Статья:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РК С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Конференция: LX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Асрепов Г.Н. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РК С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(60). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РК С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Асрепов Габит Нурлубекович
докторант Казахско-русский международный университет, Казахстан, г. Актобе

 

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN, TAKING INTO ACCOUNT FOREIGN EXPERIENCE

 

Gabit Asrepov

Doctoral student, Kazakh-Russian International University, Kazakhstan, Aktobe

 

Аннотация. Цель научной статьи – на основе изучения мирового опыта развития АПК выделить основные направления развития АПК РК в условиях глобализации. Государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства в зарубежных странах осуществляются по следующим мерам: прямые государственные платежи; ценовое регулирование; компенсация издержек сельхозпроизводителей; содействие развитию рынка; содействие развитию производственной инфраструктуры; реализация экологических программ в аграрном секторе. Для США и ЕС характерен высокий уровень государственной поддержки сельского хозяйства. Выводы – для развития АПК и обеспечения  продовольственной независимости страны следует использовать льготное микрокредитование, привлекать инвестиции, субсидирование и др.

Abstract. The purpose of the scientific article is to identify the main directions of the development of the agro–industrial complex of the Republic of Kazakhstan in the context of globalization based on the study of the world experience in the development of agriculture. State regulation and support of agriculture in foreign countries are carried out by the following measures: direct government payments; price regulation; compensation of agricultural producers' costs; market development assistance; assistance in the development of production infrastructure; implementation of environmental programs in the agricultural sector. The United States and the EU are characterized by a high level of state support for agriculture. Conclusions – for the development of the agro-industrial complex and ensuring the country's food independence, preferential micro-loans should be used, investments should be attracted, subsidies, etc.

 

Ключевые слова: сельское хозяйство; АПК; мировой опыт; государственная поддержка.

Keywords: agriculture; agro-industrial complex; world experience; state support.

 

Сельскохозяйственный сектор является одним из важнейших секторов национальной экономики любого государства. Это связано не только с продовольственной безопасностью государства, но и с будущим, здоровьем и развитием нашей страны. За 30 лет независимости нашей страны аграрный сектор республики претерпел значительные изменения. Земельные отношения были реформированы; приняты основные положения, регулирующие ряд правовых вопросов в селе; произошел переход от колхозного строя к установлению рыночных отношений; правовые и организационные условия деятельности сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности [1]. В агропромышленном комплексе Республики Казахстан проблемы общего системного характера различаются по разным источникам, которые до сих пор не решены, например низкий уровень инвестиций в аграрный сектор экономики; низкий уровень инновационной активности субъектов АПК; низкий уровень конкурентоспособности продукции и технологий на международном рынке; отсутствие действенного механизма государственной поддержки отечественного аграрного бизнеса и др. На современном этапе развития экономики Казахстана агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики страны, где производится жизненно важная для общества продукция. В АПК сосредоточен огромный экономический потенциал, развитие которого определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе. Особый интерес представляет опыт регулирования экономики сельского хозяйства в США. Реализация программ поддержки фермеров, как правило, направлена на обеспечение стабильности роста цен на продукцию сельского хозяйства и доходов фермеров. Программы поддержки предусматривают меры по контролю над уровнем цен, объемами производства, прямые выплаты фермерам, субсидирование экспорта, а также другие формы косвенного субсидирования фермерских хозяйств. Реализация данных мер требует значительных расходов[2]. Пшеница, кормовые зерновые, хлопок, сахар, молочные продукты, табак, арахис и многие другие продукты относятся к продукции, которая, непосредственно, попадает под действие программы поддержки американского правительства. Каждая программа государственной поддержки имеет отличительные особенности. Так данное направление в Китае традиционно считают приоритетным в обеспечении продовольственной безопасности страны [3]. В Китае финансово-кредитное регулирование сельского хозяйства осуществляют Сельскохозяйственный Банк, Банк сельскохозяйственного развития и Государственный банк развития. Эти банки выделяют кредиты на закупку основных видов сельскохозяйственной продукции, ее хранение, переработку, оказание помощи бедным сельским районам, освоение ресурсов. В 2005 г. была создана первая сельская страховая компания, деятельность которой заключается в страховании урожаев от ущерба в случае неблагоприятных погодных условий. При этом 65 % страховых взносов оплачивает крестьянин, остальные 35 % – государство и сельская администрация. С 2006 г. в стране стимулируется развитие сельского финансового рынка. В результате этого в 2007 г. начали открываться сельские финансовые учреждения нового типа (деревенско-поселковые банки, кредитные компании, сельские кооперативы взаимной денежной помощи), выдающие крестьянам небольшие ссуды на нужды производства. В условиях финансово-экономического кризиса задачей финансово-кредитного регулирования стало упрощение выдачи кредитов крестьянам и оказание безвозмездной помощи. С целью государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства Китая используются следующие меры: прямые платежи и субсидии, налоговая политика, совершенствование рыночной инфраструктуры, инвестиции в развитие сельской инфраструктуры, кредитование сельских товаропроизводителей, охрана земель, поддержка научно-исследовательской деятельности в сельском хозяйстве, обеспечение экологической безопасности продуктов питания, ценовая поддержка. На данный момент государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства Китая направлены на вопросы экологии, повышение качества жизни в сельских районах и обеспечения конкурентоспособности китайского сельского хозяйства. В передовых странах Европы управление аграрным комплексом направлено на четкое определение модели развития аграрного сектора. Европейский союз определяет два основных направления финансирования сельхозтоваропроизводителей, способствующих повышению конкурентоспособности сельского хозяйства на мировом рынке, охране окружающей среды в сельской местности, улучшению качества жизни в сельских регионах и обеспечивающих стимулирование сельскохозяйственной занятости населения.

К числу основных направлений по поддержке фермеров в странах ЕС относятся высокие фиксированные внутренние цены, а также субсидирование экспорта избыточной продукции.

Государственная поддержка АПК в Казахстане осуществляется в рамках реализации национального проекта в форме предоставления субсидий из бюджета. Данная программа направлена на: стимулирование увеличения объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции пищевой и перерабатывающей промышленности; ускорение уровня импортозамещения предприятий; обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК [4].

Рассмотрев опыт зарубежных стран, можно отметить, что оценка государственного регулирования сельского хозяйства свидетельствует о взвешенной и продуманной аграрной политике, позволяющей конкурировать на внутреннем и внешнем рынках, а также обеспечивать высокую эффективность сельскохозяйственного производства. На данный момент действующая система государственной поддержки в Казахстане реализуется не совсем эффективно, и требуются коррективы для дальнейшего роста уровня производства продукции АПК.

Развитие АПК РК должно быть направлено на обеспечение населения страны высококачественным отечественным продовольствием и наращивание экспорта продукции АПК, создание условий для повышения занятости и доходов сельского населения и устойчивого развития сельских территорий.

Для достижения поставленной цели необходим ускоренный рост производства всех видов продовольствия, позволяющей потреблять продукты питания населением страны на уровне продовольственной безопасности за счет собственного производства и повысить экспортный потенциал предприятий АПК республики.

 

Список литературы:
1. Ахметова, К.А. Государственное регулирование аграрного сектора Казахстана. Проблемы агрорынка. – Алматы, 2020. №3
2. Акимбекова, Г.У. Приоритетные направления развития агропромышленного комплекса Казахстана. Проблемы агрорынка. – Алматы, 2020. №4 
3. Sigarev, M.I. Public Financial Support for production of agricultural products in terms of the EAEU. News of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. - Almaty, 2018. №44
4. Turekulova, D. M. State regulation of management competitiveness of the agricultural sector in the Republic of Kazakhstan. Central Asian Economic Review. – Almaty, 2019. – No 2(125)