Транснациональные корпорации как инструмент построения глобального рынка без границ
Конференция: VI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Экономика
VI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Транснациональные корпорации как инструмент построения глобального рынка без границ
The phenomenon of globalization in the context of the development of global capital
Boris Bragin
teacher of the highest category, State budget professional educational institution "Provincial College" in Nizhni Novgorod, Russia, Nizhni Novgorod
Lubov Spektorskaja
teacher of special disciplines State budget professional educational establishment "the Nizhny Novgorod Province College" in Nizhni Novgorod, Russia, Nizhni Novgorod
Аннотация. Современный капитализм это империя, существующая в мире по своими правилами; мировое сообщество находится во власти новых мировых бизнес-процессов и корпораций, которые управляют использованием земных ресурсов в своих целях; в итоге этого процесса создается мультимонопольный мир, основанный не для человеческой жизни, а в угоду финансовой корпоративной мощи для получения выгоды.
Abstract. Contemporary capitalism is the Empire of the world by its rules; the world community is dominated by the new world of business processes and the corporations that control the use of land resources for their own purposes; in the end, this process creates a multimonopolnyj world based not for human life and for the sake of financial corporate power to obtain benefits.
Ключевые слова: глобализация, мировой капитал, транснациональные корпорации, неравенство, корпоратократия;
Keywords: globalization, global capital, transnational corporations, corporatocracy, inequality
Политический суверенитет и самоопределение государств, их стремление к самоуправлению национальными и территориальными сообществами в условиях глобализации экономики, финансов и информации с каждым десятилетием сужается. Все больше становится очевидным растущее несоответствие масштабов между сферой принятия решений и тем миром, где производятся, распределяются, расходуются и размещаются ресурсы, необходимые для принятия и выполнения этих решений. Парализующее воздействие глобализации на принятие решения правительствами отдельных государств, являющихся в новой и новейшей истории главными и до сих пор незаменимыми центрами эффективного социального управления, повсеместно подвергаются разрушению [2].
В современном глобальном мире сложились разнообразные способы воздействия на экономики различных стран. Одним из ключевых способов завоевания страны является государственный долг. Как правило, в долговую зависимость попадают страны с большими запасами ресурсов: нефти, руды, полезных ископаемых. В долг дается большая сумма от имени Всемирного банка или от его структурного подразделения. Затем в этой стране создается инфраструктура: мощные производства, портовые сооружения двойного назначения, обогащая при этом, лишь небольшую часть элиты управления в стране и сам Всемирный банк. Большинство населения не почувствуют присутствие этих денег в стране – как правило, уровень жизни не изменяется, но ее финансовая система остается с немалым долгом, стимулирующим последующую зависимость от внешних заимствований. На следующем этапе представители корпораций начинают требовать возращения предоставленного долга, а в случае отказа или невозможности выплатить долг, правительство этой страны под давлением подписывает условия для продажи ресурсов по сниженным ценам, или идут на сделку на строительство военных баз и т.д.
Таким образом, представители мирового капитала втягивают страны в «долговые ямы», дают дополнительные финансовые ресурсы, называя это эффективным управлением. В итоге происходит разграбление ресурсов целых стран под лозунгом «развития свободной торговли», а лишение большинства населения средств к существованию — «рационализацией» [2, c.57-67].
Примеры подобной политики известны. Так, премьер-министр Ирана д-р Мухаммед Мосадек с 1951 г. по 1953 г. попытался проводить политику изъятия природной ренты от добычи нефти в пользу своего государства, перераспределяя ее для поддержки населения, однако, в результате политических манипуляций власть была устранена.
Подобный пример наблюдался в Гватемале 1954 г., когда была ликвидирована попытка демократического правительства начать в стране земельную реформу, с целью передачи земельных ресурсов населению для возрождения сельского хозяйства страны.
Попытка начать демократические реформы в Эквадоре в 1981 г. также не увенчалась успехом т.к. победивший Джеймс Рульдос сделал заявление о передаче ресурсов национальным кампаниям и погиб в катастрофе.
С 1968 по 1998г.г. Всемирный банк осуществлял новые экономические реформы в Эквадоре, а бедность за этот период увеличилась с 50% до 70%. Безработица выросла с 15% до 70%, государственный долг вырос с 240,0 млн долл США до 16,0 млрд долл США. Вместе с тем, доля финансовой поддержки, выделяемой для бедных стран, Всемирным банком упала с 20% и составила 6%. В 2000 г. 50% национального бюджета Эквадора было направлено на выплату своего долга.
Очевидно, что не политические деятели правят миром, миром управляет – корпоратократия [2].
Корпоратократия – это группа людей, возглавляющая самые крупные в мире корпорации, и поэтому обладающая властью по отношению ко всему миру на основе финансовой зависимости экономик, фирм и людей. Они контролируют СМИ, большинство политических партий и их избирательные кампании. Политика государства создается и ведется корпорациями на том или ином уровне государственного управления и поэтому она невидима. Главной целью деятельности мирового капитала и корпораций является максимизация прибыли, а не забота об обществе и окружающей среде.
Процесс влияния корпораций с помощью втягивания политических функционеров в долговые обязательства и политики свержения неугодных политических режимов или политических деятелей называется глобализацией.
Основная схема управления заключается в следующем: втянуть страну в долговую яму и начать структурную перестройку экономики и общественных институтов в пользу мировых корпораций, сохраняя контрольные функции за собой. Среди используемых инструментов:
– обесценивание национальной валюты, что делает их доступными для покупки местных ресурсов: нефти, газа, источников природных ископаемых (золото, алмазы и т.д.);
– прекращение финансирования социальных программ (системы образования, здравоохранения, пенсионной системы и системы страхования), подрывая благополучие всего общества;
– приватизация государственных предприятий для выкупа и управления иностранными корпорациями для получения дополнительных доходов;
– либерализация торговли под лозунгом «открытой экономики» для снятия всяческих ограничений в международной торговли в рамках ВТО.
Транснациональные корпорации ввозят в страну свою продукцию и товары, вытесняя при этом продукцию местных производителей и уничтожая локальную экономику страны: «обычно в эти страны ТНК переносят трудоемкие, энергоемкие и материалоемкие, а также экологически опасные производства. … по данным ООН, всего 15 ТНК контролируют около 70% мирового экспорта каучука и нефти, более 80% меди, бокситов и олова, свыше 90% древесины и железной руды» [10, с.281].
Основные черты транснационального капитала представлены на рис.1.
Неконтролируемые производства, используя сложившиеся экономические трудности, по сути, постоянно занимаются разрушением окружающей среды, а ресурсы страны используются безразличными с этой среде корпорациями. Достаточно беглого взгляда на работу Всемирного банка чтобы сделать не утешительный вывод о том, что учреждение, которое официально заявляет о помощи беднейшим странам, на самом деле ничего не сделало, кроме увеличения нищеты, разницы в доходах, в то время как прибыль транснациональных корпораций увеличивается [4, c.11].
Рисунок 1.Транснациональные корпорации и мировая экономика
Совокупное состояние 358 самых богатых «глобальных миллиардеров» равно общему доходу 2,3 млрд беднейших жителей планеты (составляющих 45% ее населения), Развивающимся странам принадлежит лишь 22% мирового богатства, тогда как их население составляет 80% всего населения Земли. Дифференциация доходов еще выше: в 1991 г. 85% населения Земли получали лишь 15% от общемирового дохода; тридцать лет назад беднейшим странам (20% от общего количества государств) принадлежало 2,3% общемирового богатства, сегодня эта доля снизилась до 1,4% [3, с.103].
В середине XX века среди экономистов было широко распространено мнение, что экономический рост можно спровоцировать, начав вливать большие суммы в фабрики, заводы, и развитие прочей инфраструктуры.
По этой причине, Всемирный банк, США и западноевропейские державы начали оказывать помощь более бедным странам, которые могли попасть под влияние Советского Союза и Китая. Масштаб международной помощи по всему миру начал резко расти в 1960-х, достигнув пика в момент окончания «холодной войны», после чего на какое-то время снизился, и затем снова пошел в гору.
Рисунок 2.Линейный график корреляции экономического роста и объема помощи Всемирного банка [8]
Многие экономисты отмечают, что в странах по всему миру прилив международной помощи далеко не всегда приводил к экономическому росту. Напротив, как наглядно показано на рис.2 зачастую объем помощи коррелирует с замедлением развития. Страны, которые получали меньше помощи (на графике они расположены слева), как правило, развиваются быстрее — в то время как те, которым помогают больше (они справа), склонны к более медленному развитию. Почему так происходит? Ответ не так очевиден, но А.Дитон и другие экономисты уверяют, что все сводится к тому, как деньги, поступающие из-за рубежа, меняют отношения между государством и гражданами. А.Дитон утверждает, что международная помощь ослабляет эту связь, делая правительство менее зависимым от народа, судов, конгресса или парламента. В своей книге «Великий побег: здоровье, богатство и происхождение неравенства» Ангус Дитон пишет, как доходы от нефти и драгоценных металлов, богатства, поставляемые из-за рубежа, могут оказывать разлагающее влияние на слабое правительство: «…это произошло в Заире, Руанде, Эфиопии, Сомали, Биафре и красных Кхмерах на границе Камбоджи и Таиланда» [6]. А.Дитон пишет, что «помощь доходит до жертв войны лишь через выплаты военачальникам, а иногда и через затягивание войны» [6].
Важно понимать, что Всемирный банк, поддерживающий интересы США, и США имеет право вето над его решениям, т.к. он крупнейший поставщик капитала в мире. Тогда где же берутся деньги для его функционирования – через систему частичного резервирования ФРС США. Из 100 самых крупных экономик мира по показателям ВВП из 51 корпораций 47 из них принадлежат США. Но поскольку защитные торговые барьеры сломлены, а валюты смешаны вместе и управляются на плавающих рынках, экономики других стран перегружены в угоду конкуренции с глобальным капитализмом, а транснациональные империи расширяются. Из СМИ контролируемых теми же корпорациями исходит информация, о якобы демократических институтах в США, но ничего этого нет. На самом деле существуют крупнейшие национальные, суперкорпорационные системы с многомиллиардными бюджетами такими как: IBM, ITT, ITNT, DUPONT, EXCON и т.п. сегодня они являются обособленными экономическими субъектами мира, которые шагнули за национальные границы США и других государств.
Таким образом, у мирового капитала в лице ТНК нет государственных границ, нет законов, есть только намерения, планы и интересы. Одна из наиболее важных функций корпоратократии – постоянное расширение и укрепление системы. Коллективная цель сообщества корпораций – корпоратократии – устранение государства, по крайней мере, с властной территории. Мир изменился и не существует мира наций, идеологий [7].
Глубочайший смысл идеи глобализации — это неопределенный, неуправляемый и самостоятельный характер происходящих в мире процессов; отсутствие центра управления, а именно:
1. Глобализация рассматривается как системная трансформация мирового социума, которая ведет к ослаблению традиционных инструментов политического и гражданского управления и формированию вакуума властных функций с использованием подкупа, манипулирования и несовершенства системы механизмов выборной власти;
2. В результате глобализации складывается новая общественная система, которая напрямую ведет к обострению социальных конфликтов и снижению экономической управляемости общества, что ведет его к постепенной деградации.
3. В этом случае акцент проводимых изменений делается на структурных институциональных эффектах международной коммуникации, на якобы новой роли транснациональных корпораций, а в действительности происходит захват новых рынков и демонтаж социальных институтов государства [6].
«В мире, где капитал не имеет постоянного места пребывания, а финансовые потоки в основном неподконтрольны национальным правительствам, рычаги экономической политики перестают работать» [3].