Опыт применения акциза в рамках ЕАЭС
Конференция: XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Мировая экономика
XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Опыт применения акциза в рамках ЕАЭС
Аннотация. В данной статье рассмотрен опыт применения акцизного налогообложения в государствах членах Евразийского экономического союза. Рассматриваются функции и роль акциза в экономике стран-участниц ЕАЭС. Приведен анализ динамики ставки акцизного налога в течение 2014-2017 гг., а также анализ налогового законодательства государств-членов ЕАЭС.
Abstract. This article examines the experience of applying excise taxation in the states of the members of the Eurasian Economic Union. The functions and the role of excise in the economy of the Eurasian Economic Union member countries are considered. The analysis of the dynamics of the excise tax rate during 2014-2017, as well as the analysis of the tax legislation of the member states of the Eurasian Economic Union are given.
Ключевые слова: налог; акциз; акцизное налогообложение; подакцизный товар; Евразийский экономический союз.
Keywords: tax; excise tax; excise taxation; excisable goods; Eurasian Economic Union.
В государствах-участниках Евразийского экономического союза действуют ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории государства, так и для подакцизных товаров, ввозимых на территорию государства и (или) реализуемых на территории государства.
С точки зрения таможенного дела под акцизом при ввозе понимается косвенный налог, который взимается при перемещении определенных категорий товара через таможенную границу в направлении импорта, то есть ввоза, на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Многолетняя практика применения акциза странами мирового сообщества обусловлена большой эффективностью главным образом в выполнении основных функций налога, таких как фискальная и регулирующая.
Исторически сложившаяся тенденция преобладания фискальной функции налога, как в экономической, так и во внешнеэкономической сфере государственной деятельности оправдывает применение акциза в современном налогообложении. По средством взимания акциза с импортера государство приобретает финансовые ресурсы, поступающие непосредственно в федеральный бюджет, которые в дальнейшем имеет возможность направить на нужды общества.
Налогам свойственна также регулирующая функция, и, конечно же, акциз не исключение. Как правило, акциз устанавливается на товары, пользующиеся наибольшим спросом, то есть акциз можно считать регулятором спроса и предложения на ту или иную продукцию. Не смотря на высокий уровень акциза на некоторые категории товаров (табачная продукция, алкогольные напитки, автомобильный бензин, авиационный керосин и т. д.), спрос населения на них никогда не бывает низким.
Также, в подтверждение регулирующей функции акциза примером может служить автомобильный бензин, на который установлен акциз при ввозе на территорию государства. Так как в Российской Федерации преобладает сырьевая экономика, на большую долю экспорта приходится, в том числе нефть сырая, то есть необработанный продукт. Применяя акциз на данную категорию товара при ввозе, государство тем самым стимулирует развитие отечественного производства конечной продукции.
Цели государства в данном случае можно рассматривать двояко. Так как нефтяная промышленность является монопольной отраслью производства, государство взимает акциз, препятствуя получению производителем сверхприбыли.
Определение налоговой базы при расчете акциза может осуществляться на основе объема, количества, иных показателей ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены специфические ставки акцизов, либо на основе стоимости ввезенных подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, либо на основе объема ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении для исчисления акцизов при применении специфической налоговой ставки и расчетной стоимости ввозимых подакцизных товаров, исчисляемой исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акцизов при применении адвалорной налоговой ставки в отношении товаров, для которых установлены комбинированные ставки акциза, состоящие из специфической и адвалорной ставок.
Рассмотрим мировой опыт применения акцизов на примере стран-участниц Евразийского экономического союза.
Налоговое законодательство Республики Беларусь предполагает невысокие ставки акциза в виде установленной суммы в белорусских рублях на физическую единицу товара, то есть твердые (специфические) ставки.
Приложение 1 к Налоговому кодексу Республики Беларусь предусматривает дифференциацию ставок акцизов (белорусских рублей за единицу налогообложения) в зависимости от даты взимания налога. Например, акциз на масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей с 1 января по 30 июня составляет 312,50, а с 1 июля по 31 декабря - 327,50 белорусских рублей.
Основные категории товаров, облагаемых акцизом, схожи с категориями подакцизных товаров, установленных законодательством Российской Федерации.
От обложения акцизами освобождаются: 1) экспортируемые подакцизные товары; 2) реализуемые (передаваемые) конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары, подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства; 3) спирт, отпущенный для производства лекарственных средств [1].
Законодательство Республики Казахстан устанавливает акциз на все виды спирта, алкогольную продукцию, пиво с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5 процентов, табачные изделия, бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо, легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, специально предназначенных для инвалидов), сырую нефть, газовый конденсат.
Взимание акциза осуществляется с помощью применения специфических ставок в виде установленной суммы в национальной валюте Республики Казахстан (тенге) на единицу измерения товара.
На все виды спирта и виноматериал ставки акциза дифференцируются в зависимости от целей дальнейшего использования спирта и виноматериала [2].
В зависимости от целей реализации спирта и виноматериала может применяться ставка ниже установленной базовой, если они будут использоваться не для производства алкогольной продукции.
Закон Республики Армении об акцизном налоге в качестве налогооблагаемой базы устанавливает количество (объем) товаров, подлежащих обложению акцизным налогом, выраженное в установленных настоящим Законом натуральных единицах измерения, в отношении которых сумма акцизного налога исчисляется по ставкам и в порядке, установленным законом [3].
Подакцизные товары, представленные Законом Республики Армения об акцизном налоге, включают в себя следующие категории: 1) алкогольные напитки (пиво, виноградные и прочие вина, вермут); 2) спиртные напитки (водка, ликеры); 3) этиловый спирт; 4) табак; 5) нефть и нефтепродукты; 6) нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды; 7) дизельное топливо.
К перечню подакцизных товаров законодательством Кыргызской республики относят следующие товары: 1) спирт этиловый; 2) пиво солодовое, вина виноградные натуральные, включая крепленые; сусло виноградное; ликёры; 3) сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы (тонкие сигары) и сигареты из табака или его заменителей; 4) прочие изделия, содержащие табак; 5) нефть сырая и нефтепродукты сырые.
Освобождаются от уплаты акциза следующие импортируемые товары: 1)товары, необходимые для эксплуатации транспортных средств, являющимися транспортами средствами международной перевозки грузов, багажа и пассажиров, во время следования в пути и в пунктах промежуточной остановки; 2) товары, освобождаемые от уплаты акциза в рамках таможенных процедур, установленных таможенным законодательством Кыргызской Республики; 3) конфискованные, бесхозные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству [4].
Самый высокий акцизный налог, составляющий 5000 сомов за тонну, установлен на бензин, легкие и средние дистилляты и прочие бензины.
Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод о том, что в рамках Евразийского экономического союза странами-участницами установлены схожие категории товаров, облагаемых акцизом. Сведение категорий подакцизных товаров к единому перечню осуществлено в рамках унификации и гармонизации налогообложения государств-членов Евразийского экономического союза. В рамках существования единого экономического пространства необходимо создать равные конкурентные условия для участников экономической деятельности государств-членов ЕАЭС.
Однако стоит отметить, что некоторые категории товаров, которые облагаются акцизом в Российской Федерации, так и не вошли в перечни подакцизных товаров стран-участниц ЕАЭС. К таким товарам относятся легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.). Схожие подакцизные товары содержит в себе только налоговое законодательство Республики Казахстан, а именно автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства.
Отсутствие вышеупомянутых товаров в перечнях товаров, облагаемых акцизом, установленных национальным законодательством государств-членов ЕАЭС связано с тем, что автомобильная промышленность в данных странах отсутствует.
Однако уровень ставок на подакцизные товары разнится. В планах государств-членов ЕАЭС рассматривается сведение ставок акциза на определенные категории ввозимой и производимой продукции к единому уровню. Достижение этой цели датируется 2020 годом.
Таблица 1
Динамика ставок акцизного налога в государствах-членах ЕАЭС
Страна/год |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Россия (сигареты, папиросы) |
800 руб. за 1 000 штук + 8,5 %, но не менее 1 040 руб. за 1 000 шт. |
960 руб. за 1 000 шт. + 9%, но не менее 1 250 руб. за 1 000 шт. |
1 250 руб. за 1 000 шт. + 8,5 %, но не менее 1 040 руб. за 1 000 шт. |
1 420 руб. за 1 000 шт. + 9,5 %, но не менее 1 600 руб. за 1 000 шт. |
Беларусь (табак трубочный, курительный) |
339 000 бел. руб. за 1 кг |
386 300 бел. руб. за 1 кг |
482 700 бел. руб. за 1 кг |
386 300 бел. руб. за 1 кг |
Казахстан (сигареты с фильтром) |
3000 тенге за 1000 шт. |
3900 тенге за 1000 шт. |
5000 тенге за 1000 шт. |
6200 тенге за 1000 шт. |
Армения (сигареты, содержащие табак, с фильтром) |
5000 драм за 1000 шт. |
5000 драм за 1000 шт. |
5000 драм за 1000 шт. |
5000 драм за 1000 шт. |
Кыргызстан (сигареты с фильтром) |
280 сомов за 1000 шт. + 8%, но не менее 360 сомов за 1000 шт. |
350 сомов за 1000 шт. + 8%, но не менее 450 сомов за 1000 шт. |
580 сомов за 1000 шт. |
1000 сомов за 1000 шт. |
Анализируя ставки акциза за последние 4 года, можно отметить тенденцию их возрастания. Например, ставка акцизного налога на сигареты, папиросы в 2014 г. составляла 800 руб. за 1 000 шт. + 8,5 %, но не менее 1 040 руб. за 1 000 шт., в 2015 г. - 960 руб. за 1 000 шт. + 9 %, но не менее 1 250 руб. за 1 000 шт., в 2016 г. - 1 250 руб. за 1 000 шт. + 8,5 %, но не менее 1 040 руб. за 1 000 шт., в 2017 г. ставка составляет 1 420 руб. за 1 000 шт. + 9,5 %, но не менее 1 600 руб. за 1 000 шт.
В данном случае рост ставок акциза можно связать с высоким потребительским спросом на данный товар, что позволяет государству повысить поступления средств в федеральный бюджет.
Также можно отметить ежегодное изменение ставки акцизного налога на автомобильный бензин. Например, в 2014 году ставка акциза составляла 11 110 рублей за 1 тонну, в 2015 году - 7 300 рубля за 1 тонну, в 2016 году - 10 500 рублей за 1 тонну, в 2017 году ставка составляет 12 300 рубля за 1 тонну.
Ежегодное изменение ставок акциза на автомобильный бензин связано с нестабильностью мировой цены на нефть.
Таким образом, за время существования Евразийского экономического союза все государства-члены Союза пришли к формированию единого перечня товаров, облагаемых акцизом, а в дальнейшем планируется установление единого уровня ставок акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию.