоговом законодательстве привлекут новых участников в данную сферу, создадут новые рабочие места. Оптимизация документооборота позволит сократить издержки, как и государственным ведомствам, так и объектам торговли. Обеспечение достижения высокой степени согласованности участников за счет повышения уровня подготовки персонала в торгово-посреднической деятельности и управление торговыми издержками сокращает время между размещением и выполнением заявок, ускоряет товарооборот, оборачиваемость материальных запасов, повышает эффективность торговли.

 

Список литературы:
1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by – Дата доступа: 07.10.2019
2. Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/economy_ru. – Дата доступа: 12.10.2019
3. Современные проблемы оптовой торговли потребительской кооперации Республики Беларусь / Н.Г. Петухова, Т.В. Бондарева. – Гомель.: Белкоопсоюз, 2017. - С. 227—232
4. Н. Г. Забродская, Л. А. Липницкий. Внешняя торговля, производство и товарооборот в Республике Беларусь: рекомендации по развитию. Вестник белорусского государственного экономического университета. Минск, БГЭУ №1, 2019. - С. 28—37