Статья:

Новые подходы к обеспечению занятости населения в Узбекистане

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Абдурахманов К.Х. Новые подходы к обеспечению занятости населения в Узбекистане // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 6(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 58-62.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Новые подходы к обеспечению занятости населения в Узбекистане

Абдурахманов Каланар Ходжаевич
д-р экон. наук, академик Академии наук Республики Узбекистан, Рес-публика Узбекистан, г. Ташкент

 

Аннотация. В данной статье рассматривается современное состояние трудоспособного населения Узбекистана. Результаты анализа показали всю сложность ситуации проблемы рынка труда республики. Представлены новые подходы государственного регулирования обеспечения эффективной занятости населения. В статье рассматривается адресное стимулирование работодателей за организацию новых рабочих мест, широкое использование государственно-частного партнерства в обеспечении занятости социально уязвимых слоев населения.

 

Ключевые слова: занятость; рабочие места; государственно-частное партнерство; демографическая конъюнктура; профессиональная подготовка и переподготовка кадров; концепция МОТ; государственная поддержка индивидуальных предпринимателей.

 

Состояние и изменение пропорций элементов трудовой структуры общества зависит от целого ряда демографических факторов. При этом особое место принадлежит динамике общей численности населения, а также ее важнейшим составным компонентам:

·численности городских и сельских жителей, мужчин и женщин, детей, молодежи, лиц трудоспособного возраста, пенсионеров и т. п.;

·структурным сдвигам в половой и возрастной структурах населения;

·изменениям уровней, структуры и интенсивности рождаемости, смертности, брачности;

·естественному приросту, прибытию, убытию и миграционному приросту населения;

·рансформации параметров, режима и типа замещения поколений членов общества.

 Причем столь заметная и весомая роль демографической конъюнктуры в формировании трудовых ресурсов и занятости населения объективно превращает ее в необходимый и обязательный элемент прикладных экономических исследований.

Узбекистан – республика, в настоящее время численность населения которой ежегодно увеличивается на 450-500 тыс. человек. Так, с 1991 года она выросла с 20,6. до 32,1 млн человек. Естественно, очень значительны и масштабы прироста трудовых ресурсов. В 1991 году численность населения младше трудоспособного возраста (0-15 лет) составляла 43,1% от общей численности населения республики; в трудоспособном возрасте (мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины – 16-54 года) – 49,1%; старше трудоспособного возраста (мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины – 55 лет и старше) – 7,8%. А в 2017 году данный показатель был равен 30,1%, 60,5% и 9,4% соответственно (табл. 1).

Таблица 1.

Возрастной состав постоянного населения Республики Узбекистан

 

1991 г.

2017 г.

Числен-
ность

Удель-
ный вес, 
%

Числен-
ность

Удель-
ный вес, 
%

Численность населения, всего

20607,7

100,0

32120,5

100,0

в том числе:

 

 

 

 

младше трудоспособного возраста

8883,7

43,1

9665,7

30,1

в трудоспособном возрасте

10122,5

49,1

19440,8

60,5

старше трудоспособного возраста

1601,5

7,8

3014,0

9,4

 

Быстрый рост населения, соответственно, и трудовых ресурсов до недавнего времени создавал серьезные проблемы на рынке труда. В решении проблем занятости населения использовались устаревшие, малоэффективные формы и методы работы, допускалось искажение реальной ситуации на рынке труда. Несоответствие количества создаваемых новых рабочих мест реальным потребностям рынка труда приводило к нарушению его сбалансированности, высокому уровню безработицы в отдельных регионах, росту нелегальной трудовой миграции и неформальной занятости. Очень низкий и уровень кредитных, финансовых, консультационно-информационных и других востребованных услуг для населения и субъектов предпринимательства в сфере трудоустройства.

Профессиональная подготовка и переподготовка производственных кадров зачастую проводились без учета текущих и перспективных потребностей отраслей экономики, их возможностей и ресурсов, в результате на рынке труда по отдельным специальностям наблюдалось образование дефицита квалифицированных кадров.

Для решения этих и других проблем, на наш взгляд, целесообразно совершенствование правового обеспечения занятости населения. Закон «О занятости населения» Республики Узбекистан был принят в 1998 году. За прошедший период в этой сфере произошли качественно новые изменения. Разработана концепция МОТ о достойном труде, появились такие совершенно новые формы занятости, как работа на расстоянии, современные гибкие методы трудовой деятельности – лизинг персонала, аутстаффинг, аутсорсинг, фриланс, коворкинг и другие. Формируется и совершенствуется государственно-частное партнерство в сфере правовых, финансовых и организационных услуг на рынке труда, трудовой миграции, подготовки и переподготовки кадров, рекрутинга трудовых ресурсов.

В целом в стране необходима разработка «дорожной карты», направленная на совершенствование и повышение эффективности работы по обеспечению занятости населения. В ней необходимо предусмотреть дополнительные меры для стимулирования работодателей на создание новых рабочих мест, особенно в сельской местности.

Реформы в сельском хозяйстве республики, переход на фермерские хозяйства снизили затраты труда на единицу продуктов аграрного сектора на 8-10%. Кроме того в убыточных предприятиях в среднем в вынужденные неоплачиваемые отпуска отправляются 2,5% всех занятых (этот показатель в промышленности достигал 8,3%, а в строительстве – 7,9%). С большими трудностями сталкивается молодежь, женщины, члены малообеспеченных семей.

При Министерстве занятости и трудовых отношений создан Государственный фонд содействия занятости. Фонд предоставляет единовременные субсидии безработным лицам, желающим начать предпринимательскую деятельность, на оплату расходов по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя государственной регистрации малых предприятий и микрофирм. Также и работодателям, принявшим на работу лиц из числа социально уязвимых слоев населения сверх установленной квоты и их профессиональное обучение, повышение квалификации, выдаются субсидии.

Было бы целесообразно учреждение и в областях региональных фондов стимулирования создания новых рабочих мест. Источниками формирования их средств могли стать определенные поступления от перевыполнения прогнозных параметров местных бюджетов, различные гранты и средства благотворителей. Региональные фонды могли бы финансировать проекты, направленные на развитие производства в личных подсобных и дехканских хозяйствах, приобретение современного мини-оборудования и сырья для переработки, хранения и фасовки сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, потребительских товаров, создание и оснащение предприятий по оказанию бытовых, ремонтных, образовательных, медицинских, информационно-коммуникационных услуг, развитие надомного труда.

Требуется также государственная поддержка индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в сельских населенных пунктах деятельность по оказанию бытовых услуг. Для того чтобы их бизнес встал на ноги, желательно освободить их от уплаты налогов на определенный период.

В Узбекистане начал развиваться семейный бизнес. В каждом районе и городе республики, прежде всего в отдаленных регионах и местностях с тяжелыми природно-климатическими условиями, реализуется программа «Каждая семья – предприниматель». Она направлена на обеспечение оказания всемерной поддержки предпринимательских инициатив населения, желающего открыть свой бизнес. Для его поддержки желательно правовое закрепление найма работников по трудовому договору, а также привлечение в качестве участников субъекта семейного предпринимательства других близких родственников, достигших трудоспособного возраста.

Также будущих бизнесменов необходимо организованно обучить навыкам предпринимательства, поддержать льготными кредитами, оказать практическую помощь в организации соответствующего вида деятельности. Индивидуальные предприниматели нуждаются и в информационной поддержке. Они должны быть хорошо осведомлены о современных мини-технологиях и оборудовании, информированы о перечне и объеме продукции, на которую имеется устойчивый и актуальный спрос на местных и внешних рынках.

Особенно это важно в сельских и отдаленных районах страны. В настоящее время в республике функционирует национальная база данных «Работа.Труд» об имеющихся вакансиях. Настало время внедрения и в единую информационную национальную систему рынка труда не только с данными о вакансиях, но и о нуждающихся в трудоустройстве членов домохозяйств.

В Узбекистане в 2018 году намечено создать свыше 346,7 тысячи новых эффективных рабочих мест. Кроме этого за счет организации общественных работ и организованного трудоустройства работников за рубежом по межправительственным и межведомственным договорам будет обеспечена занятость еще 295,9 тыс. граждан республики. Новые подходы к обеспечению занятости, несомненно, будут способствовать значительному снижению напряженности на рынке труда страны.

 

Список литературы:
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2017 года “О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду” // Народное слово, 25 мая 2017 г.
2. Абдурахманов К. Х. Демография: учебное пособие. - Т.: «Fan va texnologiya», 2014.
3. Abdurahmonov Q.X. Mehnat resurslarini boshqarish: O’quv qo’llanma. – Toshkent: Ilm Ziyo, 2014, 272 b.
4. Корнейчук, Б. В. Рынок труда : учебник для академического бакалавриата / Б. В. Корнейчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 287 с.
5. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электорнным бизнесом и электронной коммерцией: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 479 с.