Статья:

Особенности вариантного планирования объемов производства продукции компании

Конференция: IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Захаренкова И.А. Особенности вариантного планирования объемов производства продукции компании // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 65-69.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности вариантного планирования объемов производства продукции компании

Захаренкова Ирина Анатольевна
канд. экон. наук, доцент Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова – СПбГЛТУ, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Features of variant planning of the company's production volumes

 

Irina Zakharenkova

candidate of economics, assistant professor in St Petersurg State Forest Technical University named after C.M. Kirov – SPSFTU, Russia, St Petersurg

 

Аннотация. Планирование объёма производства продукции на многовариантной основе предусматривает применение соответствующей методики. Существуют варианты, учитывающие отраслевые и рыночные факторы деятельности компании. Статья раскрывает особенности учета этих факторов при определении объемов производства.

Abstract. The planning of the volume of production on a multivariate basis involves the application of an appropriate methodology.  There are options that take into account the industry and market factors of the company.  The article reveals the specifics of taking these factors into account when determining production volumes.

 

Ключевые слова. Планирование; производство; объем производства; продукция; факторы; рынок; ресурсы; нормы; мощность; прибыль.

Keywords. Planning; production; output; products; factors; market; resources; norms; capacity; profit.

 

Планирование объёма производства продукции компании на многовариантной основе предусматривает конкретные расчёты по соответствующей методике применительно к сфере деятельности предприятия.

При этом основное значение имеют:

· отрасль и технология;

· масштаб деятельности компании.

Стандартно плановые расчеты объемов выпуска выполняются по нескольким вариантам [2, с. 56]:

1. По критерию соотношения между применяемыми ресурсами.

Компания использует трудовые ресурсы (ТР), основной и оборотный капитал (К). Тогда план производства (Q) может быть представлен в виде функции (F):

Q=F(К;ТР),                                                                        (1)

 

Выбор оптимального сочетания зависит от уровня технического потенциала компании. Если уровень потенциала дифференцируется, то изменится и соотношение между параметрами производства. В большинстве случаев компания может изменять параметры ручного труда, оставляя капитал величиной постоянной.

Если компания предполагает увеличить выпуск продукции за счёт дополнительного привлечения трудовых ресурсов, необходимо принимать во внимание закон убывающей отдачи (увеличение числа работающих имеет смысл до определённого предела, далее происходит снижение прироста продукции на единицу затраченного труда) [1, с. 102].

2. По критерию нормирования параметров.

Спецификой применения данного подхода является расширенная нормативная база критериев, применяемая в компании. В основу расчетов могут быть положены нормы выработки, трудоемкость работ или нормы потребления продукции. В этом случае объем выпуска (план производства) будет рассчитываться следующим образом:

· нормы выработки:

Q=Нв*Кв*Т,                                                                       (2)

Где:

Нв - норма выработки продукции в час;

Кв - коэффициент выполнения нормы выработки;

Т - фонд рабочего времени, час.

· трудоёмкость операций (применительно к участкам, бригадам):

Q=(Т1*Чр* Квр)/Нвр                                                           (3)

Где:

Т1 - фонд рабочего времени одного работника, час;

Чр - численность работников, чел.;

Нвр - норма времени на единицу продукции, час.;

Квр - коэффициент использования нормы времени.

· уровень потребления (по этапам):

1) определяется общая суточная потребность в продукции:

Qс=(Нп*Ч)/количество дней в году,                                          (4)

Где:

Qс - общая суточная потребность в продукции;

Нп - норма потребления продукции в год на одного человека;

Ч - численность обслуживаемого населения в планируемом году, чел.

2) определяется суточная потребность в продукции по видам:

Qв=Дп*dв,                                                           (5)

Где:

Qв - потребность суточная по видам;

Дп - доля каждого вида продукции в общей потребности.

3) далее с целью оценки возможностей компании по покрытию спроса на продукцию сопоставляется суточная потребность с суточной производственной мощностью по всем видам продукции.

3. По критерию имеющихся мощностей и степени их использования.

Наиболее распространенный и часто практикуемый подход, когда объем выпуска продукции определяется исходя из возможностей оборудования и коэффициента использования мощности. Коэффициент использования мощности зависит от режима работы оборудования и определяется с учетом имеющихся заказов. Кроме того, принимается во внимание величина данного показателя за прошлые периоды.

4. По критерию анализа результатов прошлых периодов и с учетом сложившихся тенденций изменения объемов производства.

При этом подходе компания ориентируется на объем выпуска прошлого периода с учетом текущих заказов, принимая во внимание заложенные в плане резервы роста.

5. По критерию прибыли.

В данном случае предполагается определение объемов выпуска продукции с учетом постоянных и удельных переменных затрат, а также мониторинга цен на реализацию продукции. Для этой цели используется определение безубыточного объема производства с определением границы рентабельности производства с целью выхода на определенный размер прибыли.

6. По критерию анализа данных о емкости рынка и рыночной доле предприятия.

Под емкостью рынка в данном случае понимается весь объем однородной продукции, производимой компаниями в конкретном рыночном сегменте. Место компании определяют реалии сегодняшнего положения дел, стратегия ее развития, а также ресурсный потенциал [3, с. 98].

Как правило, данный критерий подходит при планировании выпуска отдельных видов продукции, когда принимается во внимание множество факторов анализа сбыта, востребованности данной продукции, динамики продаж за определенный временной горизонт.

7. По критерию оптимизации плановых решений в сфере производства с помощью экономико-математических методов.

Наиболее гармонично экономико-математические методы, методы линейного программирования, инструменты корреляционно-регрессионного анализа применяются при принятии оптимальных плановых решений.

Основные группы оптимизационных задач [2, с. 45]:

· задачи по оптимизации программы выпуска продукции по ассортименту компаний;

· задачи оптимизации распределения разнообразных производственных заданий между полностью и частично взаимозаменяемыми исполнителями (транспортные задачи);

· задачи по оптимизации раскроя материалов (эффект от экономии ресурсов и повышение общего экономического результат производства).

При решении таких задач важно сформулировать цель и выбрать критерий оптимальности – показатель, по величине которого определяют степень оптимальности решения – лучшего из возможных. С помощью корреляционно-регрессионного анализа можно определить степень влияния различных факторов на значение того или иного экономического показателя, и в дальнейшем регулировать участие данных факторов в плановом значении показателя.

Блок экономико-математических задач подходит для формирования текущей и стратегической производственной программы компании. Недостаток – отсутствие квалифицированных специалистов для составления математических моделей исследуемого процесса, что существенно ограничивает применение на практике таких задач, в особенности в малом бизнесе. Однако, существует достаточное количество программных продуктов, позволяющих снизить трудоемкость математических расчетов и, тем самым, адаптировать использование математического аппарата для проведения анализа и определения плановых значений показателей деятельности компании.

Следует отметить, что ни один из вышеперечисленных критериев не решает полностью задачи планирования объемов производства продукции компании: какую номенклатуру (ассортимент) производить, в каком количестве, и за какой период времени [2, с. 36]. Эта задача выходит за рамки аналитической работы и зависит исключительно от ситуации на рынке, формирующей спрос на конкретные виды продукции.

Фактор времени, сроки исполнения производственной программы ни в одной из вышеперечисленных методик напрямую, как компонент методики, не участвует. Фактор времени косвенно присутствует «внутри» методики (внутри норм, объем производства и так далее), но как переменная методики - отсутствует.

Подводя итог можно отметить, что вышеперечисленные методики не всегда пригодны для формирования краткосрочной производственной программы на предприятиях малого бизнеса. Их необходимо переработать, учитывая специфичность рынка совершенной конкуренции.

 

Список литературы:
1. Одинцова Л.А. Планирование на предприятии: Учебник, 2-е изд. М.: Academia, 2009. – 272 с.
2. Планирование деятельности лесопильных предприятий: организация и методика: монография/ С.Е. Грязнов, И.А. Захаренкова, Н.И. Петухов; под ред. Проф. В.Е. Леванова. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. - 107 с.
3. Радиевский М.В. Организация производства: инновационная стратегия устойчивого развития предприятия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. – 377 с.