ПРАКТИКА ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ
Конференция: LXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Менеджмент
LXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ПРАКТИКА ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ
THE PRACTICE OF MAKING STRATEGIC DECISIONS FOR THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COMPANIES IN MODERN REALITIES
AlArusi Zakaria Munassar Muhammad
Master's student, Peoples' Friendship University of Russia. Patrice Lumumba, Russia, Moscow
Аннотация. В данной статье представлен обзор современных подходов в области стратегического управления международных компаний, нацеленных на устойчивое развитие, повышение эффективности и достижения масштабов присутствия в разных странах мира. Выделены факторы, оказывающие влияние на принимаемые решения в отношении стратегии развития компаний, учитывая происходящие во всем мире преобразования экономических, социальных и политических условий. Полученные результаты исследования дают возможность эффективного планирования развития международных компаний, нацеленных на занятие устойчивого и конкурентоспособного положения на рынке, рационально реализуя меры, направленные на адаптацию к происходящим изменениям.
Abstract. This article provides an overview of modern approaches in the field of strategic management of international companies aimed at sustainable development, increasing efficiency and achieving the scale of their presence in different countries of the world. The factors influencing the decisions made regarding the development strategy of companies are highlighted, taking into account the transformations of economic, social and political conditions taking place all over the world. The obtained research results make it possible to effectively plan the development of international companies aimed at achieving a stable and competitive position in the market, rationally implementing measures aimed at adapting to the changes taking place.
Ключевые слова: стратегия развития, международные компании, устойчивое развитие, конкурентоспособность, цифровая трансформация, геополитические условия.
Keywords: development strategy, international companies, sustainable development, competitiveness, digital transformation, geopolitical conditions.
Успех деятельности любой современной компании, функционирующей в конкурентной среде, напрямую зависит от качества и рациональности выбора стратегии. В настоящее время в научной литературе сформулированы различные авторские трактовки понятия «стратегия» и связанных с ней понятий. Впервые понятие стратегии было предложено А. Чандлером, который под стратегией предлагает понимать определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Указанное определение характеризует классическое представление на сущность стратегии [6, c. 112].
С течением времени понятие «стратегия» было подвержено более глубокому изучению, актуализации к современным условиям хозяйствования, что привело к его фактическому дополнению. Так, например, Лапа Е.А. в своем исследовании характеризует стратегию как систематический план действий, разработанный для достижения конкретных целей и успеха организации. В свою очередь содержание стратегии включает в себя анализ текущей ситуации, определение основных направлений развития, выбор приоритетных действий и управление ресурсами для их реализации [3, c. 347].
Моисеев А.В. при рассмотрении теоретических подходов к стратегиям определяет, что в современной бизнес-среде стратегия является способом установления и поддержания конкурентного преимущества организации [5, c. 63].
Исходя из приведенных выше подходов, учитывая влияние цифровой трансформации различных сфер и отраслей хозяйствования, под стратегией современных компаний предлагается понимать использование новых инструментов и платформ для расширения бизнеса и достижения целей. При этом стратегические решения основываются на разработке и продвижении продуктов, улучшении эффективности бизнес-процессов с помощью автоматизации и использования больших данных, а также создании инновационных моделей бизнеса для адаптации к изменяющимся рыночным трендам [7, c. 1137].
Стратегия и подходы к ее реализации включают различные виды и направления деятельности, выбираемые компаниями для решения ключевых недостатков и повышения конкурентоспособности, устойчивости на рынке, удержании занятой ниши. Останавливаясь подробнее на типах стратегий, характерных для международных компаний, в настоящее время можно обозначить следующие (табл. 1).
Таблица 1.
Типы стратегий международных компаний
Тип стратегии |
Характеристика стратегии |
Стратегия глобализации |
Компания стремится стать глобальным лидером в своей отрасли путем создания единой стратегии, продукции и маркетингового подхода для всех рынков. |
Многонациональная стратегия |
Компания разрабатывает разные стратегии для разных стран в зависимости от местных рыночных условий. |
Транснациональная стратегия |
Компания стремится создать глобальную интеграцию и локализацию, чтобы сочетать преимущества глобальной и многонациональной стратегий. |
Региональная стратегия |
компания фокусируется на определенном регионе и разрабатывает стратегии, учитывающие специфические потребности и требования этого региона |
Транзакционная стратегия |
Компания фокусируется на приобретении и продаже предприятий или активов в разных странах для достижения конкретных целей. |
Приведенный выше перечень не является исчерпывающим. В настоящее время для международных компаний представлены разновидности стратегий, относящихся к определенной типологизации.
Так, например, к стратегии глобализации можно отнести стратегию устойчивого развития международной компании. Данная разновидность стратегии заключается в создании и реализации бизнес-планов, которые одновременно обеспечивают устойчивость компании в долгосрочной перспективе, и сохраняют ее конкурентоспособность в условиях изменяющихся рыночных требований и внешних факторов [4, c. 107].
Стратегия устойчивого развития для международных компаний строится на принципах устойчивости, в основу которых положены ESG-принципы (экологические, экономические и социальные признаки, соблюдаемые компаниями при построении своей деятельности). Распространение данной стратегии обусловлена эффектом полезности, создаваемого в рамках функционирования компании: организация и ведение ее деятельности сопряжено с принесением пользы обществу и окружающей среде.
С одной стороны, данная стратегия обладает высокой привлекательностью, что находит отражение в ее применимости – многие международные компании активно используют элементы устойчивого развития, внедряют их в свою деятельность и придерживаются установленным принципам. С другой стороны, реализация данной стратегии сопряжена с рядом трудностей:
1. Отсутствие согласованности и интеграции. Международные компании сталкиваются с трудностями при согласовании и интеграции стратегии устойчивого развития в разных филиалах и департаментах, что приводит к несогласованности действий и ухудшению результатов [2, c. 3963].
2. Финансовые ограничения. Стратегия устойчивого развития может потребовать дополнительных финансовых вложений, которые международные компании могут не быть готовыми или не могут себе позволить.
3. Сложности вовлечения заинтересованных сторон. Реализация стратегии устойчивого развития требует активного сотрудничества и вовлечения различных заинтересованных сторон, включая партнеров, поставщиков, клиентов и общественность. Однако, компании могут столкнуться с трудностями в установлении эффективных партнерских отношений и убеждении заинтересованных сторон в необходимости устойчивого развития.
Значительную роль в вопросах реализации стратегии устойчивого развития для международных компаний играют различия в уровне развития стран. Дисбаланс, связанный с подходами к ведению бизнеса, правовыми основами деятельности, участием государства, доступностью ресурсов, кардинально различающийся в развитых, развивающихся и наименее развитых странах, приводит к сложности качественного соблюдения принципов устойчивого развития и полноценного выполнения стратегических решений на разных территориях.
Не меньшее влияние на реализацию стратегии устойчивого развития оказывают геополитические события. Так, на примере России и введенных в ее отношении санкциях, начавших свое действие в 2022 году, можно отметить перестройку в управлении бизнес-процессами компаний, которые функционируют на территории государства. Наличие ограничительных мер и усложнение логистических процессов, а также многообразие нормативной основы ведения деятельности предприятий на российском рынке требуют от международных компаний соблюдения всех требований, формируя рост рисков и повышение их влияния на компании [1, c. 18].
Аналогичная ситуация проявляется и в других аспектах. Развитие деятельности и расширение сферы присутствия международных компаний, связанный с выходом на новые рынки, требует значительных затрат на выстраивание бизнес-процессов и налаживания основных процессов.
Резюмируя вышеизложенное, современные международные компании при разнообразии в выборе стратегических подходов к решению существующих проблем, сталкиваются с различными трудностями, которые препятствуют успешному функционированию на рынке стран мира. Повсеместно распространяемая стратегия устойчивого развития для международных компаний формирует глобальные риски, связанные с различием подходов к управлению, регулированию рынков, которые должны быть учтены в полном объеме, что обеспечит успешность и эффективность функционирования и достижения высокой результативности выполнения стратегических решений.