Статья:

ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ГЕНДЕРНЫЕ БАРЬЕРЫ В БИЗНЕСЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИИ: АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРЕОДОЛЕНИЮ

Конференция: LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика предпринимательства

Выходные данные
Григорян М.А. ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ГЕНДЕРНЫЕ БАРЬЕРЫ В БИЗНЕСЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИИ: АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРЕОДОЛЕНИЮ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(88). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ГЕНДЕРНЫЕ БАРЬЕРЫ В БИЗНЕСЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИИ: АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРЕОДОЛЕНИЮ

Григорян Мери Артуровна
эксперт в области предпринимательства, Министерство Экономики Республики Армении, Департамент предпринимательства, Армения, г. Ереван

 

WOMEN'S ENTREPRENEURSHIP AND GENDER BARRIERS IN BUSINESS ON THE EXAMPLE OF ARMENIA: ANALYSIS AND RECOMMENDATIONS FOR OVERCOMING THEM

 

Mary Grigoryan

Expert in the Field of Entrepreneurship, Ministry of Economy of the Republic of Armenia, Department of Entrepreneurship, Armenia, Yerevan

 

Аннотация. Женское предпринимательство играет немаловажную роль в экономике Армении, но сталкивается с рядом гендерных барьеров. Цель исследования – выявить эти барьеры и предложить пути их преодоления. В статье анализируются культурные, экономические и социальные препятствия для женщин-предпринимателей, а также предоставлены рекомендации по их устранению.

Abstract. Women's entrepreneurship plays an important role in the Armenian economy, but faces a number of gender barriers. The purpose of the study is to identify these barriers and suggest ways to overcome them. The article analyzes the cultural, economic and social barriers for women entrepreneurs and provides recommendations for their elimination.

 

Ключевые слова: женское предпринимательство, гендерные барьеры, Армения, рекомендации, бизнес, СНГ, малый бизнес.

Keywords: women's entrepreneurship, gender barriers, Armenia, recommendations, business, CIS, small business.

 

Введение

В последние годы женское претприемительство стало важной частью экономики Армении и других стран СНГ. Однако женщины-предприниматели сталкиваются с уникальными трудностями, кои ограничивают их участие в бизнесе и развитие.  Гендерные барьеры создают дополнительные препятствия на пути к успеху женщин в бизнесе. В условиях патриархальной культуры Армении такие барьеры приобретают особенно выраженный характер, что требует детального анализа и выработки рекомендаций для их преодоления[2].

Цель исследования: проанализировать гендерные барьеры, влияющие на женское предпринимательство в Армении, и предложить эффективные меры для их преодоления.

Задачи исследования:

  1. Определить ключевые гендерные барьеры, ограничивающие женщин в предпринимательстве в Армении.
  2. Изучить влияние этих барьеров на развитие женских бизнесов.
  3. На основе опыта успешных женщин-предпринимателей предложить практические рекомендации по их преодолению.

1. Женское предпринимательство в Армении: текущая ситуация

Женское предпринимательство в Армении преимущественно представлено в малом и среднем бизнесе, ориентированным на сферу услуг, сельского хозяйства, розничную торговлю и сферу общественного питания [1, с. 34]. В этих областях наблюдается наиболее высокая предпринимательская  активность женщин, однако процент женщин в крупном бизнесе остается низким. Важную роль играют культурные и экономические барьеры, включая доступ к финансированию, недостаток специализированного образования и влияние гендерных стереотипов, которые усложняют условия для женщин.

2. Основные гендерные барьеры

  • Социальные и культурные стереотипы: Ожидания от женщин в сфере семьи и ограниченные представления о женской роли в бизнесе препятствуют их карьере [5, с. 58]. Гендерные предрассудки также делают женщин менее конкурентоспособными при получении бизнес-кредитов.
  • Экономические барьеры: Женщины сталкиваются с трудностями в доступе к финансированию, так как банки и инвесторы склонны видеть мужчин в качестве стабильных заемщиков и бизнес партнеров. Финансовая поддержка женского бизнеса остается на низком уровне [4, с. 112].
  • Отсутствие доступа к специализированному образованию: Многим женщинам недоступны программы обучения и наставничества, необходимые для развития управленческих и профессиональных навыков.
  • Неравные условия труда и давления в бизнесе: Проблемы гендерного неравенства проявляются и в ограниченной поддержке женщин в вопросах занятости и работы в официальном секторе.

Эти барьеры существенно ограничивают рост женского предпринимательства в Армении, снижая шансы женщин на развитие бизнесов, увеличивая экономические разрывы и неравенство. Отсутствие доступного финансирования и поддержки препятствует внедрению инноваций в женский бизнес, что негативно влияет на темпы его развития.

3. Рекомендации по преодолению гендерных барьеров

  1. Образовательные и наставнические программы: Организация тренингов, курсов и мастер-классов, направленных на развитие управленческих и профессиональных навыков женщин. Введение менторства для женщин в бизнесе для получения знаний от успешных предпринимателей.
  2. Обучение цифровым навыкам: Организация тренингов по цифровому маркетингу, электронной коммерции и использованию социальных сетей для продаж. Это поможет женщинам улучшить свои навыки и эффективно продвигать бизнес в онлайн-пространстве. Образовательные и тренинговые программы, организуемые местными и международными организациями, направленные на развитие предпринимательских навыков женщин.
  3. Развитие сетевых сообществ: Поддержка женских сообществ, направленных на обмен опытом и поддержку женщин-предпринимателей поиска партнеров и менторов, что поможет ускорить развитие бизнеса и упростить внедрение новых технологий.. Такие сообщества позволяют обмениваться идеями, знаниями и ресурсами.
  4. Медиа-кампании для устранения стереотипов: Популяризация успешных женщин-предпринимателей и борьба с гендерными стереотипами через медиа и социальные сети для изменения общественного восприятия роли женщины в бизнесе.
  5. Государственные и общественные программы поддержки: Введение грантов и программ финансирования для стартапов женщин-предпринимателей с возможностью льготного кредитования и поддержки на начальных этапах бизнеса, суюсидирование для желающих перенести или расширить бизнес в интернете.

Заключение

В условиях экономики Армении женское предпринимательство представляет значимый потенциал для улучшения экономической ситуации в стране. Гендерные барьеры требуют комплексного подхода к их устранению. Рекомендации, предложенные в статье, могут послужить основой для разработки эффективной политики поддержки женщин в бизнесе. Как указывает Всемирный банк [3, с. 24], внедрение программ поддержки и устранение барьеров способствуют развитию женского предпринимательства, способствуя повышению вклада женщин в экономику Армении

 

Список литературы:
1. Минасян, Г. П. "Женское предпринимательство и его роль в экономике Армении." — Ереван: Армянская Академия наук, 2021.
2. Саркисян, А. О. "Проблемы гендерного неравенства в странах СНГ и пути их решения." // Экономика и общество, 2020.
3. Всемирный банк. "Отчет о развитии женского предпринимательства в странах СНГ". Всемирный банк, 2020.
4. Юсупова, Л. В. "Роль женских бизнес-сообществ в преодолении гендерных барьеров." — Москва: Институт гендерных исследований, 2019.
5. Arzumanyan, M. "Women in Business: Challenges and Opportunities in Armenia." Armenian Journal of Economics, 2021.