Статья:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Конференция: LXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Лунина Т.А., Остафьева А.А. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 3(69). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Лунина Татьяна Аркадьевна
канд. экон. наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Новосибирск
Остафьева Анастасия Алексеевна
магистрант, Сибирский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Новосибирск

 

THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE STATE SUPPORT SYSTEM FOR LARGE AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA AND ABROAD

 

Tatyana Lunina

Candidate of Science (Economic), Associate Professor, Siberian Transport University, Russia, Novosibirsk

Anastasia Ostafieva

Undergraduate, Siberian Transport University, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления развития государственной поддержки малых и средних предприятий в России и других экономически развитых странах. Уровень развития сектора МСП в стране определяется при помощи экономических показателей, приведенные в статье. Устойчивый рост данных показателей деятельности МСП может достигнут посредством проведения регулярной и взвешенной государственной политики, направленной на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Abstract. The article discusses the main directions of development of state support for small and medium-sized enterprises in Russia and other economically developed countries. The level of development of the SME sector in the country is determined using the economic indicators given in the article. Sustainable growth of these performance indicators for SMEs can be achieved through a regular and balanced state policy aimed at supporting small and medium-sized businesses.

 

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства; финансовая поддержка; меры государственной поддержки; развитые страны; экономический рост.

Keywords: small and medium-sized businesses; financial support; government support measures; developed countries; economic growth.

 

Малое и среднее предпринимательство (называемые далее субъекты МСП) является одним из структурных сегментов национальной экономики государства. Деятельность субъектов МСП позволяет обеспечить экономическую устойчивость страны посредством создания конкурентной среды, что мотивирует предпринимателей к более эффективному использованию трудового опыта и материальных ресурсов.

Однако высокий уровень конкуренции со стороны крупных компаний затрудняет доступ к трудовым, финансово-кредитным, информационным, материальным и другим ресурсам. В связи с этим для активного развития малого и среднего предпринимательства необходима своевременная поддержка и регулярный контроль за деятельностью субъектов МСП.

В настоящее время для стран с высоким уровнем экономического развития деятельность малых и средних форм хозяйствования – объект пристального внимания.

Основными показателями эффективности развития сектора МСП являются:

  • доля МСП в ВВП страны;
  • количество предприятий в МСП страны;
  • доля населения, занятого в секторе МСП.

По состоянию на 2020 г. показатели, характеризующие эффективность развития сектора МСП, представленные в таблице, в России значительно ниже, чем в ведущих странах мировой экономики [6].

Таблица

Показатели эффективности развития сектора МСП

Страны

Доля в ВВП, %

Доля занятых, %

Россия

20,8

27,0

США

56,0

52,0

Германия

43,0

57,0

Китай

60,0

83,0

Япония

55,0

72,0

 

В экономически развитых странах на малых и средних предприятиях занято более 50% трудоспособного населения, что обеспечивает более половины ВВП страны. Опыт стран с высокими экономическими темпами роста показывает, что для устойчивой положительной динамики показателей деятельности МСП необходима регулярная и взвешенная государственная политика мер в области развития и роста субъектов малого и среднего предпринимательства.

Количество функционирующих предприятий малых и средних форм хозяйствования в 2020 г. в России и других развитых странах представлено на рисунке [6].

Рисунок. Количество субъектов МСП в некоторых странах в 2020 г., млн ед.

 

В разных странах применяется ряд мер государственной поддержки деятельности субъектов МСП, различающихся по многим причинам, вызванным в основном различиями на законодательном уровне и особенностями функционирования экономической системы. Наиболее эффективными и действенными мерами, применяемые в России и за рубежом, являются:

  1. Создание специализированных правительственных органов, главной задачей которых является содействие и стимулирование стабильного роста субъектов МСП.

В США эффективным звеном системы инфраструктурной поддержки является Администрация малого бизнеса при президенте США, целью которой является сохранение конкурентоспособности предпринимательства, защита интересов малых предприятий, финансовая поддержка, а также содействие в управлении предприятиями, которые не имеют доступа к рынку капитала [3].

C 2015 г. основным институтом, предоставляющим поддержку малому и среднему предпринимательству в России, является АО «Федеральная Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Корпорация МСП обеспечивает информационное взаимодействие субъектов малых и средних форм хозяйствования с органами государственной власти, способствует получению дополнительного финансирования и отстаиванию своих прав при проверках, закупках [7]. Согласно данным Счетной палаты, в период с 2015 по 2020 г. участники Национальной гарантийной системы (НГС), координируемые Корпорацией, предоставили поддержку более 34 тыс. субъектов МСП и организаций инфраструктуры на сумму 658,4 млрд рублей [1].

В Китае поддержка и контроль за деятельностью субъектов МСП осуществляется отраслевыми органами управления, главной задачей которых является содействие национальным компаниям малых и средних форм хозяйствования выходу на зарубежные рынки посредством создания инфраструктуры для экономического и технологического сотрудничества. Активную поддержку в данном вопросе оказывает Координационный центр по внешнему сотрудничеству малых и средних предприятий. Данная система управления и поддержки представляет собой «коллективное управление» [2].

  1. Создание информационных платформ.

За последние годы существенные изменения наблюдаются в системе общенациональной поддержки субъектов МСП в Японии. В настоящее время в стране координация работы национальной системы поддержки малых и средних предприятий осуществляется посредством информационных систем J-Net 21 и SWBS. Данные информационные системы позволяют предпринимателям своевременно получать информацию о мерах поддержки со стороны правительства, консультироваться с экспертами. Также с помощью системы J-Net 21 осуществляется мониторинг состояния развития малого предпринимательства, проводятся анализ и оценка эффективности мер государственного регулирования. Таким образом, обратная связь государства с предпринимателями способствует постоянному совершенствованию системы и мер поддержки [2].

В Китае своевременное информирование предпринимателей о важных изменениях и появлении новых законодательных актах, о состоянии местных и зарубежных рынках, а также данные о востребованных поставках и тенденции спроса на продукцию осуществляет общественная информационная служба China SME Online (CSMEO). Преимуществом CSMEO является актуальная информация, предоставляемая пользователям по необходимым регионам и отраслям. Ежедневно к услугам данной сети обращаются более 200 000 пользователей [2].

  1. Льготное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время в России активно действует расширенная программа стимулирования кредитования субъектов МСП, которую реализует Банк России совместно с Корпорацией МСП. Верхняя граница ставки кредитования субъектов МСП непосредственно определяется ключевой ставкой и не превышает ее более чем на 3% для субъектов среднего бизнеса, 4% – для субъектов малого бизнеса и 4,5% – для субъектов микробизнеса. Лимит программы льготного кредитования составляет 288,3 млрд рублей, срок погашения кредитов – до 3 лет [4]. Одним из основных направлений национальной системы поддержки сектора МСП в Германии является предоставление финансовой помощи в форме льготного кредитования желающих открыть бизнес. Воспользоваться государственным кредитом с освобождением от уплаты процентов на протяжении двух лет начала предпринимательской деятельности могут коренные жители страны. Начинающим предпринимателям предоставляется кредит до 50 тыс. евро сроком до 20 лет. По истечении двух лет до 11-го года кредитования предприниматели выплачивают проценты по льготным ставкам в размере 4–5% годовых, а затем погашают сумму основного долга [5]. Таким образом, в экономически развитых странах меры государственной поддержки субъектов МСП осуществляются по приоритетным направлениям: информационное, финансово-кредитное и организационно-управленческое.

В сложившихся экономических условиях в России остро стоит вопрос о поддержании устойчивого экономического роста страны, в том числе за счет развития малого и среднего предпринимательства. Использование зарубежных практик может помочь своевременно скорректировать необходимые действия и мероприятия как на федеральном, так и на региональном уровне. В связи с этим необходим комплексный подход к совершенствованию существующей системы государственной поддержки, регулярному мониторингу и оценке эффективности мер воздействия и координации деятельности малых и средних предприятий.

 

Список литературы:
1. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. – № 4 (281) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ach.gov.ru/statements/ (дата обращения: 17.02.2023).
2. Версоцкий Р.Р. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства и возможности его применения в современной России // Управленческое консультирование. – 2019. – № 7 (127). – С. 108–114 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyi-opyt-podderzhki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-i-vozmozhnosti-ego-primeneniya-v-sovremennoi-rossii (дата обращения: 02.03.2023).
3. Крылова М.В. Особенности системы поддержки малого и среднего предпринимательства в США // Российское предпринимательство – 2014. – № 21 (267). – С. 24–28 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sistemy-podderzhki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-ssha (дата обращения: 12.02.2023). 
4. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/develop/msp/ (дата обращения: 28.02.2023).
5. Перминова Д.А., Паневина О.А., Кадникова О.В. Развитие малого и среднего бизнеса в России и Германии // Вестник магистратуры. – 2016. – № 2-2 (53). – С. 56–58 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii-i-germanii (дата обращения: 05.03.2023).
6. Специальный доклад президенту Российской Федерации – 2021. МСП/постковид. Время для системных решений // Официальный сайт уполномоченного при президенте Российской Федерации по делам предпринимателей / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf (дата обращения: 18.01.2023).
7. Федеральная Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://corpmsp.ru/ (дата обращения: 05.03.2023).