Прогнозы развития экономики России в 2019-2021 гг.
Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством
XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Прогнозы развития экономики России в 2019-2021 гг.
Проблемы экономического роста всегда были и остаются до сих пор в поле зрения теории и практики экономической науки. Экономический рост является важной характеристикой любой страны. В нем в агрегированном виде отражаются многообразные процессы развития производительных сил, спрос и предложение на продукцию отраслей, научно-техническая составляющая эволюции народного хозяйства и многие другие экономические параметры.
Экономический рост представляет такое развитие национального хозяйства, при котором увеличиваются валовой национальный доход и реальный валовой внутренний продукт как источники удовлетворения потребностей общества. Под экономическим ростом обычно понимают не кратковременные взлеты реального объема общенационального производства, а долговременные тенденции увеличения и качественного совершенствования общенационального продукта и факторов его производства. [1, c. 185]
Валовой внутренний продукт (ВВП) — макроэкономический показатель, отражающий суммарную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за определенный период времени (год и квартал). [2, c. 219] По данным Росстата, рост ВВП в 2018 г. ускорился до 2,3% с 1,6% годом ранее, что превзошло как оценки Минэкономразвития России, осуществленные на основе оперативных данных, так и рыночный консенсус-прогноз. Объем ВВП России за 2018 г. составил в текущих ценах 103875,8 млрд. рублей.
Центр развития НИУ ВШЭ ожидает, что темпы роста ВВП не превысят 1,6–1,9% в ближайшие три года. Это значительно ниже, чем предполагает базовый прогноз Минэкономразвития. Рост российского ВВП замедлится до 1,3% в 2019 году и незначительно ускорится до 1,6% в 2020-м и до 1,9% в 2021 году. Негативный вклад в развитие экономики внесут снижение цен на нефть, замедление роста экспорта и повышение ставки НДС. Таков прогноз экономистов Центра развития НИУ ВШЭ. Согласно базовому прогнозу Минэкономразвития, экономика будет расти на 2% в 2020 году, а начиная с 2021 года темпы роста ВВП достигнут 3%.
Как отмечают авторы прогноза ВШЭ, основные риски для экономического роста придутся на 2019 год. По их оценке, рост ВВП замедлится с 1,8% в 2018-м до 1,3% в 2019 году. В числе основных негативных факторов — снижение цен на нефть, замедление роста экспорта, адаптация к санкциям, переход к постоянному бюджетному правилу и увеличение налогового бремени. Повышение ставки НДС до 20% принесет федеральному бюджету около 0,6% ВВП в год. Дополнительные доходы пойдут на финансирование национальных проектов. Создание в 2019 году Фонда развития, который будет привлекать деньги преимущественно на внутреннем рынке и финансировать инфраструктурные проекты, позволит увеличить расходы в среднем на 0,5% ВВП. В целом расходы федерального бюджета вырастут на 1,1% ВВП.
По прогнозу ВШЭ, нефть Urals подешевеет с $71 за баррель в 2018-м до $63 к 2021 году. Предпосылки для стагнации экспорта нефти создаст продолжение действия соглашения России с ОПЕК и другими странами-экспортерами наравне с истощением нефтяной сырьевой базы.
В таблице 1 представлены сценарии развития экономики России на 2019-2021 годы.
Таблица 1
Сценарии роста ВВП России на 2019-2021 годы, %
|
2019 |
2020 |
2021 |
||||||
Прогноз ВШЭ |
Базовый прогноз МЭР |
Консервативный прогноз МЭР |
Прогноз ВШЭ |
Базовый прогноз МЭР |
Консервативный прогноз МЭР |
Прогноз ВШЭ |
Базовый прогноз МЭР |
Консервативный прогноз МЭР |
|
Рост ВВП, % |
1,3 |
1,3 |
1,0 |
1,6 |
2,0 |
1,9 |
1,9 |
3,1 |
2,5 |
Экспорт нетопливных товаров и услуг из России рос вслед за темпами мировой экономики. Однако глобальный экономический рост замедлится: с 3,7% в 2017–2018 годах до 3,5% в 2021 году. «Общее замедление роста экспорта нетопливных товаров и услуг до 2,5–3,5% окажет негативное влияние на российскую экономику в 2019–2021 годах», — отмечают экономисты ВШЭ.
Более благоприятный сценарий, по мнению авторов прогноза, невозможен без роста цен на нефть, ускорения экспорта и радикального снижения административного и уголовного преследования бизнесменов, которое мешает предпринимательской активности. Вклад повышения пенсионного возраста в экономический рост будет незначительным — менее 0,1 п.п. в 2019–2020 годах и не больше 0,2 п.п. в 2021-м, считают экономисты ВШЭ. Прогноз ВШЭ основан на условиях положительного эффекта реформ и сохранения санкций без их существенного ужесточения. [3] Эксперты РАНХиГС и Института Гайдара считают, что замедление экономического роста будет носить временный характер. В результате реализации предложенного правительством РФ пакета структурных реформ (включающего национальные проекты в рамках основных направлений социально-экономического развития России, меры по повышению инвестиционной активности и пенсионную реформу) темпы роста ВВП в дальнейшем должны выйти на более высокую траекторию, что обеспечит условия, необходимые для решения основных задач, поставленных в майском указе. Так, к 2020 г. ВВП России должен вырасти на 2% к предыдущему году, а начиная с 2021 г. он будет расти темпами выше уровня в 3%, достигнув 3,3% к 2024 г. [4]
Таким образом, эксперты считают, что 2019 год не станет прорывным для экономики. Рост ВВП по мнению разных специалистов ожидается в диапазоне от 1,1 до 2,2%, причем для достижения верхней границы должно сойтись слишком много благоприятных факторов.
Говоря о развитии российской экономики на современном этапе, крайне важно отметить влияние санкций на данный процесс. Санкции стран Запада в 2014-2018 гг. охватили пятую часть ВВП России. Американские санкции затронули более четырехсот российских банков и компаний. Большинство из них являются дочерними отделениями крупных структур. Специалисты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) подсчитали, что ограничения охватили 54% активов банковского сектора, 95% выручки нефтегазовых компаний и практически все предприятия ВПК. Кроме США против тех же компаний ввели санкции страны ЕС, Канада и Австралия.
Оценки влияния этих санкций на экономику страны разнятся: некоторые считают, что санкции Запада благотворно сказались на отечественной экономике, сельском хозяйстве прежде всего. Другие признают, что западные санкции мешают экономическому развитию страны, и тем отчасти оправдываются перед населением за затянувшуюся экономическую стагнацию.
Согласно оценкам Министерства экономического развития, по состоянию на конец 2018 года в отношении России было применено 159 ограничительных мер 62 странами. Общую сумму ущерба, нанесенного российской экономике, в ведомстве оценили в 6,3 млрд долларов.
По мнению многих экспертов сейчас санкции отнимают 0,5 п.п. от роста российского ВВП ежегодно. Примерно такую же оценку дает Центробанк, а по расчетам МВФ, потери составляют порядка 1-1,5 п.п. ВВП. Цифра в размере 0,5 п.п. невелика, но неопределенность по поводу дальнейшей эволюции санкционного режима пока не позволяет предположить, что эта цифра не будет расти в будущем.
При этом специалисты считают, что в среднесрочном периоде санкции нельзя считать сдерживающим фактором для роста российской экономики. Некоторые эксперты полагают, что воздействие санкций на темпы роста, как на уровне отдельных компаний, так и на уровне всей экономики страны может проявиться с большей силой в долгосрочном периоде. Основным негативным последствием западных ограничений для экономического роста в РФ в долгосрочной перспективе исследователи считают закрытие совместных технологических проектов, уменьшение объема экспорта алюминия, сокращение добычи углеводородов. Положительным результатом антироссийских санкций можно считать расширение экономических связей России с Китаем. Санкции способствовали переориентации экономики с производства сырьевых товаров на выпуск продукции с высоким уровнем добавленной стоимости. Они также стали импульсом для замещения импортируемых товаров товарами, произведенными отечественными предприятиями. Санкции сказались на экономической политике России. Это проявилось в ужесточении бюджетной политики, развитии независимой инфраструктуры финансового рынка и связи, введении торговых барьеров.
Президент РФ подтверждает, что санкционное давление мешает российской экономике, но не критично и в определенной мере подталкивает к активному развитию собственных технологий. В 2018 году в импортозамещение было вложено шестьсот миллиардов, которые эффективно работают. Государство продолжит поддерживать процессы импортозамещения и будет наращивать усилия в данном направлении.