Статья:

Возможности и вызовы для конкурентоспособности России в глобальной экономике. Важнейшие факторы активизации хозяйственного комплекса по интеграции России в глобальную экономику.

Конференция: XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономическая теория

Выходные данные
Соловьев Н.И. Возможности и вызовы для конкурентоспособности России в глобальной экономике. Важнейшие факторы активизации хозяйственного комплекса по интеграции России в глобальную экономику. // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(18). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 54-63.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Возможности и вызовы для конкурентоспособности России в глобальной экономике. Важнейшие факторы активизации хозяйственного комплекса по интеграции России в глобальную экономику.

Соловьев Никита Игоревич
соискатель, Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение "Всероссийский Научно-Исследовательский Институт Труда" Министерства Труда И Социальной Защиты РФ, РФ, г. Москва

 

В настоящее время мировое сообщество акцентирует внимание на решении проблем стабилизации национальных экономик и форми­ровании конкурентной рыночной среды с учетом глобальных тенденций. Важнейшие факторы активизации хозяйственного комплекса по интеграции России в глобальную экономику – повышение конкуренто­способности отечественных предприятий, выход на мировые рынки в каче­стве полноправных субъектов международных отношений. Национальная конкурентоспособность характеризуется состоянием и динамикой способности экономики к полномасштабному росту, созда­нию эффективных условий для развития международного бизнеса, перманентному росту объемов внутреннего рынка, наращиванию влияния на глобальных рынках.

Научный дискурс по проблемам конкурентоспособности (выбор базового понятия и базового уровня, использование уникальных конку­рентных ресурсов; степень удовлетворения потребностей; противо­стояние международной конкуренции; адаптация к глобальным вызовам и угрозам и т. д.) свидетельствует о многозначности, многофункцио­нальности и многоуровневости понятия, отсутствии общепризнанного понимания сущностного содержания, неразработанности универсальной методики оценивания и технологий управления.

Статья посвящена необходимости разработки и реализации пакета стратегических мероприятий по повышению конкурентоспособности российской национальной экономики в условиях действия много­численных вызовов и угроз процессов глобализации.

Глобализация мировой экономики, формируя условия деятельности национальных предприятий на основе либерализации мировой торговли и финансовой сферы, увеличения импорта капитала, углубления между­народной интеграции и др., способствует усложнению структуры мирохозяйственных связей, развитию новых форм обеспечения конкурентоспособности.

Так, экономическую категорию "конкурентоспособность" (от англ. competitiveness) принято различать по объектам распространения (товар, услуга, технология, ресурс, факторы производства, информация и т. д.) и субъектам (предприятие, ассоциации предприятий, отрасль, регион, страна, объединения стран, мировое сообщество в целом); исследовать на уровнях (товарный, микроуровень, мезоуровень, макроуровень, мегауровень) (рис. 1).

В последнее время, под влиянием глобализации мировой экономики и усиления международной конкуренции вопросы выявления роли национальной конкурентоспособности, оценки и практических методов ее повышения приобретают повышенное внимание мирового сооб­щества[1]. Однако, несмотря на осознание исключительной важности для экономики любой страны и достаточно глубокий уровень теоретической проработки в мировой литературе соответствующей проблематики, устоявшегося определения сущности понятия "национальная конкурентоспособность", универсального рецепта достижения желаемого уровня и единого подхода к ее количественной оценке до сих пор не выработано.

Так, например, Н.Л. Удальцова и К.А. Тетерева [1] отмечают, что национальная конкурентоспособность: по мнению одних ученых, – способность страны производить товары и услуги, которые могут успешно конкурировать на мировых рынках; по мнению др., – способность страны постоянно увеличивать свою долю на мировом рынке; а, по мнению третьих, в основу конкурентоспособности страны положен принцип сравнительной прибыльности, связанный с определением разницы между мировыми рыночными ценами и затратами на производство и реализацию поставляемой на мировой рынок продукции.

 

Рисунок 1. Многоуровневая объект-субъектная структура конкурентоспособности

 

В табл.1 представлены широко известные трактовки исследователей понятия "национальная конкурентоспособность", отражающие его различные аспекты.

Таблица 1.

Дефиниции трактовки термина "национальная конкурентоспособность"

Источник

Содержание понятия конкурентоспособность

Доклад президентской комиссии США по конкурентоспособности «Мировая конкуренция:

новая реальность»

(1987 [2])

конкурентоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свобод­ной и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, одновременно сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих граждан

Международный форум по развитию менеджмента

(2003 [3])

область экономического знания, которая анализирует факты и политику, форми­рующие способность нации создавать и поддерживать такую среду, которая выдерживает создание все возрастающей стоимости на своих предприятиях и все большее процветание своего народа

Гарвардский словарь «Field Guide to Business Terms» (1993 [4])

«способность страны или бизнеса произ­водить товары и услуги, которые могут успешно конкурировать на мировых рынках»

Ф. Праде (1977 [5])

«способность страны постоянно увели­чивать свою долю на мировом рынке»

 

По мнению И. Пилипенко [6], терминологическая неопределенность категории "национальная конкурентоспособность" (табл. 1) обусловлена наличием следующих факторов:

· во-первых, категория "национальная конкурентоспособность", рассматриваемая в рамках микроэкономики как особая характеристика продукта, услуги, предприятия, имеет ряд объективных показателей с точки зрения привлекатель­ности потребителя данного объекта по сравнению с аналогичными объектами, производимыми фирмами-конкурентами (классическое соотношение цена / качество);

· во-вторых, отсутствует общепризнанное определение конку­рентоспособности на межстрановом уровне – каждая страна, научная школа по-своему форму­лирует понятие, связывая его с определенными целевыми установками или фак­торами;

· в-третьих, понимание конкурентоспособности эволюционирует во времени;

· в-четвертых, отсутствует единая система показателей и индикаторов, позволяющих точно оценить и рассчитать уровень национальной конкурентоспособ­ности.

В последние годы проблема национальной конкурентоспособности, обусловленная обострением конкурентной борьбы ведущих государств и междуна­родных компаний за мировое лидерство, конвергенцией цифровых технологий с появлением множества новых товаров и услуг в высокотехнологичных отраслях, развитием Интернета и электрон­ных рынков приобрела глобальный характер, обусловила необходимость детального изучения ее различных аспектов представителями известных региональных экономических школ и направлений. Отечественные иссле­дователи на основе научной систематизации различных теоретико-методологических подходов к проблемам конкурентоспо­собности и ее оценки осуществляют непрерывный поиск методов и инструментов для наиболее эффективного управления конкуренто­способностью экономики России на современном этапе глобализации мирового сообщества (табл. 2).

Таблица 2.

Систематизация современных концептуальных подходов к проблеме национальной конкурентоспособности

Отечественный ученый, источник

Выделенные

зарубежные школы

конкурентоспособности

Особенности преимущественной ориентации

научных исследований

И.В. Пилипенко

[7; 8]

американская

·   практические аспекты реализации программ конкуренто­способного территориального развития стран
и регионов в мировом пространстве;

·   выявление конкурентоспособных форм организации производства

британская

специфика обеспечения конкуренто­способности развивающихся стран в процессах усиления международ­ной конкуренции

скандинавская

·   вопросы конкурентоспособного развития малых стран Западной и Северной Европы в мировом хозяй­стве (концепции национальной системы инноваций и экономики обучения);

·   развитие и адаптация концепций американской школы теории конкурентоспособности к условиям разных по уровню развития стран

 

Несмотря на отсутствие общепринятого понимания категория "национальная конкурентоспособность" широко используется в между­народной практике для формирования итогового репрезентативного показателя сравнительного преимущества состояния и перспектив развития хозяйственного комплекса стран мира в системе глобальной экономики.

Общемировой анализ конкурентоспособности стран проводится различными международными организациями, среди которых выделя­ются как наиболее авторитетные Центр мировой конкурентоспособности Лозаннской бизнес-школы (Institute of Management Development, IMD) и Всемирный экономический форум (World Economic Forum, WEF). Методика IMD использует Индекс конкуренто­способности стран, методика WEF – Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitive Index, GCI).

Наиболее информативным является ежегодный рейтинг стран мира на основе GCI, измеряемый в баллах от 1 до 7.

В табл. 3 представлен рейтинг глобальной конкурентоспо­собности топ-10 лучших национальных экономик мира и России за 2016/2017 – 2017/2018 гг.

Таблица 3.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности топ-10 и России (2016/2017 – 2017/2018 гг.)

Экономика

Рейтинг

GCI

Экономика

Рейтинг

GCI

Тренд

2016/2017

2017/2018

Швейцария

1

5,8

Швейцария

1

5,9

0

Сингапур

2

5,7

США

2

5,9

+1

США

3

5,7

Сингапур

3

5,7

-1

Нидерланды

4

5,6

Нидерланды

4

5,7

0

Германия

5

5,6

Германия

5

5,7

0

Швеция

6

5,5

Гонконг

6

5,5

+3

Великобритания

7

5,5

Швеция

7

5,5

-1

Япония

8

5,5

Великобритания

8

5,5

-1

Гонконг

9

5,5

Япония

9

5,5

-1

Финляндия

10

5,4

Финляндия

10

5,5

0

Россия

43

4,5

Россия

38

4,6

+5

Источник: Всемирный экономический форум [9; 10].

 

Анализ табл. 3 показывает, что Россия несколько улучшила свой рейтинг глобальной конкурентоспособности на 5 пунктов, поднявшись с 43-го на 38-е место. Рост конкурентоспособности, согласно аналитикам WEF, обусловлен тем, что из 12 анализируемых аспектов экономического развития российская экономика добилась положительных результатов в 8: «размер рынка» – 6-е место; «высшее образование и профес­сиональная подготовка» – 32-е место, «инфраструктура» – 35-е место, «инновационный потенциал» – 49-е место, «макроэкономическая среда» – 53-е место, «здоровье и начальное образование» – 54-е место, «техноло­гический уровень» – 57-е место, «эффективность рынка труда» – 60-е место. Про­блемными сферами остаются: «конкуренто­способность компаний» – 71-е место), «эффективность рынка товаров и услуг» – 80-е место, «общественные институты» – 83-е место, «развитость финансового рынка» – 107-е место.

Развернувшейся в обществе дискурс о выработке перспективных направлений укрепления конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации выдвигает как первоочередную, следуя М.С. Мотышиной [11], «проблему расстановки приоритетов, на которых нужно сосредоточить основное внимание».

Так, Н.Л. Удальцова и К.А. Тетерева [1] высказывают небесспорное суждение о том, что существует только 3 основных возможных направления повышения конкурентоспособности экономики РФ:

· развитие только тех отраслей экономики, которые на данный момент еще конкурентоспособны на мировых рынках;

· развитие отстающих неконкурентоспособных отрасли посред­ством освоения отечественных технологий и инноваций;

· создание благоприятных условий для иностранных инвесторов с целью привлечения уже имеющихся зарубежных технологий и инноваций.

По мнению Е.В. Дробот [12], «главная проблема российской экономики, обладающей традиционно огромным потенциалом челове­ческих ресурсов и знаний, в иррациональном использовании этих ресурсов, отсутствии необходимых социально-экономических условий для развития потенциала знаний населения». Развивая данное направ­ление, Д.В. Зубайдуллина и Я.С. Кулагина [13] отмечают: «необходимо построить такую систему управления, которая бы стимулировала разработку современных технологий, сокращение бюрократических барьеров, увеличение эффективности государственного управления и инновационных способов развития экономики».Д.Б. Лабазанова и М.А. Омарова [14] в качестве приоритетных выделяют следующие реформы: деофшоризация собственности и капитала; реиндустриализация экономики и неоиндустриализация производительных сил; снижение ключевой ставки; развитие малого и среднего бизнеса.

Обобщенное общественно-экспертное мнение сводится к тому, что в сложившихся условиях следование доминирующей в настоящее время экспортно-сырьевой модели с преобладанием отраслей низших переделов в долгосрочной перспективе является тупиковым, приоритет государственной политики должен быть переориентирован на построение социальной инновационной экономики, основанной на интеграции преимуществ рыночных капиталистических отношений и оптимиза­ционных государственных форм регулирования, в качестве наиболее востребованного механизма укрепления экономики называется диверсификация внешнеэкономических связей и структуры внешне­экономического обмена, ориентированной на страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Автор статьи в перечень рекомендуемых инструментов укрепления национальной конкурентоспособности России и повышения инно­вационной активности ее регионов включает: кластерный подход и различные формы государственно-частного партнерства на федеральном, региональном и местном уровнях.

Анализ базовых кластерных концепций позволил сделать вывод о том, что кластерный подход представляет методологию формирования организационно-хозяйственной формы взаимодействия определенной совокупности взаимосвязанных юридически независимых предприятий и организаций, сочетающих принципы кооперации и конкуренции, способных инициировать, аккумулировать и осуществлять диффузию инноваций, информации и знаний, метод управления развитием эконо­мики территории, движущая сила повышения конкурентоспособности; региональный и промышленный кластер – отраслевое и прост­ранственное выражение ромба конкурентных преимуществ (М. Портер).

Среди преимуществ кластеров предприятий в контексте социально-экономического развития территорий к наиболее важным автор статьи относит синергетический эффект[2]. Так, в соответствии с мнением С. Розенфельда [17], определяющим мотивом формирования кластерных структур является возмож­ность извлечения синергетического эффекта от совместного ведения производственно-хозяйственной деятельности в результате использования участниками объединенными материаль­ными, финансовыми и информационными ресурсами, реализации широкого спектра научно-производственных проектов в технологи­ческой, логистическо-сбытовой и научно-технической сферах. В целом, синергизм укрепляет конкурентоспособность структурных подразде­лений, самого кластера и региона в целом на внутреннем и внешних рынках, повышает инновационную активность к генерации и трансферту нововведений.

Важной составляющей активизации и координации инновационной деятельности, как показывает международный опыт, является организа­ция взаимодействия кластеров предприятий с органами государственной власти на основе государственно-частного партнерства (Private Public Partnership, ГЧП) как инновационного механизма в сфере управления. Государственные структуры могут участвовать в ГЧП по реализации кластерных проектов в форме софинансирования, контрактных соглашений, аренды или лизинга и концессионных соглашений.

К инструментам ГЧП по реализации кластерных проектов относятся: инфраструктурные облигации; госгарантии; проектное финансирование; выпуск корпоративных ценных бумаг; инвестиционные площадки; долгосрочные кредиты и займы; краткосрочные кредиты и займы; синдицированные кредиты; операции с акциями и квази­акционерными инструментами (конвертируемыми облигациями, субординированными займами); производные инструменты и хеджи­рование; экспортно-кредитное финансирование.

В специальной литературе отмечается, что в большинстве субъектов Российской Федерации действуют рамочные законы, которые, регламентируя саму возможность использования взаимодействия бизнеса и власти в форме ГЧП, носят декларативный характер и не имеют практической значимости. Таким образом, процесс формирования и развития кластеров предприятий в России сдерживается отсутствием четких и понятных механизмов взаимодействия бизнеса и государ­ства на федеральном уровне.

 

Список литературы:
1. Удальцова Н.Л., Тетерева К.А. Конкурентоспособность российской экономики // Экономика и управление народным хозяйством. – 2017. – N10 (155). – С.17-24.
2. America’s competitive crisis: confronting the new reality. Council of competitiveness. – Wash., 1987.
3. IMD’s World Competitiveness Yearbook, 2003
4. Field Guide to Business Terms. – Boston, 1993.
5. Prades F.G. Disparites des couts competitivite et changes // Reflets et perspectives de la vie economique. Bruxelles. – 1977. – Nov.
6. Пилипенко И. Кластерная политика в России // Общество и экономика. –2007. – N8. – С.28-64.
7. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом пространстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. – Смоленск: Ойкумена, 2005. – 496 с.
8. Пилипенко И.В. Анализ основных зарубежных теорий конкурентоспо-собности стран и регионов в мировом хозяйстве // Известия Академии Наук. Серия географиче¬ская. – 2003. – N6. – С.15-25.
9. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкуренто-способности 2016/2017 [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/-2016/09/28/7304.
10. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкуренто-способно¬сти 2017/2018 [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/globalcompetitiveness-index/info.
11. Мотышина М.С. Приоритеты развития российской экономики и глобальные вызовы / Современные глобальные вызовы и национальные интересы: XV Междуна¬родные Лихачевские научные чтения, 14-15 мая 2015 г. – СПб.: СПбГУП, 2015. – 660 с. (С.455-456).
12. Дробот Е.В. Эволюция теории национальной конкурентоспособности // Экономические отношения. – 2012. – Том 2. – N2. – С.27-40.
13. Зубайдуллина Д.В., Кулагина Я.С. Повышение конкурентоспособности российской экономики как фактор экономического роста в условиях глобализации // Моло¬дой ученый. – 2017. – N50. – С.154-155.
14. Лабазанова Д.Б., Омарова М.А. Повышение конкурентоспособности национальной экономики как фактор экономического роста в условиях кризиса // Неделя науки. – 2017. – С.34-35 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/-item.asp?id=297 26495.
15. Портер М. Конкуренция. – М.: Изд. дом "Вильямс", 2002. – 496 с.
16. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – М.: Экономика, 1989. – 358 с.
17. Rosenfeld S.A. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development // European Planning Studies. – 1997. – N5. – pp. 3-23.


[1]Автор статьи придерживается научной позиции, согласно которой базовым понятием является товарная конкурентоспособность, а базовым уровнем – национальная конкурентоспособность, способствующая развитию между­народного сотрудничества по направлениям: международная торговля, миграция предпринимательского и ссудного капитала, рабочей силы, создание совместных предприятий (транснациональных структур) и т. п.

[2] И. Ансофф отметил, что синергизм (как интегративный эффект от объеди­нения отдельных взаимосвязанных бизнес-единиц в единую экономическую систему как целое) может проявляться в 4-х различных формах – в синергизме продаж, оперативном синергизме, инвестиционном синергизме и синергизме менеджмента [16].