Лицензирование управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Менеджмент
I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Лицензирование управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Licensing of management companies in housing and utilities infrastructure
Kurmanbaev Melis
senior lecturer, Ural State University of Economics, Russia, Yekaterinburg
Khanjina Irina
master’s degree student, Ural State University of Economics, Russia, Yekaterinburg
Аннотация. В статье поднимаются вопросы, связанные с введением процедуры лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Поднимается вопрос неоднозначности правовой природы лицензирования как метода государственного регулирования предпринимательской деятельности. В качестве итога работы указывается на то, что наряду с введением лицензирования предпринимательской деятельности по управлению общим имуществом многоквартирных домов необходимо разработать экономические рычаги воздействия на сферу ЖКХ.
Abstract. The article raises the questions connected to implementation of licensing procedure of managing multicompartment buildings. It raises the issue of ambiguousness of licensing’s legal nature as a method of government control of business activities. The conclusion of the work points out that not only should be implemented the licensing of business activities managing common property in apartment buildings, but also the economic instruments controlling housing and utility infrastructure should be developed.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; управляющая компания; государственное регулирование; лицензирование; саморегулирование; экономические механизмы.
Keywords: housing and utility infrastructure; management company; government control; licensing, self-control; economic instruments.
Важной составляющей сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) являются особенности государственного регулирования данной сферы.
В настоящее время наблюдается процесс расширения административно-правовых методов воздействия на отношения в сфере ЖКХ. Отказавшись от идеи введения саморегулирования в сфере ЖКХ, государство решилось на лицензирование управляющих компаний. Лицензирование является одним из основных методов публично-правового регулирования экономических отношений. По своей сути, это разрешение государства осуществлять определенную деятельность.
Различны мнения относительно целесообразности лицензирования в сфере предпринимательской деятельности. Одни утверждают, что лицензирование ограничивает экономическую свободу и противоречит основам конституционного строя, ведет к бюрократизации и распространению излишних административных барьеров. Выход – отмена лицензирования и замена его альтернативными мерами государственного регулирования и саморегулирования.
По мнению других, лицензирование – это необходимая мера государственного регулирования экономики, являющаяся неотъемлемой частью рыночных отношений.
По мнению Д. Кутюкова, «государство вынуждено устанавливать определенные рамки осуществления предпринимательской деятельности в целях соблюдения прав и законных интересов всех участников общественных отношений.
Главная задача государства – создание (путем принятия соответствующих правовых актов) условий, обеспечивающих максимальную экономическую свободу предпринимательской деятельности» [3, с. 99]. С этим сложно не согласиться.
Представляется, что саморегулирование в сфере ЖКХ, провозглашаемое некоторыми специалистами как панацея от всех бед в ЖКХ, таковой не является. Сам по себе статус члена СРО не превратит недобросовестную управляющую компанию в добросовестную.
Профессор В.Ф. Яковлев пишет: «Внедряя начала саморегулирования, государство, разумеется, уменьшает свою роль в экономике. Но оно не может самоустраниться от нее. Самоустранение государства может привести к печальным, а иногда даже к гибельным последствиям» [11, с. 133]. Следует признать, что сфера ЖКХ в России не готова к внедрению основ саморегулирования, имеющего, безусловно, гражданско-правовую природу, по причине невысокого уровня культуры субъектов сферы ЖКХ (культуры мышления, правовой культуры).
С одной стороны, желание потребителей получать качественные жилищно-коммунальные услуги за недостаточно невысокую плату, с другой, стремление хозяйствующих субъектов получить наибольшую прибыль при минимальных вложениях в инфраструктуру ЖКХ.
Введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, по мнению Л.В. Масленниковой, Копыл Ю.В., «обусловлено тем фактом, что управляющие организации не могут эффективно самоорганизоваться
в рамках саморегулируемых организаций, так как собственники не могут самостоятельно организовать процесс управления домом» [4, с. 938]. О.Д. Тютюник придает введению лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами прогрессивный характер и указывает на то, что лицензионный контроль «позволит выявить и отсеять с рынка недобросовестных игроков, повысит качество управления многоквартирными домами» [8, с. 152].
«Мы лицензии не любим, но мне кажется, это та ситуация, когда, знаете, просто нужно пройти через этот период. Вначале могут быть лицензии, а потом, когда уже возникнут нормальные управляющие компании, через какое-то время, через 3-5-7 лет, можно перейти к саморегулированию», – сказал Д.А. Медведев на встрече с секретарями первичных отделений партии «Единая Россия» [5].
ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [10] регулируется лицензирование 49 видов деятельности. Кроме того, в 11 сферах (более 90 видов деятельности) осуществляется в порядке, установленном отдельными федеральными законами.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны были получить бессрочную лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года (ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ) [9]. ЖК РФ [1] дополнен разделом X «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами». Лицензионные требования установлены ст. 193 ЖК РФ. Правительством Российской Федерации утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами [7]. Кроме того, соответствующие изменения внесены в Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст. ст. 7.23.3, 14.1.3 Кодекса) [2].
Следовательно, государство решило кардинальным образом решить вопрос неэффективности деятельности управляющих компаний, установив для них процедуру лицензирования. Но то, как была осуществлена процедура лицензирования управляющих компаний, сроки которой были установлены с 01.09.2014 года до 01.05.2015 года, лишний раз доказывает формальный подход законодателя к решению проблемы повышения качества менеджмента в сфере ЖКХ. В частности, не были соблюдены сроки формирования реестров информации, содержащих сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами; имеет место добровольный отказ компаний от управления ветхими, аварийными и малоквартирными домами. По мнению Е.В. Ненастьевой, введение лицензирования в ЖКХ не решит существующих проблем в сфере управления многоквартирными домами, а лишь даст возможность поменять одни управляющие организации на другие. При этом проблемы для потребителя останутся [6, с. 82].
По нашему мнению, лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ является вынужденной мерой, своего рода ответом на призывы общества навести порядок в данной сфере, являющейся крупнейшей системой жизнеобеспечения населения, имеющей характерную для данной отрасли структуру.
Представляется, что вовлечение предпринимательских структур в сферу ЖКХ должно происходить па основании четко определенных принципов и путем согласования с общей концепцией развития сферы ЖКХ. Управляющая компания должна быть самоокупаемой, а количественный состав персонала должен определяться исходя из реально поставленных задач. В перспективе только собственник жилья должен выбирать того, кому доверит управление своей собственностью и сколько будет за это платить. При этом лицензирование является лишь предпосылкой для создания условий для развития конкурентных отношений между управляющими компаниями (в данном случае конкуренция возникает при выборе потребителями услуг по управлению, предлагаемых различными компаниями).
По нашему мнению, извечная проблема достижения компромисса между рыночной эффективностью (результативностью) и социальной справедливостью на основе сочетания рыночной и социальной жилищной стратегией может быть решена:
- путем создания интегрированной холдинговой системы управления, в рамках которой будет оперативно проводиться единая политика по формированию рыночного механизма функционирования жилищного комплекса территории;
- на основе экономических рычагов воздействия на сферу ЖКХ (концессия, привлечение финансовых организаций к кредитованию проектов реформирования ЖКХ, модели использования личных средств населения в инвестировании проектов модернизации ЖКХ и др.).
Отдельного научного исследования заслуживает также вопрос о создании в России института доверительного управления многоквартирным домом, в рамках которого собственники квартир смогут оформить доверенность на управление организациям, обслуживающим недвижимость.
В заключение отметим, что важное значение в условиях нестабильного рынка жилищно-коммунальных услуг, периодически возникающих финансовых кризисов, меняющих психологию потребителя, приобретает понимание взаимосвязи ожиданий потребителей жилищно-коммунальных услуг с разработкой стратегического менеджмента коммерческих структур, занятых в сфере ЖКХ.
Формулируемые на различных уровнях чиновниками и специалистами предложения по упорядочению рынка услуг ЖКХ в целях повышения качества жилищно-коммунальных услуг, по активизации привлечения финансовых организаций к кредитованию проектов реформирования ЖКХ путем снижения их рисков невозврата кредитов, по использованию личных средств населения в инвестировании проектов модернизации ЖКХ должны учитывать, прежде всего, экономические интересы собственников жилья как конечных потребителей жилищно-коммунальных услуг.