Статья:

Деловой туризм-особенности развития отраслевого рынка

Конференция: VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономическая теория

Выходные данные
Гулиев У.Х. Деловой туризм-особенности развития отраслевого рынка // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 148-152.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Деловой туризм-особенности развития отраслевого рынка

Гулиев Ульви Хуррам оглы
магистрант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет», РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. Деловой туризм – очень важная, а также сложная и специфичная отрасль туристического бизнеса. Высокий уровень ответственности, внимание к деталям и умение быстро и результативно ориентироваться в случае возникновения каких-либо неполадок в течение поездки, именно этими навыками должен обладать менеджер, который занимается организацией делового вояжа. От остальных видов туризма, деловой, отличается, прежде всего, его денежной составляющей вопроса: ведь от того, насколько удачно сложится поездка, очень часто зависит возможность получения многомиллионной прибыли (или убыток) компании, так что риски, здесь повышенные и соответственно требуют повышенного внимания к деталям поездки.

 

Ключевые слова: деловой туризм, инфраструктура, корпоративная культура, гостиничный рынок, туристская дестинация.

 

Несмотря на то, что данное направление в туризме широко распространено, однако вопросы, касающиеся организации делового туризма недостаточно исследованы в экономике туризма. Изучение делового туризма носит в научной литературе больше популярно-описательный, чем научно-аналитический характер. В ходе исследования были изучены работы А.Г. Салащенко, Л.П. Педыч, И.К. Филоненко, Л.П. Усмановой, В.В. Серегиной данные работы носят преимущественно практический характер и рассматривают конкретные методики подготовки конгрессно-выставочных мероприятий [1].

Деловой туризм представляет собой емкое понятие, в наибольшей степени данный термин объясняет аббревиатура «MICE», которая образована первыми буквами английских слов:

·     M – meetings (встречи);

·     I – incentives (стимулирующие или поощрительные поездки);

·     С – congresses (конгрессы);

·     E – exibitions (выставки).

В.А. Квартальнов говорит о том, что составляющей MICE-индустрии является организация встреч, выставок и конференций [1].

В сфере мирового делового туризма деловым встречам уделено большое внимание, так как именно это является основополагающим фактором в развитии этого направления в туризме. Структура делового туризма по содержанию представлена на рис. 1. Деловой туризм очень многогранен. Свыше 73% его объема составляют корпоративные поездки (corporate travel) – как индивидуальные деловые поездки, так и для участия в мероприятиях, проводимых промышленными и торговыми корпорациями. Сюда же можно отнести и интенсив-туры – поездки, организуемые компаниями в целях мотивации сотрудников, занятых в основном продвижением и продажей производимого этой компанией товара. Поездки, связанные с участием в съездах, конференциях, семинарах под эгидой политических, экономических, научных, культурных, религиозных и других организаций, составляют около 16% рынка делового туризма. В свою очередь, 11% объема делового туризма занимают поездки с целью посещения торгово-промышленных выставок, ярмарок и участия в их работе [4].

 

Рисунок 1. Доля мероприятий в сфере делового туризма

 

В настоящее время сфера делового туризма в мире оформилась в одну из самых высокодоходных отраслей мировой туристской индустрии, которая, по оценкам специалистов, сопоставима по доходности с нефтяным бизнесом. По экспертным данным, на долю делового туризма в мире приходится более четверти объемов всего туристского рынка. От 55% до 60% мест в отелях по всему миру заполняется как раз за счет деловых поездок.

По экспертным оценкам, сегмент туристического рынка под названием «конгрессная деятельность» в России составляет всего 5%, в то время как в Европе он занимает более 50 % рынка. Основной причиной стагнации в этом сегменте делового туризма в России можно назвать отсутствие целенаправленной государственной программы развития делового туризма. Масштабность мероприятий, относящихся к межкорпоративному сектору делового туризма, их экономическое и политическое значение подразумевает организацию и подготовку на государственном уровне, непосредственное участие государственных органов [5].

На современном этапе организация делового туризма включает в себя широкий спектр различных видов деятельности от распространения и продвижения информации, разработки развлекательной программы до технического обеспечения встречи. Рассмотреть структуру рынка делового туризма можно на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Структура рынка делового туризма за 2015 год

 

При сравнении мирового рынка делового туризма и российского, можно отметить, что в России из всех видов бизнес-путешествий сегодня наиболее активно развивается выставочный туризм.

В настоящее время в России, точнее в Москве и Санкт-Петербурге, непосредственно координацией и подготовкой международных мероприятий занимаются различные организации, деятельность которых, как правило, носит больше коммерческий характер. В то же время следует отметить важную функцию государства в развитии делового туризма, поскольку серьезность и масштабность проводимых мероприятий требует поддержки на государственном уровне. Не следует забывать, что проведение международные мероприятия формируют и политический имидж страны на мировой арене. Кроме того, заинтересованность государства в развитии делового туризма может иметь и экономическую сторону: к примеру, при ежегодном бюджете в 900000 евро конгрессное бюро Гетеборга приносит экономике города от 35 до 50 млн. евро в год.

Очевидно, мерами создания цивилизованного и успешного рынка делового туризма в России, для эффективного развития конгрессно-выставочного сегмента делового туризма могут стать:

1.  Создание Национального бюро делового туризма, основной функцией которого должно стать объединение и координация деятельности субъектов и объектов делового туризма в деле разработки и определения общих принципов и норм регулирования делового туризма.

2.  Создание организаций типа западных конгрессных бюро (Convention and Visitor Bureau), как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в городах-миллионниках, задачей которых должно стать продвижение региона на международном рынке и привлечением деловых мероприятий в свой регион. Идея создания конгрессного бюро в Москве и Санкт-Петербурге обсуждается уже несколько лет и было бы своевременно их реальное появление на рынке делового туризма. Также следует обратить внимание на развитие делового туризма в регионах, переняв опыт западных стран, где большинство крупных мероприятий проходит именно в регионах: выставки в Ванкувере (Канада), Франкфурте-на-Майне (Германия), Шанхае (Китай).

3.  Создание представительств Российской Федерации по туризму за рубежом, возможно, на базе существующих Торговых представительств или представительств российских авиакомпаний, с целью продвижения России как туристского региона, в том числе имеющего огромный потенциал для проведения деловых встреч и мероприятий. Можно отметить, что в настоящее время на территории Российской Федерации действует более 40 иностранных представительств по туризму.

4.  Развитие туристской инфраструктуры и сервиса, в том числе и в регионах: развитие гостиничных комплексов, бизнес-центров и конференц-площадок, упрощение визовых процедур, а также урегулирование вопроса соотношения цены-качества.

5.  Создание системы подготовки квалифицированных кадров для сферы делового туризма. Многогранность и многоуровневый характер туристской деятельности определяет большой пласт педагогических проблем в смысле подготовки туристских кадров. Все прогнозы указывают на то, что в ходе следующего десятилетия туристская активность достигнет новых высот и поэтому продолжит вносить значительный вклад в создание рабочих мест и увеличение благосостояния общества. А соответственно будут предъявлены новые требования к подготовке специалистов. Таким образом, деловой туризм нуждается в срочных мерах по развитию специализированного образования, с одной стороны, чтобы заполнить существующие кадровые пробелы, с другой – подготовка грамотных специалистов позволить реализовать потенциал российского делового туризма и вывести отрасль на достойное место в мировой туристской индустрии. В настоящее время, в частности, конгрессно-выставочный туризм в России составляет всего 5%, в то время как в Европе он занимает более 50% рынка.

Таким образом, можно говорить, о том, что на современном этапе, на рынке деловых путешествий отмечается устойчивое развитие, что непосредственно влияет на улучшение национальной экономики. Российский бизнес вышел на новый уровень развития и может позволить себе увеличение вложений в деловые поездки, которые являются необходимым средством для роста организаций.

 

Список литературы:

1. Зорин И.В., Зорин А.И. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник для вузов. – М.: Изд-во Советский спорт, 2005. 528 с.
2. Соколова М.В. История делового туризма. – М.: Изд-во Академия, 2004. 465 с.
3. Стратегия развития туризма в РФ до 2020 года – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.russiatourism.ru/ (Дата обращения 28.04.2017).
4. Сукина Р.Р. Актуальные проблемы развития делового туризма Оренбургской области. – М.: Изд-во РИОР, 2011. 215с.
5. Панкрухин А. Состояние, проблемы и перспективы российского рынка туристических услуг // Практический маркетинг.2012. №9. С. 4–11.