ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РЕГИОНАХ МИРА
Конференция: LXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Мировая экономика
LXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РЕГИОНАХ МИРА
THE IMPACT OF DIGITAL INEQUALITY ON THE DEVELOPMENT OF E-COMMERCE IN REGIONS OF THE WORLD
Yulia Dedyaeva
Student, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. Электронная коммерция стала неотъемлемой частью глобальной розничной торговли и демонстрирует рост во всех странах без исключения, но особенно в развивающихся странах. Это делает проблему цифрового неравенства в мире еще более актуальной. В статье рассматривается влияние цифрового неравенства на развитие электронной коммерции в регионах мира.
Abstract. E-commerce has become an integral part of global retail and is growing in all countries, but especially in developing countries. This makes the problem of digital inequality in the world even more pressing. The article examines the impact of digital inequality on the development of e-commerce in regions of the world.
Ключевые слова: электронная коммерция; цифровизация; цифровое неравенство; страны/регионы.
Keywords: e-commerce; digitalization; digital divide; countries/regions.
Электронная коммерция стала неотъемлемой частью глобальной розничной торговли. В 2020 году более двух млрд. человек приобрели товары или услуги в интернете, а объем розничных продаж через интернет в мире превысил 4,2 трлн. долл . [4]
Электронная коммерция демонстрирует рост во всех странах без исключения, но особенно в развивающихся странах. Это делает проблему цифрового неравенства в мире еще более актуальной. Цифровое неравенство, которое проявляется в отсутствии доступного интернета и недостатке цифровых навыков и знаний у населения, является одной из главных проблем развития электронной коммерции в мире.
Значимость темы определяется тем, что цифровое неравенство выступает естественным ограничителем для развития электронной торговли.
Рассмотрим показатели цифровизации по регионам мира.
Наиболее высокие показатели и темы цифровизации наблюдаются в европейском регионе. В настоящее время почти 100% населения используют мобильный интернет, а количество пользователей интернета 90 человек из 100. И в это же время состав европейских пользователей интернета является наиболее сбалансированным с точки зрения возраста, пола, использования интернета в городских и сельских районах, а уровень проникновения электронной коммерции в 2021 году составил 16% [1, с. 7].
Уровень цифровизации в странах Северной и Южной Америки стабильно высок, 16 % пользователей интернета в мире проживают в этом регионе. В 2022 г. 96 человек из 100 используют мобильный интернет, а количество пользователей интернета 83 человек из 100. Обращает на себя внимание, что доля интернет-пользователей женщин выше, чем мужчин. При этом признаки цифрового неравенства прослеживаются по доле интернет-пользователей среди городских и сельских жителей, а также по возрасту и полу. Проникновение электронной коммерции в 2021 году - 17% [6].
Страны СНГ демонстрируют высокие показатели цифровизации. В 2022 году 99 человек из 100 используют мобильный интернет; количество пользователей интернета 84 человека из 100. Структура интернет-пользователей региона сбалансирована по гендерному признаку, при этом имеются признаки цифрового неравенства по доле интернет-пользователей среди городских и сельских жителей, возрастному признаку. Проникновение электронной коммерции в 2021 году - 16% [2, с. 43].
В последние годы в арабских странах наблюдается значительный рост цифровизации. В 2022 году 97 человек из 100 используют мобильный интернет, количество пользователей интернета 70 человек из 100 (в 2022 году увеличилось на 34% по сравнению с 2019 годом). Имеют место признаки цифрового неравенства по доле пользователей интернета среди городских и сельских жителей, а также по возрасту и полу, в то же время, состав пользователей интернета, в отличие от африканского региона, более сбалансирован, а показатели цифровизации имеют тенденцию роста.
Показатели стран Африки значительно ниже европейских: в 2022 году 90 человек из 100 используют мобильный интернет; количество пользователей интернета 40 человек из 100. При этом в 2022 году в Африканском регионе наблюдается самый высокий прирост пользователей Интернета (55%) в 2022 г. по сравнению с 2019 годом. Несмотря на четко выраженные различия цифрового неравенства между городским и сельским населением, по полу, возрасту, и уровню использования интернета цифровизация региона не останавливается. Проникновение электронной коммерции в 2021 году - 2% [3].
Наибольшее число пользователей интернета находится в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2022 году интернетом в мире пользовалось более 5,3 млрд. человек, 53% которых проживают в этом регионе [5]. Несмотря на высокую численность пользователей Интернета в Азии в абсолютных значениях, относительные показатели свидетельствуют о том, что существует большое количество людей вне интернет-пространства. Показатели цифровизации на 2022 год: количество пользователей интернета 64 человека из 100; 99 человек из 100 используют мобильный интернет. Цифровое неравенство в регионе проявляется по гендерному, возрастному признакам, по степени использования интернета среди городских и сельских жителей. Проникновение электронной коммерции в 2021 году составило 20%.
Исследование показало, что развитие электронной коммерции в регионах мира определенно связано с уровнем проникновения информационных технологий. Наличие доступного Интернета ведет к увеличению числа его пользователей. Большую роль в этом может сыграть доступность мобильной связи, так как молодое поколение все чаще выходит в интернет со своих мобильных телефонов и планшетов. Однако в то же время достаточно высокие темпы роста числа пользователей интернета не всегда приводят к увеличению объема операций посредством электронной коммерции. Это говорит о том, что проблема цифрового неравенства проявляется не в доступности информационных технологий и наличии информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, а в масштабах и эффективности использования ИКТ и интернета населением мира по регионам.
Из полученных результатов видно, что цифровой разрыв ярко выражен между развитыми и развивающимися странами/ регионами; между городскими и сельскими жителями; между женщинами и мужчинами; между молодым и старшим поколениями. Разрыв между странами Европы, и странами Африки остается значительным и сокращается медленно, что также отражается на уровне и темпах проникновения электронной коммерции в каждом регионе. Однако, если мы обратимся к примеру Азиатско- Тихоокеанский региона, то становится очевидным, что цифровое неравенство не всегда проявляется на показателях электронной торговли. Регион, который характеризуется относительно низким уровнем цифровизации, лидирует по уровню проникновения электронной коммерции.
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее: рост проникновения электронной коммерции должен сопровождаться сокращением цифрового разрыва между регионами мира.
При сбалансированных показателях цифровизации в регионах мира, электронная коммерция получит новые импульсы в своем развитии, но и усилит процесс глобализации и интеграции между странами. Для этого, прежде всего, необходимо решить проблемы информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в развивающихся странах и снизить дифференциацию пользователей интернета по гендерному и возрастному признакам, по численности городских и сельских пользователей интернета. Неравный доступ к электронной торговле, интернет- банкингу, онлайн-образованию, телемедицине и др. так же усиливает цифровое неравенство внутри страны и создает дополнительные проблемы. Цифровое неравенство на всех уровнях увеличивает другие виды неравенства и делает проблему разрешения разрыва между странами/регионами мира трудноразрешимой.