Реинжиниринг бизнес-процессов: содержание и проблемы реализации в современной экономике
Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Менеджмент
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Реинжиниринг бизнес-процессов: содержание и проблемы реализации в современной экономике
The business process reengineering
Julia Lubyagina
graduate student, Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk
Mariya Popova
graduate student, Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk
Anna Dremina
student, Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk
Diana Burnakova
student, Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk
Mariya Prasolova
graduate student, Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk
Аннотация. В данной статье рассматриваются аспекты реинжиниринга бизнес-процессов, характерные черты реинжиниринга, преимущества и недостатки реинжиниринга бизнес-процессов и условия эффективного реинжиниринга.
Abstract. In this article features of reengineering of business processes, characteristic of reengineering, advantages and disadvantages of reengineering of business processes and a condition of effective reengineering are considered.
Ключевые слова: экономика; реинжиниринг; бизнес-процессы
Keywords: economy; reengineering; business processes
В начале 1990-х годов сформировался новый революционный подход к реорганизации деятельности компании — реинжиниринг бизнес-процессов BPR (Business Process Reengineering).
Реинжиниринг — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы (термин «реинжиниринг» ввели М. Хаммер и Д.Чампи).
Реинжиниринг бизнес-процессов используется в тех случаях, когда необходимо принять решение о реорганизации деятельности организации: радикальных преобразованиях, реструктуризации бизнеса, замене действующих структур управления на новые и пр. Предприятие, которое стремится выжить или улучшить свое положение на рынке, должно постоянно совершенствовать технологии производства и способы организации деловых процессов.
М. Хаммер и Дж. Чампи в своей книге «Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе», с помощью проведения исследований делают вывод, что более чем 50 % компаний проводивших реинжиниринг терпели неудачу из-за того, что не придерживались правилам его проведения. Те же компании, которые успешно провели реинжиниринг, впоследствии сэкономили большие ресурсы как временные, так и материальные. Наиболее известные примеры успешного использования реинжиниринга для совершенствования деятельности компаний связаны с такими известными предприятиями как Ford, Kodak, IBM. [1].
Преимуществом реинжиниринга бизнес-процессов является то, что происходит не просто улучшение деятельности компании в некоторых подразделениях на 10-20%, а улучшается состояние организации в целом [2].
Преимущества и недостатки проведения реинжиниринга на предприятиях представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Преимущества и недостатки проведения реинжиниринга бизнес-процессов на предприятиях [1]
Преимущества |
Недостатки |
Увеличивается скорость функционирования предприятия |
Длительность проведения реинжиниринга |
Повышается конкурентоспособность компании |
Большие затраты на проект |
Формируется высококвалифицированный персонал |
Из-за ущемления прав сотрудников, напряженная психологическая обстановка |
Переход к информационным технологиям, что упрощает документооборот |
Высокий процент неудачного опыта при реализации данного метода |
Снижаются издержки производства |
|
Повышается качество работы сотрудников и растет их мотивация труда |
|
Выделяют следующие условия эффективного реинжиниринга бизнес-процессов, которые подтверждены практикой:
- точность понимания задачи руководством компании;
- мотивация сотрудников компании, нацеленность на рост, расширение деятельности фирмы;
- эффективное управление компанией;
- научная методологическая основа при проведении реинжиниринга бизнес-процессов, использование опыта реорганизации предприятий;
Реинжиниринг бизнес-процессов реализуется следующими этапами:
1. Создание специальной команды реинжиниринга.
2. Моделирование и анализ текущих бизнес-процессов на предприятии.
3. Переосмысление и разработка новых бизнес-процессов.
4. Внедрение новых бизнес-процессов на предприятии.
Проекты реинжиниринга проводятся специально подобранными командами сотрудников, которые выбираются очень тщательно.
Команды реинжиниринга бизнес-процессов создаются из работников предприятия, являющихся высококвалифицированными экспертами на смежных участках бизнес-процесса, и сторонних консультантов - инженеров в области структурирования и моделирования бизнес- процессов.
Обычно соотношение собственных работников и консультантов − три к одному, а общая численность команды − в среднем 10 человек. Рабочие команды осуществляют непосредственную работу по реинжинирингу.
За каждым участником команды реинжиниринга необходимо закрепить определенные обязанности (роли). Обычно выделяют следующие роли:
- владелец процесса - лицо в организации, ответственное за установление цели процесса, выделение ресурсов и оценку результата выполнения процесса;
- руководитель процесса - лицо в организации, ответственное за разработку, организацию и результативное функционирование процесса;
- модератор - призван способствовать эффективной работе команды - группы экспертов, совершенствовать процедуры совместных обсуждений и поиска согласованных решений;
- участники команды (обычно 5-7 человек) - сотрудники с различных уровней иерархии; они не должны напрямую подчиняться друг другу.
Большинство экспертов в своих исследованиях выделяют следующие ошибки при проведении реинжиниринга:
- менеджеры среднего уровня не могут оценить весь процесс в целом.
- несистемный подход к перепроектированию.
- недостаточное вложение инвестиций в проект реинжиниринга.
- ошибки руководства в управлении персоналом.
- организация отказывается от кардинальной перестройки и только частично улучшает свою деятельность [1].
Я.Ф. Хакимуллина в своей статье «Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия» утверждает, что в настоящее время происходит интенсивное внедрение России в мировую экономическую систему, в следствие чего в России начинается распространение консалтинговых услуг и инструментариев по реинжинирингу [2].
Это связано с тем, что реинжиниринг является новой концепцией, которая еще не получила должного внимания в России, но его эффективность доказана на примере опыта наиболее крупных компаний США, что может ясно свидетельствовать о необходимости его проведения.
По мнению А.А. Беловой и А.С. Сориной, в России реинжиниринг сталкивается со следующими трудностями:
1. Преобразования требуют радикальной смены корпоративной информационной системы, что является огромным риском для предприятия
2. Не все сотрудники могут принять для себя необходимость перемен, в связи с этим, руководству приходится расставаться с рядом работников, в том числе и топ менеджерами (не все компании готовы к такой текучести кадров);
3. Устаревшая производственно-техническая база на предприятиях [3].
З.В. Геворгян в своей статье проводит исследование, в котором подтверждает то, что подготовка персонала является ключевым моментом при проведении реинжиниринга. Если российские предприятия будут учитывать этот фактор, то реинжиниринг может быть успешным. Также компаниям не стоит жалеть времени, средств и сил на проведение реинжиниринга [3].
Таким образом, не смотря на некоторые недостатки, реинжиниринг бизнес-процессов – важная черта современной экономики: выход предприятий из кризиса, переход к новым технологиям и другие бизнес-процессы требуют изменения и построения адекватной бизнес-структуры.