Возможности и вызовы для конкурентоспособности России в глобальной экономике. Важнейшие факторы активизации хозяйственного комплекса по интеграции России в глобальную экономику.
Конференция: XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономическая теория
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Возможности и вызовы для конкурентоспособности России в глобальной экономике. Важнейшие факторы активизации хозяйственного комплекса по интеграции России в глобальную экономику.
В настоящее время мировое сообщество акцентирует внимание на решении проблем стабилизации национальных экономик и формировании конкурентной рыночной среды с учетом глобальных тенденций. Важнейшие факторы активизации хозяйственного комплекса по интеграции России в глобальную экономику – повышение конкурентоспособности отечественных предприятий, выход на мировые рынки в качестве полноправных субъектов международных отношений. Национальная конкурентоспособность характеризуется состоянием и динамикой способности экономики к полномасштабному росту, созданию эффективных условий для развития международного бизнеса, перманентному росту объемов внутреннего рынка, наращиванию влияния на глобальных рынках.
Научный дискурс по проблемам конкурентоспособности (выбор базового понятия и базового уровня, использование уникальных конкурентных ресурсов; степень удовлетворения потребностей; противостояние международной конкуренции; адаптация к глобальным вызовам и угрозам и т. д.) свидетельствует о многозначности, многофункциональности и многоуровневости понятия, отсутствии общепризнанного понимания сущностного содержания, неразработанности универсальной методики оценивания и технологий управления.
Статья посвящена необходимости разработки и реализации пакета стратегических мероприятий по повышению конкурентоспособности российской национальной экономики в условиях действия многочисленных вызовов и угроз процессов глобализации.
Глобализация мировой экономики, формируя условия деятельности национальных предприятий на основе либерализации мировой торговли и финансовой сферы, увеличения импорта капитала, углубления международной интеграции и др., способствует усложнению структуры мирохозяйственных связей, развитию новых форм обеспечения конкурентоспособности.
Так, экономическую категорию "конкурентоспособность" (от англ. competitiveness) принято различать по объектам распространения (товар, услуга, технология, ресурс, факторы производства, информация и т. д.) и субъектам (предприятие, ассоциации предприятий, отрасль, регион, страна, объединения стран, мировое сообщество в целом); исследовать на уровнях (товарный, микроуровень, мезоуровень, макроуровень, мегауровень) (рис. 1).
В последнее время, под влиянием глобализации мировой экономики и усиления международной конкуренции вопросы выявления роли национальной конкурентоспособности, оценки и практических методов ее повышения приобретают повышенное внимание мирового сообщества[1]. Однако, несмотря на осознание исключительной важности для экономики любой страны и достаточно глубокий уровень теоретической проработки в мировой литературе соответствующей проблематики, устоявшегося определения сущности понятия "национальная конкурентоспособность", универсального рецепта достижения желаемого уровня и единого подхода к ее количественной оценке до сих пор не выработано.
Так, например, Н.Л. Удальцова и К.А. Тетерева [1] отмечают, что национальная конкурентоспособность: по мнению одних ученых, – способность страны производить товары и услуги, которые могут успешно конкурировать на мировых рынках; по мнению др., – способность страны постоянно увеличивать свою долю на мировом рынке; а, по мнению третьих, в основу конкурентоспособности страны положен принцип сравнительной прибыльности, связанный с определением разницы между мировыми рыночными ценами и затратами на производство и реализацию поставляемой на мировой рынок продукции.
Рисунок 1. Многоуровневая объект-субъектная структура конкурентоспособности
В табл.1 представлены широко известные трактовки исследователей понятия "национальная конкурентоспособность", отражающие его различные аспекты.
Таблица 1.
Дефиниции трактовки термина "национальная конкурентоспособность"
Источник |
Содержание понятия “конкурентоспособность” |
Доклад президентской комиссии США по конкурентоспособности «Мировая конкуренция: новая реальность» (1987 [2]) |
конкурентоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свободной и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, одновременно сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих граждан |
Международный форум по развитию менеджмента (2003 [3]) |
область экономического знания, которая анализирует факты и политику, формирующие способность нации создавать и поддерживать такую среду, которая выдерживает создание все возрастающей стоимости на своих предприятиях и все большее процветание своего народа |
Гарвардский словарь «Field Guide to Business Terms» (1993 [4]) |
«способность страны или бизнеса производить товары и услуги, которые могут успешно конкурировать на мировых рынках» |
Ф. Праде (1977 [5]) |
«способность страны постоянно увеличивать свою долю на мировом рынке» |
По мнению И. Пилипенко [6], терминологическая неопределенность категории "национальная конкурентоспособность" (табл. 1) обусловлена наличием следующих факторов:
· во-первых, категория "национальная конкурентоспособность", рассматриваемая в рамках микроэкономики как особая характеристика продукта, услуги, предприятия, имеет ряд объективных показателей с точки зрения привлекательности потребителя данного объекта по сравнению с аналогичными объектами, производимыми фирмами-конкурентами (классическое соотношение цена / качество);
· во-вторых, отсутствует общепризнанное определение конкурентоспособности на межстрановом уровне – каждая страна, научная школа по-своему формулирует понятие, связывая его с определенными целевыми установками или факторами;
· в-третьих, понимание конкурентоспособности эволюционирует во времени;
· в-четвертых, отсутствует единая система показателей и индикаторов, позволяющих точно оценить и рассчитать уровень национальной конкурентоспособности.
В последние годы проблема национальной конкурентоспособности, обусловленная обострением конкурентной борьбы ведущих государств и международных компаний за мировое лидерство, конвергенцией цифровых технологий с появлением множества новых товаров и услуг в высокотехнологичных отраслях, развитием Интернета и электронных рынков приобрела глобальный характер, обусловила необходимость детального изучения ее различных аспектов представителями известных региональных экономических школ и направлений. Отечественные исследователи на основе научной систематизации различных теоретико-методологических подходов к проблемам конкурентоспособности и ее оценки осуществляют непрерывный поиск методов и инструментов для наиболее эффективного управления конкурентоспособностью экономики России на современном этапе глобализации мирового сообщества (табл. 2).
Таблица 2.
Систематизация современных концептуальных подходов к проблеме национальной конкурентоспособности
Отечественный ученый, источник |
Выделенные зарубежные школы конкурентоспособности |
Особенности преимущественной ориентации научных исследований |
И.В. Пилипенко [7; 8] |
американская |
· практические аспекты реализации программ конкурентоспособного территориального развития стран · выявление конкурентоспособных форм организации производства |
британская |
специфика обеспечения конкурентоспособности развивающихся стран в процессах усиления международной конкуренции |
|
скандинавская |
· вопросы конкурентоспособного развития малых стран Западной и Северной Европы в мировом хозяйстве (концепции национальной системы инноваций и экономики обучения); · развитие и адаптация концепций американской школы теории конкурентоспособности к условиям разных по уровню развития стран |
Несмотря на отсутствие общепринятого понимания категория "национальная конкурентоспособность" широко используется в международной практике для формирования итогового репрезентативного показателя сравнительного преимущества состояния и перспектив развития хозяйственного комплекса стран мира в системе глобальной экономики.
Общемировой анализ конкурентоспособности стран проводится различными международными организациями, среди которых выделяются как наиболее авторитетные Центр мировой конкурентоспособности Лозаннской бизнес-школы (Institute of Management Development, IMD) и Всемирный экономический форум (World Economic Forum, WEF). Методика IMD использует Индекс конкурентоспособности стран, методика WEF – Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitive Index, GCI).
Наиболее информативным является ежегодный рейтинг стран мира на основе GCI, измеряемый в баллах от 1 до 7.
В табл. 3 представлен рейтинг глобальной конкурентоспособности топ-10 лучших национальных экономик мира и России за 2016/2017 – 2017/2018 гг.
Таблица 3.
Рейтинг глобальной конкурентоспособности топ-10 и России (2016/2017 – 2017/2018 гг.)
Экономика |
Рейтинг |
GCI |
Экономика |
Рейтинг |
GCI |
Тренд |
2016/2017 |
2017/2018 |
|||||
Швейцария |
1 |
5,8 |
Швейцария |
1 |
5,9 |
0 |
Сингапур |
2 |
5,7 |
США |
2 |
5,9 |
+1 |
США |
3 |
5,7 |
Сингапур |
3 |
5,7 |
-1 |
Нидерланды |
4 |
5,6 |
Нидерланды |
4 |
5,7 |
0 |
Германия |
5 |
5,6 |
Германия |
5 |
5,7 |
0 |
Швеция |
6 |
5,5 |
Гонконг |
6 |
5,5 |
+3 |
Великобритания |
7 |
5,5 |
Швеция |
7 |
5,5 |
-1 |
Япония |
8 |
5,5 |
Великобритания |
8 |
5,5 |
-1 |
Гонконг |
9 |
5,5 |
Япония |
9 |
5,5 |
-1 |
Финляндия |
10 |
5,4 |
Финляндия |
10 |
5,5 |
0 |
Россия |
43 |
4,5 |
Россия |
38 |
4,6 |
+5 |
Источник: Всемирный экономический форум [9; 10].
Анализ табл. 3 показывает, что Россия несколько улучшила свой рейтинг глобальной конкурентоспособности на 5 пунктов, поднявшись с 43-го на 38-е место. Рост конкурентоспособности, согласно аналитикам WEF, обусловлен тем, что из 12 анализируемых аспектов экономического развития российская экономика добилась положительных результатов в 8: «размер рынка» – 6-е место; «высшее образование и профессиональная подготовка» – 32-е место, «инфраструктура» – 35-е место, «инновационный потенциал» – 49-е место, «макроэкономическая среда» – 53-е место, «здоровье и начальное образование» – 54-е место, «технологический уровень» – 57-е место, «эффективность рынка труда» – 60-е место. Проблемными сферами остаются: «конкурентоспособность компаний» – 71-е место), «эффективность рынка товаров и услуг» – 80-е место, «общественные институты» – 83-е место, «развитость финансового рынка» – 107-е место.
Развернувшейся в обществе дискурс о выработке перспективных направлений укрепления конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации выдвигает как первоочередную, следуя М.С. Мотышиной [11], «проблему расстановки приоритетов, на которых нужно сосредоточить основное внимание».
Так, Н.Л. Удальцова и К.А. Тетерева [1] высказывают небесспорное суждение о том, что существует только 3 основных возможных направления повышения конкурентоспособности экономики РФ:
· развитие только тех отраслей экономики, которые на данный момент еще конкурентоспособны на мировых рынках;
· развитие отстающих неконкурентоспособных отрасли посредством освоения отечественных технологий и инноваций;
· создание благоприятных условий для иностранных инвесторов с целью привлечения уже имеющихся зарубежных технологий и инноваций.
По мнению Е.В. Дробот [12], «главная проблема российской экономики, обладающей традиционно огромным потенциалом человеческих ресурсов и знаний, в иррациональном использовании этих ресурсов, отсутствии необходимых социально-экономических условий для развития потенциала знаний населения». Развивая данное направление, Д.В. Зубайдуллина и Я.С. Кулагина [13] отмечают: «необходимо построить такую систему управления, которая бы стимулировала разработку современных технологий, сокращение бюрократических барьеров, увеличение эффективности государственного управления и инновационных способов развития экономики».Д.Б. Лабазанова и М.А. Омарова [14] в качестве приоритетных выделяют следующие реформы: деофшоризация собственности и капитала; реиндустриализация экономики и неоиндустриализация производительных сил; снижение ключевой ставки; развитие малого и среднего бизнеса.
Обобщенное общественно-экспертное мнение сводится к тому, что в сложившихся условиях следование доминирующей в настоящее время экспортно-сырьевой модели с преобладанием отраслей низших переделов в долгосрочной перспективе является тупиковым, приоритет государственной политики должен быть переориентирован на построение социальной инновационной экономики, основанной на интеграции преимуществ рыночных капиталистических отношений и оптимизационных государственных форм регулирования, в качестве наиболее востребованного механизма укрепления экономики называется диверсификация внешнеэкономических связей и структуры внешнеэкономического обмена, ориентированной на страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
Автор статьи в перечень рекомендуемых инструментов укрепления национальной конкурентоспособности России и повышения инновационной активности ее регионов включает: кластерный подход и различные формы государственно-частного партнерства на федеральном, региональном и местном уровнях.
Анализ базовых кластерных концепций позволил сделать вывод о том, что кластерный подход представляет методологию формирования организационно-хозяйственной формы взаимодействия определенной совокупности взаимосвязанных юридически независимых предприятий и организаций, сочетающих принципы кооперации и конкуренции, способных инициировать, аккумулировать и осуществлять диффузию инноваций, информации и знаний, метод управления развитием экономики территории, движущая сила повышения конкурентоспособности; региональный и промышленный кластер – отраслевое и пространственное выражение ромба конкурентных преимуществ (М. Портер).
Среди преимуществ кластеров предприятий в контексте социально-экономического развития территорий к наиболее важным автор статьи относит синергетический эффект[2]. Так, в соответствии с мнением С. Розенфельда [17], определяющим мотивом формирования кластерных структур является возможность извлечения синергетического эффекта от совместного ведения производственно-хозяйственной деятельности в результате использования участниками объединенными материальными, финансовыми и информационными ресурсами, реализации широкого спектра научно-производственных проектов в технологической, логистическо-сбытовой и научно-технической сферах. В целом, синергизм укрепляет конкурентоспособность структурных подразделений, самого кластера и региона в целом на внутреннем и внешних рынках, повышает инновационную активность к генерации и трансферту нововведений.
Важной составляющей активизации и координации инновационной деятельности, как показывает международный опыт, является организация взаимодействия кластеров предприятий с органами государственной власти на основе государственно-частного партнерства (Private Public Partnership, ГЧП) как инновационного механизма в сфере управления. Государственные структуры могут участвовать в ГЧП по реализации кластерных проектов в форме софинансирования, контрактных соглашений, аренды или лизинга и концессионных соглашений.
К инструментам ГЧП по реализации кластерных проектов относятся: инфраструктурные облигации; госгарантии; проектное финансирование; выпуск корпоративных ценных бумаг; инвестиционные площадки; долгосрочные кредиты и займы; краткосрочные кредиты и займы; синдицированные кредиты; операции с акциями и квазиакционерными инструментами (конвертируемыми облигациями, субординированными займами); производные инструменты и хеджирование; экспортно-кредитное финансирование.
В специальной литературе отмечается, что в большинстве субъектов Российской Федерации действуют рамочные законы, которые, регламентируя саму возможность использования взаимодействия бизнеса и власти в форме ГЧП, носят декларативный характер и не имеют практической значимости. Таким образом, процесс формирования и развития кластеров предприятий в России сдерживается отсутствием четких и понятных механизмов взаимодействия бизнеса и государства на федеральном уровне.
[1]Автор статьи придерживается научной позиции, согласно которой базовым понятием является товарная конкурентоспособность, а базовым уровнем – национальная конкурентоспособность, способствующая развитию международного сотрудничества по направлениям: международная торговля, миграция предпринимательского и ссудного капитала, рабочей силы, создание совместных предприятий (транснациональных структур) и т. п.
[2] И. Ансофф отметил, что синергизм (как интегративный эффект от объединения отдельных взаимосвязанных бизнес-единиц в единую экономическую систему как целое) может проявляться в 4-х различных формах – в синергизме продаж, оперативном синергизме, инвестиционном синергизме и синергизме менеджмента [16].