Сравнительный анализ электронного правительства России и Великобритании
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Мировая экономика
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Сравнительный анализ электронного правительства России и Великобритании
COMPARATIVE ANALYSIS OF E-GOVERNMENT IN RUSSIA AND GREAT BRITAIN
Maria Klyovina
student, Institute of Economics and Management, Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev, Russia, Samara
Svetlana Morozova,
candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Institute of Economics and Management, Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev, Russia, Samara
Аннотация. Статья посвящена сравнительному анализу уровня развития электронного правительства России и Великобритании. Электронное правительство широко используется во многих странах мира. Великобритания считается одним из лидеров по развитию и функционированию данной системы. Проведённый анализ поможет понять перспективы развития электронного правительства, оценить его значимость в информационном обществе.
Abstract. The article is devoted to a comparative analysis of the level of development of the electronic government of Russia and the United Kingdom. Electronic government is widely used in many countries of the world. Great Britain is considered one of the leaders in the development and functioning of this system. The analysis will help to understand the prospects for the development of e-government, to assess its significance in the information society.
Ключевые слова: электронное правительство; информационно – коммуникационные технологии; инфраструктура электронного правительства; портал «Госуслуги»; портал «GOV.UK»
Keywords: e – government; information and communication technologies; e - government infrastructure; portal "State services"; portal "GOV.UK"
Современное общество трудно представить без информационно-коммуникационных технологий. Большинство учреждений уже перешло на систему электронного документооборота. Поэтому во многих странах развивается такая форма взаимодействия государства и общества, как электронное правительство, основная цель которого расширить спектр предоставляемой информации и оказываемых услуг, а также оптимизировать процесс их оказания.
Единой концепции электронного правительства в настоящее время нет, есть лишь набор общих требований, выполнение которых позволяет создавать эффективные методы быстрого и простого взаимодействия заявителей с государственными органами [1]. Поэтому в каждой стране существуют свои принципы функционирования системы электронного правительства.
Проведём сравнительный анализ данного сервиса в России и одного из лидеров по уровню развития электронного правительства – Великобритании, выявим основные сходства и различия, а также оценим перспективы.
Технология электронного документооборота была разработана кибернетиком мирового уровня Глушковым Виктором Михайловичем. Он был инициатором создания Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС), которая предназначена для автоматизированного управления всей экономикой СССР в целом, для которой специально разработал теорию систем управления распределёнными базами данных (СУРаБД).
Концепция «Электронного правительства» была утверждена 6 мая 2008 года Правительством России. 10 сентября 2009 года выпущено Постановление №721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002-2010 годы)».
Основная работа по формированию электронного правительства была начата с момента принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р.
С 1 июля 2012 года все регионы и муниципалитеты начали постепенный переход на электронное межведомственное взаимодействие. А к 2018 году в соответствие с Указом Президента РФ №601 от 7 мая 2012 года 70 % всех госуслуг должны оказываться в электронном виде [4].
Считается, что инициатором создания электронного правительства в Великобритании является премьер-министр Тони Блэр, благодаря которому увеличились расходы бюджета на формирование нужной инфраструктуры. Более того, Блэр добился принятия нормативных актов, поддерживающих идею создания электронного правительства. Тем не менее, создание самой системы электронного правительства начиналось не с чистого листа. Разработчики учли сформировавшиеся традиции и особенности британского общества, выделили услуги первостепенной необходимости.
С 1 апреля 2004 года в Великобритании работал сервис электронного правительства «DirectGov», предоставляющий значительное количество информационных ресурсов для граждан. В октябре 2012 года он был отключен, а на замену был создан полностью новый портал «GOV.UK» [3].
Для сравнения систем электронного правительства существуют специальные индексы. Рассмотрим значения данных показателей для выбранных стран.
Степень готовности стран к реализации и использованию услуг электронного правительства отражает индекс международного рейтинга уровня развития электронного правительства, рассчитываемый по методике ООН, который рассчитывается по формуле:
(1).
где: – уровень онлайн-обслуживания электронного правительства страны X;
уровень развития ИКТ страны X;
индекс человеческого капитала страны X.
Значение данного индекса рассчитывается как среднее арифметическое трех его подындексов. Каждый из подындексов формируется на основе нормализованных значений показателей, входящих в его состав. Процедура нормализации разработана таким образом, чтобы максимально возможное значение подындекса (и, следовательно, интегрального Индекса) было равно 1, а минимально возможное – нулю.
Формула оценки уровня онлайн-обслуживания выглядит следующим образом (2):
(2).
где: – общее количество баллов, набранное страной X;
– минимальное количество баллов;
- максимальное количество баллов.
Индекс развития телекоммуникационной инфраструктуры рассчитывается на основе анализа пяти индикаторов (3):
1. число компьютеров на 100 человек (Personal Computer Index);
2. число интернет-пользователей на 100 человек (Internet User Index);
3. число телефонных линий на 100 человек (Telephone Line Index);
4. число мобильных телефонов на 100 человек (Mobile Subscription Index);
5. число абонентов широкополосного Интернета на 100 человек (Fixed Broadband Index).
= (3).
(4),
где: – общее количество баллов, набранное страной X при сумме пяти индикаторов;
– минимальное количество баллов;
- максимальное количество баллов.
Для удобства анализа была составлена таблица 1, в которой основные показатели уровня развития электронного правительства.
Таблица 1.
Сравнительный анализ электронного правительства России и Великобритании по итогам 2016 г.
Индекс |
Россия |
Великобритания |
Индекс развития электронного правительства (ООН) по странам (2016 г.) |
2,8859 |
3,6772 |
Индекс развития ИКТ (международный союз электросвязи, 2015 г.) |
6,91 |
8,75 |
EGDI Уровень развития |
Высокий |
Очень высокий |
EGDI |
0,7215 |
0,9193 |
Онлайн-сервисы |
0,7319 |
1,00 |
ИКТ-инфраструктура |
0,6091 |
0,8177 |
Человеческий капитал |
0,8234 |
0,9402 |
Индекс готовности стран к сетевому обществу (Networked Readiness Index) (2016 г.) |
4,5 |
5,6 |
Анализируя таблицу, можно заметить, что электронное правительство Великобритании является лидером в мировых рейтингах, имея хорошие показатели. Это говорит о грамотной политике властей, которая включает в себя государственное регулирование взаимоотношений администрации и граждан, в том числе контроль за оказанием услуг. Одним из важных показателей уровня развития электронного правительства является число пользователей. Согласно опросам Росстата электронными госуслугами в 2016 году воспользовалось 51,3 % населения России [2]. В Великобритании ежедневно на данный портал заходят около 30 тысяч человек [5].
Проанализировав данные, а также результаты деятельности государственных органов России в направлении улучшения функционирования и повышения качества оказываемых услуг портала, разработаны следующие методы улучшения сервиса «Госуслуги»:
· увеличивать число пользователей путём обязательной регистрации сотрудников организаций;
· повышать скорость обслуживания;
· улучшить обратную связь благодаря сокращению времени ожидания ответа;
· расширить перечень предоставляемых услуг;
· сделать программу наличия скидок на услугу при оплате через «Госуслуги» постоянной.
Таким образом, можно говорить о том, развитие системы электронного правительства как части государственного управления, посредством внедрения информационных компьютерных технологий, является непременным требованием для вхождения любой страны в глобальное информационное общество. Правительство РФ принимает меры по улучшению функционирования данной системы, чтобы достичь уровня мировых лидеров. Анализ показал, что одной из главных задач должна стать – увеличение числа пользователей портала.