Статья:

Концепция устойчивого экономического роста как базис для принятия управленческих решений в современной экономике

Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Региональная экономика

Выходные данные
Аникин А.А. Концепция устойчивого экономического роста как базис для принятия управленческих решений в современной экономике // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(33). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 17-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Концепция устойчивого экономического роста как базис для принятия управленческих решений в современной экономике

Аникин Андрей Андреевич
аспирант, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград

 

THE CONCEPT OF SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH AS A BASIS FOR MANAGEMENT DECISIONS IN THE MODERN ECONOMY

 

Anikin Andrey

Postgraduate student, Volgograd state University, Russia, Volgograd

 

Аннотация. В исследовании рассмотрены ключевые международные соглашения по регулированию изменений климата. Показан положительный опыт в области решения проблем окружающей среды, а также сложности, связанные с реализаций принятых нормативных актов.

Abstract. The study examines key international agreements on climate change regulation. Positive experience in the field of solving environmental problems, as well as the difficulties associated with the implementation of the adopted regulations are shown.

 

Ключевые слова: устойчивый рост; экологические проблемы; климатическая повестка.

Keywords: sustainable growth; environmental problems; climate agenda.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00356.

 

Важность рассмотрения экологических проблем как отдельных регионов, так и мира в целом, не вызывает сомнения, поскольку именно качество окружающей среды формирует качество жизни населения. Внимание к проблемам экологии, их взаимосвязь и взаимозависимость с экономическими проблемами привели к формированию концепции устойчивого экономического роста и разработке теории «зеленого роста». Данные концепции и теория в настоящее время активно обсуждаются и внедряются в практику мировой и региональных экономик. Они являются основой для принятия политических, экономических, финансовых, технических решений на межгосударственном уровне, на уровне отдельных государств, регионов, компаний, каждого человека в отдельности. Принципы «зеленой» экономики были представлены Программой ООН по окружающей среде в докладе «Глобальный зеленый новый курс» в 2009 г. Концепция устойчивого экономического развития связывает повышение благосостояния людей со снижением экологических рисков, декларирует экономический рост при одновременном улучшении / неухудшении окружающей среды. Экологическая проблема — одна из наиболее значимых глобальных проблем, в решении которой может принять участие каждый человек. Впервые она была сформулирована в 1972 г. в докладе Римскому клубу «Пределы роста». Доклад явился стимулом к осознанию проблемы, которая заключается в том, что увеличивающаяся антропогенная нагрузка на окружающую среду превысила в настоящее время допустимый предел и угрожает выживанию человечества.

Решение глобальных экологических проблем на данном этапе зависит от разработки соглашений и принятия мер на межгосударственном уровне. К базовому соглашению, которое определяет принципы международного консенсуса в сфере контроля за изменениями климата, относится Рамочная конвенция ООН по изменению климата, в которой сформулированы направления, принципы и меры по смягчению климатических изменений и их последствий. Цель конвенции — добиться «стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему» [6]. Но существуют и отрицательные аргументы исследователей относительно возможностей антропогенного влияния на изменения климата, например позиция экспертов Неправительственной ГЭИК: «неочевидно, что именно антропогенный фактор является причиной потепления» и «корреляция между температурой и концентрацией СО2 слабая и неубедительная» [1, с. 9].

Несмотря на имеющиеся неоднозначные мнения ученых относительно возможности и оценки последствий антропогенного воздействия на озоновый слой Земли и изменения климата, Римская конвенция и последующие за ней соглашения определили повестку дня многих, если не большинства стран мира в сфере экологии, и на настоящий момент национальные стратегии развития стран разрабатываются с учетом Климатических соглашений, последствия которых оказывают влияние на развитие технологий, на принятие управленческих решений, на образовательные программы, на финансовые инструменты, на поведение многих и многих государств, компаний, индивидов.

Продолжением и развитием Рамочного соглашения явился Киотский протокол (Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата), принятый 159 государствами 11 декабря 1997 г. и вступивший в силу 16 февраля 2005 г. Завершение первого этапа (базового обязательства) протокола завершилось 31 декабря 2012 г. В протоколе зафиксировано намерение снизить выбросы парниковых газов в атмосферу на 5,2% в период 2008–2012 гг. по сравнению с уровнем 1990 г. [8]. Достичь такого результата (и вступить в силу Киотский протокол) должны были при выполнении следующих условий: подписание договора не менее 55 государствами и к «протоколу должны были присоединиться государства, на долю которых в совокупности в 1990 г. приходилось не менее 55% общих выбросов парниковых газов. К сентябрю 2004 г. документ ратифицировали 124 государства, однако их суммарный объем эмиссий CO2 не превышал 44%. Судьба документа зависела от России, которая на тот момент занимала третье место в мире после США и Китая по объему выбросов парниковых газов. Документ вступил в силу в феврале 2005 г. лишь после присоединения к нему Российской Федерации [7]. В Киотском протоколе содержится перечень парниковых газов, подлежащих контролю, к которым отнесены следующие: диоксид углерода (СО2), метан (CH4); закись азота (N2O); гидрофторуглероды (ГФУ); перфторуглероды (ПФУ); гексафторид серы (SF6). Также определены количественные обязательства сторон (стран) по ограничению или сокращению выбросов (в процентах от базового года или периода). Для Российской Федерации доля осталась на уровне 100% от 1990 г.

Киотский протокол стал институциональной основой для создания мирового углеводородного рынка, на котором страны, превышающие определенные протоколом лимиты, могли их приобрести в размере превышения лимитов. Страны получили возможность продавать и покупать квоты на выбросы парниковых газов. По мнению экспертов ООН, это позволило развивающимся странам получать средства для природоохранной деятельности. Результатом первого этапа явилось создание действующего механизма мирового уровня по охране окружающей среды, основанного на рыночных методах. Вместе с тем реализация Киотского протокола выявила и его сложности: отдельные страны, такие как Китай и Индия, отказались брать на себя обязательства по его исполнению, США заявили о своем неучастии до 2013 г., а Россия подписала договор в 1999 г., но ратифицировала только в ноябре 2004 г. [2].

В декабре 2012 г. был утвержден второй период Киотского протокола (Киото-2), период действия которого с 1 января 2013 г. до 2020 г. Россия отказалась участвовать во втором этапе, одной из причин явилось изменение механизмов соглашения, в частности отмена торговли эмиссионными сертификатами с 2013 г. Через три года, 12 декабря 2015 г., было подписано Парижское соглашение, которое провозглашает своей целью развитие усилий по снижению выбросов парниковых газов и является развитием Рамочного соглашения и Киотского протокола. По данным ООН «по состоянию на апрель 2018 г., Парижское соглашение по климату было ратифицировано 175 сторонами и 168 сторон предоставили свои национальные планы Секретариату РКООНИК» [5]. Участники соглашения берут на себя обязательства принять все возможные меры для недопущения роста средней температуры Земли более чем на 2 °С, а с учетом важности проблемы — ограничить рост до 1,5 °С [5]. В рамках соглашения развитые страны выделяют на научные исследования в области низкоуглеродных источников энергии 100 млрд долл., в дальнейшем эта сумма может увеличиться [2].

Коммерческие организации под влиянием международного сообщества все больше осознают свою ответственность в решении проблем окружающей среды и внедряют стандарты ответственного поведения. Организации применяют новые инновационные технологии в области «зеленой экономики», направленные на рост энергоэффективности производства и снижение углеродного следа продукции. Компании используют в своей деятельности целевые показатели сокращения вредных выбросов в соответствии с научными достижениями, увеличивают финансирование инвестиций в разработку новаторских и общедоступных продуктов и услуг с учетом проблемы изменения климата и необходимости сокращения углеродного следа. Многие из них присоединились к Повестке дня в области изменения климата — эта инициатива была выдвинута на Саммите ООН, посвященном климатической повестке в 2014 г., и призвана объединить усилия компаний, государств, гражданского сообщества в борьбе с изменениями климата. По данным ООН, из 13 481 компании 57 (0,42%) — российские компании, которые присоединились к инициативе ООН «Забота о климате» [3]. Среди российских компаний, поддерживающих данную инициативу: «Лукойл», РЖД, «Роснефть», «Русал», Внешэкономбанк, ГУМ «Норильский никель», Межгосударственная корпорация развития, «Северсталь», «РусГидро», Экологическая палата России, ОАО «Полюс» и др. Компании декларируют приверженность принципам социальной ответственности бизнеса, в том числе в сфере экологии.

Итак, согласно современным научным исследованиям и представлениям, антропогенная нагрузка на окружающую среду превысила допустимый предел и угрожает выживанию человечества. Осознание имеющихся глобальных проблем, наличие политической воли привели международное сообщество не только к разработке механизмов, методов и инструментов их решения, а также к попыткам их реализации в современном мире. Можно выделить следующий положительный опыт решения проблем окружающей среды в современном мире.

Человечество смогло выработать общие решения (стратегию) для борьбы с истощением озонового слоя. Международные соглашения по контролю за изменениями климата являются на текущий момент самым успешным примером достигнутого и реализуемого консенсуса на международном уровне в сфере решения глобальных проблем. Соглашения включают принципы деятельности в данной сфере, а также конкретные механизмы, направленные на снижение выбросов парниковых газов [цель — не допустить среднее повышение температуры на Земле более чем на 2 °С по сравнению с базовым периодом (1990 г.)].

Сформулированы институциональные основы решения глобальных экологических проблем, которыми являются международные соглашения под эгидой ООН. Разработаны методы решения глобальных экологических проблем (экологизация производства, развитие «зеленой экономики», рационализация потребления, изменение культуры, ценностей человека, возрастание ответственного поведения экономических субъектов) и инструменты финансирования экологических проектов в целях решения экологических проблем [к ним относят налоговые платежи, экологические платежи, штрафы, пошлины, гранты, субсидии, дотации, специальные финансовые инструменты (зеленые облигации)].

К соглашениям присоединяется все большее число государств и стран (129 стран ратифицировали соглашения к 2004 г., 175 стран ратифицировали к 2018 г.). Несмотря на выход США из Парижских соглашений, до 2022 г. принятые ими обязательства должны будут соблюдаться [4], кроме того, политика отдельных штатов и компаний, продолжающих поддерживать экологические программы, компенсирует этот отказ.

Развивается деятельность общественных организаций, оказывающих значительное влияние на формы и методы борьбы с экологическими проблемами. Коммерческие организации осознают свою ответственность в создании и решении проблем окружающей среды и включаются в программы развития «зеленой экономики».

В то же время реализация соглашений сталкивается и с трудностями, к числу которых относятся следующие.

Существуют противоречия между странами в понимании положений Парижского соглашения, касающиеся негативного влияния применения положений соглашения на национальные интересы. Эксперты [1, с. 109] отмечают, что страны, импортирующие энергоресурсы, заинтересованы в снижении зависимости от импорта ввиду не только экологических проблем, но и высоких цен и политических рисков (в основном это европейские страны), что стимулирует развитие ВИЭ (возобновляемые источники энергии), в то время как для стран, производящих и добывающих топливо и энергоресурсы, политика ограничений выбросов СО2 является высокорискованной с точки зрения достижения экономической эффективности (к таким странам относятся, как пример, США, Россия).

Невыполнение климатических соглашений не несет для стран ни политических, ни экономических последствий. Так, Австралия и Япония не выполнили обязательства Киотского протокола без последствий.

Отдельные страны в рамках выполнения Парижских соглашений разработали национальные стратегии, в которых предусматривается не абсолютное снижение выбросов парниковых газов, а сокращение удельных выбросов на единицу ВВП, что позволит в действительности наращивать объем выбросов в абсолютном выражении.

Методы прямого действия, к которым прибегают в ряде случаев общественные организации и отдельные индивидуумы, вызывают отрицательную реакцию и оценку со стороны государственных органов и других экономических субъектов.

 

Список литературы:
1. Аналитический доклад «Риски реализации Парижского климатического соглашения для экономики и национальной безопасности» // Институт проблем естественных монополий. — Москва, 2016. — 114 с.
2. Вестник отделения наук о Земле РАН / [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://onznews.wdcb.ru/images/news16/ info_160307.html. 
3. Глобальный договор ООН / [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.unglobalcompact.org/what-is-gc/participants.
4. Дубовик О.Л., Аверина К.Н. Значение Парижского соглашения для охраны климата: крупномасштабные планы и проблемы с их реализацией // Международное право и международные организации. — 2018. — № 4. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»: Юридическая пресса.
5. Официальный сайт ООН / [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/climate-change/.
6. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата. Принята 9 мая 1992 года / [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml.
7. ТАСС / [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://tass.ru/info/2297422.