Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Конференция: LXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Сапранова В.С., Руденко Л.Г. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(62). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 19-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Сапранова Валентина Степановна
магистрант, Государственное и муниципальное управление, НОЧУ ВО Московский Университет имени С.Ю. Витте, РФ, г. Москва
Руденко Людмила Геннадьевна
декан факультета экономики и финансов, научный работник, Государственное и муниципальное управление, НОЧУ ВО Московский Университет имени С.Ю. Витте, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Целью данной статьи является исследование особенностей государственных закупок. Актуальность избранной темы заключается в том, что при эффективном проведении закупочной деятельности в стране, во-первых, оптимально будут удовлетворять государственные нужды, во-вторых, будут эффективно расходоваться бюджетные средства страны.

Abstract. The purpose of this article is to study the features of public procurement. The relevance of the chosen topic lies in the fact that with the effective conduct of procurement activities in the country, firstly, it will optimally satisfy state needs, and secondly, the country's budgetary funds will be effectively spent.

 

Ключевые слова: государственные закупки; федеральный закон; государственные нужды; власть; товар.

Keywords: public procurement; federal law; state needs; power; goods.

 

Тема проведения государственных закупок в РФ в общем и осуществления совместных закупок в частности, сравнительно недавно попала в поле зрения научного сообщества. С вступлением в силу Федерального закона  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ, а затем Федерального закона  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее Закон № 44-ФЗ) - учеными стали изучаться, прежде всего, правовые основы осуществления государственных закупок и проблематика правоприменительной практики в закупочной деятельности.

Следует отметить, что по причине изменения законодательства, и соответственно, изменения терминологии в нормативной правовой базе,  в данное время не имеется однозначных подходов к определению целого ряда базовых понятий, а также правовой обеспеченности реализации декларируемых в законодательных актах принципов проведения государственных закупок. На этом необходимо заострить внимание.

На основании вышесказанного возникает потребность по введению адекватного понятийного аппарата и проведению ознакомления с позициями ученых и специалистов на предмет понятий государственных и закупок, государственного заказа, государственных нужд, о чем в дальнейшем будут сделаны соответствующие выводы.

Изначально возникает потребность в изучении термина   «государственные нужды», поскольку именно ради их удовлетворения осуществляются государственные и муниципальные закупки.

В утратившем силу с января 2014 года Законе № 94-ФЗ содержалось понятие государственных нужд, в нем под государственными нуждами имелись в виду  «обеспечиваемые за счет средств бюджетных и внебюджетных источников финансирования потребности государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, которые нужны для решения вопросов государственного и местного значения и осуществления государственных полномочий, в том числе переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий государственных заказчиков».[1]

В ныне действующих нормах права, регулирующих проведение государственных закупок данное понятие отсутствует, на основании этого для анализа сущности государственных закупок необходимо ознакомиться по этому вопросу с позициями специалистов. Так, например, по мнению В.А. Евсегнеева,  «государственные нужды» представляют из себя ни что иное, как  «публичные нужды, удовлетворение которых приносит пользу либо всем гражданам государства».[4]

Как утверждает Н.П. Кабытов,  государственные нужды  - это  «потребности соответствующего публично-правового образования в использовании того либо другого объекта на основании его законодательно установленными функций и полномочий».[5] Е.Л. Барыбиной предлагалось включить в положения Закона № 44-ФЗ следующее положение - «Государственные нужды - это общественно значимые нужды (потребности) соответствующего публично-правового образования, закрепленные нормой права, объективно существующие, которые направлены на удовлетворение интересов неопределенного круга лиц (населения), реализуемые в установленном законом порядке специально уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления».[6]

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что государственные нужды - это общественные потребности РФ и субъектов РФ, удовлетворение которых происходит в интересах неограниченного круга лиц и способствует выполнению своих функций государственными учреждениями и органами власти.

Из вышесказанного можно резюмировать следующее: государственные нужды  - это собственно общественные потребности жителей и органов страны, обеспечение которых проводится в целях соблюдения интересов самого широкого круга лиц и способствует выполнению своих функций и полномочий соответствующими государственными учреждениями и органами власти.

Далее следует рассмотреть соотношение понятия «государственный заказ» и «государственные закупки». Е. А. Ковалева совершенно справедливо утверждает, что под государственным заказом следует понимать ни что иное, как оформленную потребность  в товарах, услугах и работах, то есть, потребность в удовлетворении государственных нужд.[7]

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что посредством реализации государственного заказа удовлетворяются государственные нужды. Инструментом реализации государственного заказа являются государственные закупки. Под закупкой в соответствии с нормами Закона №44-ФЗ понимается весь цикл деятельности, начиная с планирования, завершая исполнением контракта и экспертизой. Таким образом, государственные нужды удовлетворяются посредством их оформления данной потребности в государственном заказе и реализации ее посредством проведения государственных закупок.

В данной части исследования необходимо перейти к анализу нормативного правовой базы организации и проведения государственных закупок. Крайне важно в первую очередь обозначить рамки применения Закона № 44-ФЗ, соответственно, исследовать и показать, в каких случаях заказчики должны руководствоваться положениями вышеуказанного закона, а каких руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ и Закона № 275 –ФЗ.

В Законе № 44-ФЗ четко обозначен перечень юридических лиц, имеющих прямую обязанность проводить закупочные мероприятия согласно его норм  в соответствии с пунктами 5-7 статьи 3 вышеуказанного Закона. К таким юридическим лицам следует относить государственных заказчиков, а также прочих юридических лиц, которые в соответствии с положениями статьи 15 Закона № 44-ФЗ имеют прямую обязанность проводить закупки в рамках данного Закона. Государственные заказчики осуществляют закупочную деятельность в целях удовлетворения государственных нужд в рамках Закона № 44-ФЗ всех объектов закупок кроме особого перечня, утвержденного в части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ, в него включены закупка драгоценных камней для пополнения Государственных фондов, назначение защитника в процессе уголовного судопроизводства и проч. Бюджетные автономные учреждения, унитарные предприятия и прочие юридические лица проводят закупки, применяя положения Закона № 223-ФЗ при условии, что есть утвержденное до начала года положение о закупке за счет собственных средств, положения же Закона № 44-ФЗ распространяются на данные юридические лица только при закупках за счет бюджетных средств и в случаях, когда вышеуказанные юридические лица сами являются исполнителями по контрактам.[2]

Что касается закупок для нужд обороны страны, то поскольку такие закупки не входят в область интересов данного исследования, то необходимо лишь отметить, что они осуществляются в рамках Закона № 44-ФЗ, но с учетом положений Закона № 275-ФЗ, при том, что последний является специальным по отношению к Закону № 44-ФЗ, на этом основании его положения имеют приоритет перед общими нормами Закона № 44-ФЗ. Данная информация содержится в части 2 Закона, как и в отношении Закона № 44-ФЗ, так и других общих по отношению к Закону № 275-ФЗ правовых норм.[3]

Также необходимо сказать о том, что кроме основного нормативного правового акта, который регламентирует осуществление государственных закупок – Закона № 44-ФЗ, в целях его исполнения был принят целый ряд подзаконных актов как на федеральном уровне, так и на уровне муниципалитетов и субъектов РФ. Исследование нормативной правовой базы, регулирующей  сферу государственного заказа, следует осуществлять в разрезе этапов удовлетворения государственных нужд товарами, работами и услугами. Поскольку всю закупочную деятельность можно дифференцировать на четыре главных момента: планирование и нормирование закупок, определение исполнителя и заключение договоров, исполнение контрактов, а также контроль, мониторинг и аудит закупок, то и нормативную правовую базу закупок можно подразделить в зависимости от того, какой именно из данных этапов они регламентируют.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ  // «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013 г., 14 ст. 1652.
2. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2011 г., № 30 (часть I) ст. 4571.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012 г., № 53 (часть I) ст. 7600.
4. Евсегнеев В.А. Собственность на землю в фокусе интересов // Журнал российского права, 2004. № 8. С. 69–79.
5. Кабытов Н.П. Выкуп земельного участка как основание прекращения права частной собственности: автореф. к дисс. к.ю.н. Самара, 2004. 286 с.
6. Барыбина Е.Л. Понятие «государственные (муниципальные) нужды» в предмете государственного контракта как средство самоорганизации гражданских правоотношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд // Современное право, 2014. № 10. С. 79–83.
7. Ковалева Е.А. Механизм государственных закупок в России //Вестник ЧелГУ. 2008. №1.