ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С ФИНАНСОВЫМИ ПИРАМИДАМИ
Конференция: XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Региональная экономика

XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С ФИНАНСОВЫМИ ПИРАМИДАМИ
FOREIGN EXPERIENCE IN COMBATING FINANCIAL PYRAMIDS
Boris Zotov
Postgraduate, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow
Любое государство стремится к динамично развивающейся экономике. В настоящее время её развитие проходит в условиях жесткой мировой конкуренции и под воздействием огромного количества прогнозируемых и непредсказуемых взаимосвязанных внешних и внутренних факторов и угроз, способных нанести экономике значительный ущерб.
Как никогда требуется особое внимание проблемам экономического роста и экономической безопасности страны в настоящее время и на ближайшие годы. При этом важно учитывать не только отдельно взятый рост экономики, но и последовательное развитие её во времени на основе совершенствования методов государственного управления экономическими процессами, развития и применения перспективных технологий на производстве, создания новых отраслей, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Рост, развитие экономики и экономическая безопасность – это две стороны одного сложного многофакторного процесса. Безопасность показывает способность экономики к саморазвитию, а её развитие - способность находится в безопасном состоянии в постоянно изменяющихся условий в стране и в мире. На развитие экономики большое негативное влияние оказывает теневая экономика, хотя в исследовании отмечается положительное влияние на социально-экономическое развитие в отличие от формального сектора экономики при кризисном состоянии рынка труда.
Оценка взаимосвязи теневой экономики и отдельных показателей экономической безопасности РФ, проведенная в ряде исследований, позволила выявить значительную отрицательную взаимосвязь между уровнем теневой экономики и показателем ВВП.
По данным Британского агентства World Ergonomics (ноябрь 2023 год), в мониторинге рассматривающим теневую экономику, как неформальную экономику. Названное агентство фиксирует теневую экономику в более чем в 150 странах мира, и размеры её варьируют от 6,9 % (в Швейцарии) и до 78 % (в Афганистане) от ВВП. В России по их данным (ноябрь 2023 год) она составляла 26%. Одновременно указанное агентство отмечает неточность этой оценки из-за недостоверного учета всех составляющих теневой экономики.
Анализ отечественных и зарубежных научных публикаций, посвящённых теневой экономики показал, что, несмотря на существенную важность феномена теневой экономики в системе экономической безопасности государства, часть исследователей в рамках теневой экономики выделяют исключительно незапрещённые законом виды деятельности, отделяя их от нелегальной (преступной) экономики. [3]
Противоположной позиции к понятию «теневой экономики» придерживаются эксперты Евростата, которые трактуют данный феномен как «стоимость производственной деятельности, которая не наблюдается напрямую, но должна быть включена в национальные счета», при этом включая четыре взаимоисключающие категории:
- сделки незаконного характера или противозаконная деятельность(illegal activities);
- подпольная деятельность(underground), в рамках которой сделки не носят незаконный характер, но не раскрываются с целью полного уклонения от контроля официального органа либо преднамеренного предоставления недостоверных сведений о полученных доходов;
- неформальная деятельность (infjrmal activities) незарегистрированных производителей продукции;
- неотраженная в статистике деятельность по причине отсутствия статистических данных.
В общем понимании, теневая экономика - это скрытая экономика по причине того, что её результаты скрываются от общества и государства. Теневая экономика включает в себя деятельность, которая не учитывается в официальной статистике, а, следовательно, приводит к утечке бюджетных средств, сокращению ВВП, снижению конкурентоспособности легальных бизнесов и другим негативным последствиям, что существенным образом снижает безопасность страны.
Наличие теневой экономики характерно для всех стран мира и очень важно как государственные институты сдерживают и сокращают негативное влияние её на реальный сектор экономики. Вместе с тем заметно постоянно изменяющиеся виды составляющих теневой экономики от хорошо известных (сокрытие налогов, неофициальное трудоустройство, получение скрытых доходов, нелицензированное оказание различных услуг и т п.) до применения финансовых пирамид на основе современных ИТ структур и цифровых платформ. В 2010 году в России зафиксировано было 240 фин. пирамид и с каждым годом число их стремительно растёт в 2021 г.- 871, В 2022 г.- 2003, в 2023 г.-2944, в 2024 г.- 5510. В общей массе за последний год значительную долю составили всевозможные интернет-проекты -5457 случаев. Популярными становятся схемы с криптовалютой, если в 2023 году взносы в криптовалютах принимали 50%пирамидальных проектов, то в2024-м – 70%. В сентябре 2024 года Банк России сообщил о попытке размещения первого актива с признаками финансовой пирамиды на рынке цифровых финансовых активов (ЦФА).
Зарубежный опыт борьбы с финансовыми пирамидами представляет собой важную тему, особенно в контексте защиты финансовых интересов граждан и предотвращения масштабных финансовых мошенничеств. Опыт Канады и Франции в этой области представляет интерес для анализа и применения в других странах.
Канада разработала и внедрила систему регулирования и надзора за финансовыми институтами и инвестиционными продуктами, которая включает строгие правила регистрации и лицензирования компаний, предлагающих инвестиционные возможности. Кроме того, проведение регулярных аудитов и мониторинг деятельности компаний помогает предотвратить создание финансовых пирамид и обеспечить защиту инвесторов.
Во Франции также идет борьба с финансовыми пирамидами, с помощью методов регулирования и надзора. Французское правительство ввело строгие правила рекламы финансовых продуктов для предотвращения обмана потенциальных инвесторов. Во Франции действую специальные органы по борьбе с мошенничеством, которые активно сотрудничают с правоохранительными органами для выявления и прекращения деятельности финансовых пирамид.
Как видим в обоих государствах представлен комплексный подход к надзору за финансовыми рынками и защите интересов инвесторов. В предотвращении функционирования финансовых пирамид играют основную роль законодательные акты, надзорные органы и финансовая грамотность населения, поддерживаемая государственными органами в форме образовательных программ.
В Германии представлены также стратегии и меры по предотвращению деятельности финансовых пирамид. Во-первых, в Германии активно работают надзорные и регулирующие органы, отвечающие за финансовый сектор. Федеральное управление финансового надзора Германии разрабатывает и внедряет правила и стандарты, направленные на выявление и предупреждение финансового мошенничества и финансовых пирамидальных схем.
Во-вторых, Германия сотрудничает со странами Евросоюза и международными организациями по вопросу обмена информации и координации действий по борьбе с финансовыми преступлениями. Данный метод позволяет эффективнее выявлять и предотвращать деятельность финансовых пирамид, действующих не только в пределах одной страны, но и тех, которые действуют в международном масштабе.
В Германии, как и в ряде стран ЕС реализуются образовательные программы и кампании направленные на повышение финансовой грамотности населения. Данный фактор дает возможность предупреждать граждан о рисках связанных с участием в финансовых пирамидах, как определить что большие дивиденды могут быть обманом и мошенничеством и приведет к потере сбережений, и это снижает вероятность того, что они станут жертвами финансового мошенничества.
Опыт Германии может быть полезным для России, так как видим комплексный подход к борьбе с финансовыми пирамидами, который заключаются в регулировании законодательства и международном сотрудничестве, повышение финансовой грамотности общества и защита финансовых интересов граждан.
Пример использования ИИ для борьбы с финансовыми пирамидами — проект «Кибершквал» от Т-Банка. Технология на основе искусственного интеллекта сканирует интернет в поиске сайтов, рекламирующих псевдо-инвестиции. Затем специальные боты создают шквал заявок на консультацию, а после тянут время в телефонных разговорах с лжеброкерами, тем самым нейтрализуя их и отвлекая от потенциальных жертв.
«Кибершквал» определяет признаки мошенничества с точностью в 90%. Платформа создана на базе собственных разработок Т-Банка в области искусственного интеллекта и голосовых помощников. [1]
Пример использования блокчейна для борьбы с финансовыми пирамидами — проект «Wolfram Blockchain Labs». Инициатива направлена на создание глобальной сети для обмена данными о подозрительных транзакциях между банками и финансовыми учреждениями. Блокчейн в данном проекте используется для создания безопасной и неизменной платформы, где все участники могут обмениваться информацией о транзакциях, которые могут быть связаны с отмыванием денег. [2]
Центральный банк Российской Федерации активно борется с финансовыми пирамидами, принимая ряд мер для предотвращения их деятельности. Одним из ключевых механизмов является мониторинг финансовых потоков и операций, что позволяет выявлять подозрительные схемы и операции, характерные для пирамидальных структур. Кроме того, Центральный банк активно сотрудничает с другими органами государственной власти и правоохранительными органами для проведения расследований и пресечения деятельности финансовых пирамид.
