Статья:

Креативные кластеры Республики Саха (Якутия): проблемы, перспективы

Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Региональная экономика

Выходные данные
Петрова Н.И. Креативные кластеры Республики Саха (Якутия): проблемы, перспективы // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 54-59.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Креативные кластеры Республики Саха (Якутия): проблемы, перспективы

Петрова Наталья Ивановна
доц. кафедры Экономической теории, Финансово-экономический институт СВФУ, РФ, г. Якутск

 

Creative clusters of the Republic of Sakha (Yakutia): problems, prospects

 

Natalia Petrova

associate Professor of the Department of Economic Theory, Institute of Finances and Economics, NEFU, Russia, Yakutsk

 

Аннотация. Развитие общества, трансформация всех сфер жизни стремительно преобразует отрасли экономики.

Анализ секторов, приносящих большие доходы на одну вложенную денежную единицу, вывел в первые строчки рейтинга отрасли креативной экономики.

Традиционная экономика, требующая больших площадей, громоздкого оборудования уступает место секторам экономики, основанных на интеллектуальной деятельности. Креативная экономика формирует новые экономические кластеры внутри региона, новые типы трудовых отношений, открывая экономические перспективы для нового роста и общественного развития.

Abstract. The branches of the economy are rapidly transforming under the influence of the development of society and changes in all spheres of life.

The branches of the creative economy reached the first lines of the ratings according to the analysis of the sectors that bring in large incomes per one enclosed monetary unit.

The traditional economy, which requires large areas, large equipment is giving way to the sectors of the economy based on intellectual activity. The creative economy forms new economic clusters within the region, new types of labor relations, opening up economic prospects for new growth and social development.

 

Ключевые слова: креативная экономика, креативные кластеры, человеческий капитал, северные регионы.

Keywords: creative economy, creative clusters, human capital, northern regions.

 

Признаком инновационно-креативной экономики является развитие на основе человеческого капитала. Креативная экономика – сектор экономики, основанный на интеллектуальной творческой деятельности. К отраслям креативной экономики, первоначально относились отрасли культуры (реклама, архитектура, ремёсла, кинематография, дизайн и т.п.) В настоящее время к ним можно отнести и отрасли материального производства, связанные с творческой деятельностью в создании продукта [10, с. 138].

Креативные индустрии – объединяют предприятия и предпринимателей, создающих креативный продукт. Под креативными продуктами понимаются новые решения и подходы к проблемам, инновации, новые стили и направления, новые парадигмы в науке и др. Создание музыки, картин и других творческих произведений. Креативный класс – люди способные создавать инновации в любом виде деятельности. Часть общества, потребляющая креативные продукты, определяющая тренд развития культуры и экономики. Под креативным потреблением понимается с одной стороны, стремление предпочитать моральное и духовное удовлетворение денежно-материальному; с другой – расширение способов и вариантов потребления [8, с. 375].

Концепция креативной экономики вносит изменения в рынок труда. Развиваются формы гибкой занятости, удаленной работы. Растет трудовая мобильность, занятость, в том числе лиц с ограниченными возможностями. Все это позволяет решать вопросы занятости в отдаленных районах, в том числе Арктических, путем развития, например, традиционных ручных ремесел.

Северные регионы, географически отделенные от основных экономических центров, получат дополнительный импульс для развития. Самобытная культура, уникальная среда нашли отражение в тенденциях развития таких сегментах как кинопроизводство, туризм, прикладное искусство, информационные технологии и др. Для экономического развития отдельных городов и регионов крайне важно участие творческих людей в привлечении инвестиций и превращение в «креативные города» [5, с. 163].

Точками роста креативной экономики в республике могут стать креативные кластеры. Направление и тематика креативного кластера может быть самой разной, ведь в республике успешно развиваются различные виды креативной деятельности: кинематограф, создание компьютерных игр, рекламная деятельность, телевидение и радио и др. Объединение участников рынка в один кластер по роду деятельности позволит скоординировать усилия и, на основе синергии между резидентами, добиться творческого и коммерческого успеха, ведь для бизнес-проекта самоокупаемость – одно из главных условий функционирования[1, с. 235].

Создание креативного кластера – необходимое условие для развития, служащее фундаментом для последующего построения креативной экономики, которая в нынешний постиндустриальный век становится все значимее и актуальнее. Успешные примеры реализации бизнес-проектов в креативных отраслях, говорят о перспективах развития креативного кластера в Республике: братья Ушницкие, успешные разработчики игр, вышедшие на мировой уровень; кинокомпания DETSAT, выпустившая в прокат более десятка коммерчески успешных фильмов; Лидия Будищева, известный дизайнер, получившая за свою деятельность грант Президента России, ООО Киэргэ, занимающие первые места в международных конкурсах дизайнеров ювелирных изделий.

Рассмотрим несколько реализованных проектов в креативных отраслях.

Развитие национального кинематографа.

В республике снимается около 30 кинокартин в год. Национальное кино пользуется любовью и, в настоящее время, остро стоит проблема проката на большом экране. Партнерство "Якутская республиканская киносеть" реализует программу по открытию в районных центрах кинотеатров и филиалов этих кинотеатров в маленьких наслегах. Например, открыт 3D кинотеатр в Вилюйске, в планах открыть его филиалы в Кызыл-Сыре, Хампа. При кинотеатрах работают кафе, другие сопутствующие инфраструктуры, создающие новые рабочие места.

Информационные технологии

Компания «Сулус-Геймс» была основана в 2006 году братьями Ушницкими. Компания разрабатывает казуальные игры, мобильные и социальные игры. В числе их продуктов такие игры как «Тайные Расследования», «Бургер Мания», «Ювелирмания» и другие. В 2008 году игра «Ювелирмания», попала в десятку самых продаваемых игр Big Fish Games.

ГАУ «Технопарк Якутии». Технопарк как объект инновационной инфраструктуры призван обеспечивать территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения инновационного развития отраслей экономики. При нем созданы условия для работы молодых изобретателей, организован доступ к патентной информации, работают малые инновационные предприятия, например в области биотехнологии и новых материалов, то есть создается целая экосистема для развития инновационной деятельности.

Развитие инфраструктуры, занятость и рабочие места для молодежи, возможность для реализации творческой инициативы, приток туристов, оформление городской среды и это далеко не все, что могут предложить нам творческие кластеры [7, с. 127].

Основными направлениями в развитии креативной экономики республики в ближайшее время намечены, создание парка «Земля Олонхо»-Олонхоленд, разработка концепций развития национальной киноиндустрии и музейного дела, программа развития народных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия).

Экономический рост приобретает черты социального процесса – формирование креативной среды, удовлетворяющей потребность человека в комфортной жизнедеятельности; преемственность, непрерывность и накопление человеческого капитала.

Необходимо создание специализированных структур, отвечающих за инновационную политику, создание благоприятной среды для становления и развития креативных индустрий.

Система образования, являющаяся одним из главных элементов общественной жизни и государственного устройства, обеспечивает перспективы развития региона, обеспечивая не только потребности рынка в квалифицированных кадрах, но и создавая среду, обеспечивающую спрос на продукты, имеющие нематериальную ценность, что является основным фактором эффективности труда креативной экономики.

Для эффективного взаимодействия между наукой, образованием, бизнесом, сферой муниципального управления в развитии креативной экономики, определяющие развитие региона и его привлекательность, необходимо:

1. Разработать программу развития креативных кластеров, обеспечивающее эффективное взаимодействие органов государственного/муниципального управления и креативных индустрий, с использованием инструментов программ поддержки малого и среднего предпринимательства.

2. Институциональное развитие креативных кластеров, предполагающее организацию специализированных центров развития, с функциями по стратегическому планированию развития кластера, эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера, разработки механизма коммерциализации проектов, содействия маркетингу продукции, привлечению инвестиций.

3. Обеспечение формирования условий для развития креативной среды, включающее повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными учреждениями, осуществление целевых инвестиций в развитие объектов креативной инфраструктуры, снижение административных барьеров.

4. Разработка креативных компетенций для образовательных программ подготовки специалистов инновационной экономики.

Реализация программы позволит решить задачи инновационного развития в отраслях экономики и социальной сферы, обеспечить активизацию существующего креативного потенциала, инновационное развитие города, повысит конкурентную привлекательность региона.

 

Список литературы:
1. Гамидуллаева, Л.А. Моделирование системы управления инновационным кластером / Л.А. Гамидуллаева // Креативная экономика. – 2015. – № 2(98). – С. 235. 
2. Зеленцова, Е. Творческие индустрии: теории и практики / Е. Зеленцова, Н. Гладких. – М.: Классика-XXI, 2010.
3. Лексин, В. Переосвоение российской Арктики: вопросы методологии и организации / В. Лексин, Б. Порфирьев // РЭЖ. – 2015. – № 2. – С. 9–20.
4. Лэндри, Ч. Креативный город / Ч. Лэндри. – М.: Классика-XXI, 2011. – 399 с.
5. Петрова Н.И., Федорова А.В. Креативная экономика и экономика северного региона//Современные тенденции в образовании и науке: сборник трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2013 г.: в 26 частях. Часть 18; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. 163 с. С. 96–98.
6. Рудович, А.А. Вклад творческих отраслей в динамичный рост экономики посредством создания инноваций – [Электронный ресурс] / А.А. Рудович, С.В. Мурашова // Сборник тезисов докладов конгресса молодых ученых. – Режим доступа:http://kmu.ifmo.ru/collections_article/3672/vkladtvorcheskih_otrasley_v_dinamichnyy_rost_ekonomiki_posredstvom_sozdaniya_innovaciy.htm, свободный. - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.04.2016).
7. Стародубровская, И. Креативный класс и креативный город: Российское преломление / И. Стародубская, Д. Лободанова // Экономическая политика. – 2013. – № 5, – С. 127–149.
8. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида / [пер. с англ.]. – М.: Классика-XXI, 2007. – С. 375.
9. Фурин, А.Г. Теоретические основы интеллектуального потенциала в условиях креативной экономики / А.Г. Фурин // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – № 2(6). – С. 60.
10. Хокинс, Дж. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги / Дж. Хокинс // – М.: Классика-XXI, 2011. – С.138.
11. Шейкин, Д.А. От теории кластеров – к теории кластерного развития регионов: эволюция и проблематика / Д.А. Шейкин // Креативная экономика. – 2016. – Т.10, №11. – С. 1263–1272.