Статья:

Система государственной финансовой поддержки экспорта: опыт Швеции

Конференция: XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Мировая экономика

Выходные данные
Друганов Р.С. Система государственной финансовой поддержки экспорта: опыт Швеции // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(11). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 60-68.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Система государственной финансовой поддержки экспорта: опыт Швеции

Друганов Роман Сергеевич
канд. экон. наук, консультант экономического отдела Торгового представительства Российской Федерации в Швеции, г. Стокгольм

 

The system of state financial support for exports: Swedish experience

 

Roman Druganov

candidate of economic sciences, consultant of the Economic Department of the Trade Representation of the Russian Federation in Sweden, Stockholm

 

Аннотация. В статье проанализирована действующая в Швеции система государственной финансовой поддержки экспорта в форме экспортного кредитования и страхования экспортных кредитов. Рассмотрены особенности деятельности шведских экспортных агентств и их взаимоотношения с государством.

Abstract. The article analyzes the Swedish system of state financial support for exports in two forms: lending of export and export credit insurance. Features of the activities of Swedish export agencies and their relationship with the state are examined.

 

Ключевые слова: государственная поддержка экспорта; экспортные агентства; экспортное кредитование; страхование экспортных кредитов.

Keywords: the state support for exports; export agencies; lending of export; export credit insurance.

 

Швеция обладает открытой и экспортозависимой экономикой. Доля экспорта составляет около 45% шведского ВВП. Ограниченные возможности внутреннего спроса не способны обеспечивать эффективное развитие экономики. В этой связи отрасли экспортной индустрии в последние годы становятся основным двигателем развития шведской экономики.

Большая зависимость экономики Швеции от экспорта во многом обусловливает особое внимание, которое уделяется Правительством Швеции государственной поддержке экспорта. Это позволяет не только повысить конкурентоспособность шведских экспортеров на мировом рынке, но и решать проблему занятости и устойчивого роста экономики Швеции.

Система государственной поддержки экспорта в Швеции складывалась в течение многих десятилетий. В настоящее время она является важнейшим фактором экономического развития. В этой связи исследование системы государственной поддержки экспорта в Швеции имеет практическое значение с позиции использования международного опыта.

В мировой практике применяются различные системы государственной поддержки экспорта. Несмотря на их многообразие и индивидуальность, анализ систем государственной поддержки экспорта показывает, что в их основе лежат три взаимосвязанные функции: (1) экспортное кредитование, (2) страхование экспортных рисков, (3) продвижение экспортного продукта до конечных покупателей.

Указанные функции выполняют специализированные, уполномоченные государством организации – экспортные агентства, обладающие соответствующим правовым статусом, полномочиями и государственной поддержкой. Выделяют три типа экспортных агентств: кредитные экспортные агентства, экспортно-страховые агентства, агентства по продвижению экспорта. Поскольку их деятельность осуществляется при поддержке государства и направлена на решение национальных задач, их часто называют национальными экспортными агентствами.

По доле участия государства в капитале экспортных агентств они могут иметь форму государственных, смешанных или частных организаций. При этом частная форма экспортных агентств встречается редко. Среди них наиболее известными являются французское экспортное агентство COFACE, немецкое Euler Hermes, голландское Atradius. При этом, несмотря на то, что по форме собственности они являются частными организациями, их деятельность строится на государственной поддержке за счет использования бюджетных средств и осуществляется под контролем государства.

Классический вариант формирования национальной системы государственной поддержки экспорта предполагает, когда трем функциям государственной поддержки экспорта соответствует три типа специализированных национальных экспортных агентств.

В ряде стран функции экспортного кредитования и страхования совмещаются в одном агентстве. Так работают US Eximbank (США), Export Development Canada, EDC (Канада), Export Finance and Insurance Corporation, EFIC (Австралия). В отдельных странах экспортные агентства выполняют только функцию страхования экспортных кредитов, кредитованием экспорта занимаются коммерческие банки. Такая система поддержки сложилась в Великобритании (Export Credits Guarantee Department, ECGD), во Франции (Compagnie française d'assurance pour le commerce extérieur, COFACE), Нидерландах (Atradius), Австрии (Kontrollbank AG, OeKB), Италии (SACE).

В Швеции применяется классический вариант построения системы государственной поддержки экспорта – на основе трех специализированных экспортных агентств. Такая модель используется во многих странах, таких как Норвегия, Германия, Чехия, Венгрия, Китай.

Шведская национальная система государственной поддержки экспорта включает следующие специализированные экспортные агентства:

1) Шведская экспортная кредитная корпорация (шв. AB Svensk Exportkredit (SEK); англ. Swedish Export Credit Corporation);

2) Государственный комитет по обеспечению экспортных кредитов (шв. Exportkreditnämnden (EKN); англ. Swedish Export Credit Guarantee Board);

3) Бизнес-Швеция (Business Sweden).

Рассмотрим организацию и особенности деятельности указанных шведских экспортных агентств и их взаимоотношения с государством.

Шведская экспортная кредитная корпорация (SEK) является государственным агентством, осуществляющим функцию экспортного кредитования. Первоначально SEK была учреждена шведским государством и коммерческими банками в 1962 г. с целью предоставления шведской промышленности более широкого доступа к долгосрочному финансированию экспорта и повышения конкурентоспособности на международных рынках. С 30 сентября 2003 г. SEK полностью принадлежит шведскому государству. Государство владеет 100% уставного капитала SEK, а правительство назначает членов Совета директоров.

В период с 1962 г. по 1978 г. SEK предоставляла экспортные кредиты только на коммерческих условиях. В апреле 1978 г., после того, когда вступила в силу под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития «Договоренность о руководящих принципах для официально поддерживаемых экспортных кредитов» (далее – ДОЭК ОЭСР)[1], Правительство Швеции поручило SEK администрировать систему экспортного кредитования с официальной государственной поддержкой.

В этой связи с 1978 г. финансовая деятельность SEK осуществляется в рамках двух систем: (1) системы экспортного кредитования на коммерческих условиях с рыночным курсом процентной ставки (the Market Rate System – «М-system»), которая является продолжением прежней деятельности, и (2) системы экспортного кредитования с официальной государственной поддержкой (the State Support System – «S-system»), соответствующей нормам ДОЭК ОЭСР.

При этом «S-system» включает в себя: (1) программу официальной поддержки экспортных кредитов, основанную на применении минимальных  фиксированных процентных ставок (CIRR Loans Program) и (2) программу предоставления «связанной помощи» (tied aid) слаборазвитым странам в форме льготных кредитов (Concessionary Loans Program).

SEK является единственным финансовым учреждением, уполномоченным шведским государством предоставлять экспортные кредиты по минимальным фиксированным процентным ставкам (CIRR). Осуществляя государственную финансовую поддержку, SEK помогает шведским компаниям-экспортерам конкурировать на мировом рынке с компаниями-экспортерами из других стран-членов ОЭСР, которые имеют возможность получать аналогичную поддержку от своих национальных экспортных кредитных агентств.

Следует отметить, что по программам «S-систем» SEK предоставляет кредиты только для средне- и долгосрочного финансирования экспорта капитальных товаров. При этом кредиты, выданные по программам «S-систем», должны быть застрахованы EKN либо иными (зарубежными) экспортно-страховыми агентствами. Получателями официальной поддержки экспорта в соответствии правилами ДОЭК ОЭСР являются покупатели товаров.

Государственная финансовая поддержка экспортного кредитования, которую оказывает SEK, возможна только при соблюдении определенных условий, установленных нормами ДОЭК ОЭСР. Такими условиями являются: минимум 15% от цены экспортного контракта на поставку товаров должно быть оплачено в виде авансового платежа непосредственно покупателем экспортеру не позднее даты начала действия кредита; минимальный срок возврата кредита – 2 года; максимальные сроки погашения кредита – 5 лет для стан I категории (к которым относятся страны с высоким уровнем доходов) с возможностью продления срока с соблюдением установленной процедуры до 8,5 лет и 10 лет для стран II категории; процентная ставка по кредиту устанавливается фиксированной в течение всего срока финансирования; сумма экспортного кредита выплачивается равными взносами не реже одного раза в шесть месяцев; кредит должен быть застрахован от случаев невозврата [1].

Для финансирования проектов в отдельных секторах промышленности официальная финансовая поддержка экспортных кредитов регулируется «секторальными соглашениями», являющихся составной частью ДОЭК ОЭСР и устанавливающими особые условия экспортного кредитования. Это относится к поддержке экспортного кредитования проектов, связанных с атомными электростанциями, проектов в сфере гражданской авиации, проектов в сфере возобновляемых источников энергии, борьбы с изменением климата и адаптации к новым климатическим условиям, а также проектов в сфере водоснабжения.

Шведский экспорт имеет сильную привязку к рынкам стран Евросоюза (на долю ЕС приходится около 60% шведского экспорта), где импортеры обычно не требуют экспортного кредитования. Вместе с тем существует большой потенциал роста шведского экспорта в развивающихся странах, где потребность в продуктах SEK существенно выше. Это означает, что основным, перспективным направлением развития деятельности SEK является освоение новых экспортных рынков в развивающихся странах.

В целях обеспечения своей деятельности SEK привлекает заемные средства как на внутреннем, так и международных рынках капитала путем выпуска облигаций. Полная принадлежность правительству Швеции помогает SEK обеспечить свою привлекательность для инвесторов, поддерживая высокий кредитный рейтинг.

Для финансирования официально поддерживаемых экспортных кредитов открыта кредитная линия со Шведским управлением по обслуживанию государственного долга (шв. Riksgäldskontoret; англ. Swedish National Debt Office), которая дает SEK право привлекать финансирование на срок до 10 лет. Иные заемные средства для финансирования кредитов с государственной поддержкой не используются.

В 2016 г. общий объем выданных SEK экспортных кредитов составил 208,7 млрд шв. крон. При этом доля кредитования покупателей шведских товаров с официальной государственной поддержкой, основанной на применении ставок CIRR, составила 24,3% общего объема экспортного кредитования [4].

CIRR-кредитование по существу означает выполнение SEK поручения шведского государства по поддержке национального экспорта на основе норм ДОЭК ОЭСР. В этой части своей деятельности SEK выступает в качестве государственного института поддержки экспорта, в остальной части – в качестве коммерческого банка.

В рамках CIRR-кредитования SEK предоставляет кредиты для средне- и долгосрочного финансирования экспорта только капитальных товаров и связанных с ними услуг. Понятие «капитальные товары» определено Классификацией по широким экономическим категориям, разработанной Статистической комиссией ООН на основе перегруппировки и укрупнения основных позиций Международной стандартной торговой классификации. Согласно данной классификации все товары делятся на три основных класса: средства производства, промежуточные товары и потребительские товары. При этом к категории капитальных товаров относятся средства производства, а именно: код 41 «Капитальное оборудование (кроме транспортного оборудования)» и код 521 «Промышленное транспортное оборудование» [2].

Доля кредитования экспорта капитальных товаров с господдержкой в 2016 году составляла около одной трети от общего объема кредитования экспорта капитальных товаров. Остальной объем кредитования экспорта капитальных товаров осуществлялся без господдержки – с использованием коммерческих ставок кредитования. Это означает, что в сфере экспортного кредитования капитальных товаров на 1/3 деятельность SEK связана с выполнением данной функции в качестве государственного института поддержки экспорта, вместе с тем на 2/3 SEK работает в режиме коммерческого банка, оказывая услуги по кредитованию экспорта капитальных товаров на коммерческих условиях.

Следует отметить, что SEK, действуя в качестве агента правительства Швеции, управляет программами «S-system». За выполнение этой функции SEK получает от правительства вознаграждение. Его размер составляет 0,25% от суммы выданных кредитов по программам «S-system». Получаемое SEK вознаграждение за управление программами «S-system» идет на возмещение оперативных затрат и убытков, связанных с их реализацией.

Государственный комитет по обеспечению экспортных кредитов (EKN) был создан в 1933 г. для содействия шведскому экспорту путем предоставления государственных гарантий по экспортным кредитам. EKN осуществляет функцию страхования шведских компаний от экспортных рисков, покрывая политические и коммерческие риски в связи с экспортными операциями за рубежом.

Риксдаг (шв. Riksdag – парламент Швеции) ежегодно устанавливает предельные объемы государственных гарантий по экспортным кредитам, а Правительство Швеции дает разрешение EKN на их предоставление в пределах установленных объемов. Установление предельных объемов госгарантий по экспортным кредитам означает, что государство ограничивает максимальный объем своей ответственности в случае наступления страховых случаев.

Так, на 2016 г. предельно допустимый объем госгарантий был установлен в размере 450 млрд шв. крон. При этом экспортные кредитные гарантии, предоставленные EKN, в этом году составили 238,5 млрд шв. крон, а уровень использования предельно допустимого объема экспортных кредитных гарантий составил 53,0% [3].

SEK и EKN в своей деятельности тесно взаимосвязаны между собой. SEK и EKN имеют объективно совпадающую конечную цель – финансовая поддержка шведского экспорта в целях его развития. При этом SEK предоставляет экспортные кредиты, в то время как EKN страхует кредитные риски.

Важно отметить, что в случае предоставления SEK экспортного кредита с официальной государственной поддержкой (на основе CIRR-кредитования), кредит должен быть застрахован. При этом норма премии за кредитный риск, взимаемая EKN, формируется на основе минимальной нормы премии (Minimum Premium Rate - MPR) за кредитный риск, устанавливаемой по методике ОЭСР с учетом ряда факторов, в том числе таких как: страновой риск (риск страны покупателя), отражающий способность страны обслуживать внешние долги; кредитный риск, характеризующий уровень платежеспособности покупателя; горизонт риска (период страхования), отражающий продолжительность действия кредитного риска [1].

В 2016 г. общий объем экспорта шведских товаров составил 1195,0 млрд. шв. крон [5], при этом уровень страхового покрытия EKN шведского экспорта товаров составил 21,7% [3].

Экспортное агентство Бизнес-Швеция (Business Sweden) было основано 1 января 2013 г., в результате слияния Шведского торгового совета (шв. Exportrådet; англ. Swedish Trade Council) и Invest Sweden. Целью Бизнес-Швеция является оказание практической экспертно-консалтинговой помощи шведским компаниям в реализации своего экспортного потенциала, а также в привлечении прямых иностранных инвестиций в Швецию.

Экспортное агентство Бизнес-Швеция находится в совместной собственности Правительства Швеции и частного бизнеса. Совет директоров Бизнес-Швеция формируется из представителей шведского правительства – Министерства иностранных дел, и представителей частного бизнеса – Ассоциации внешней торговли Швеции. При этом председателем Совета директоров является представитель Министерства иностранных дел Швеции.

Экспортное агентство Бизнес-Швеция имеет свои офисы в 50-ти наиболее перспективных странах. Бизнес-Швеция тесно сотрудничает со шведскими посольствами за рубежом, консульствами и торговыми палатами. Это позволяет обеспечить международные деловые возможности для оказания помощи шведским компаниям-экспортерам.

Экспортное агентство Бизнес-Швеция оказывает помощь шведским компаниям в установлении контактов и реализации бизнес-проектов с зарубежными партерами, оказывает содействие в консультировании по вопросам законодательства зарубежных стран. В России представительство Бизнес-Швеции находится с 1994 г. с офисом в городе Москве.

Опыт работы шведской национальной системы государственной финансовой поддержки экспорта заслуживает детального изучения в целях использования при формировании государственной системы поддержки экспортной деятельности российских компаний. При этом важно отметить его характерные черты и особенности:

1. Государственная финансовая поддержка экспорта в Швеции осуществляется на основе совместной деятельности специализированных экспортных агентств: SEK, выполняющей функцию экспортного кредитования и EKN, выполняющего функцию страхования экспортных кредитных рисков.

2. Деятельность SEK по реализации программ с официальной государственной поддержкой осуществляется в соответствии с нормами ДОЭК ОЭСР, имеет прозрачный характер и ее можно отделить от коммерческой составляющей.

3. Объектами экспортного кредитования с официальной государственной поддержкой являются исключительно капитальные товары, к которым относятся производственно-технические товары со сроком службы не менее двух лет, исключая промежуточные и потребительские товары.

4. В целях стимулирования деятельности SEK на практике применяется механизм вознаграждения государством SEK за деятельность по управлению программами с официальной государственной поддержкой экспорта.

5. В целях ресурсного обеспечения деятельности SEK в части экспортного кредитования с официальной государственной поддержкой SEK по решению Парламента Швеции имеет кредитную линию Шведского управления по обслуживанию государственного долга.

6. Деятельность EKN сфере предоставления государственных гарантий по экспортным кредитам (предоставляемых SEK по программам с официальной государственной поддержкой) осуществляется в соответствии с нормами ДОЭК ОЭСР, имеет прозрачный характер и ее можно отделить от коммерческой составляющей.

7. Государство регулирует предельные объемы предоставления EKN государственных гарантий по экспортным кредитам. При этом на практике предельные объемы не ограничивают деятельность EKN в предоставлении государственных гарантий – они устанавливаются на уровне, достаточном для удовлетворения фактической потребности в их использовании.

 

Список литературы:
1. Arrangement on Officially Supported Export Credits. 1st October 2017. [TAD / PG (2017) 8]. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?doclanguage=en&cote=tad/pg(2017)8 (Дата обращения 15.11.2017).
2. Classification by Broad Economic Categories. Rev. 3. United Nations, New York, 2002. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://unstats.un.org/unsd/methods.htm. (Дата обращения 15.11.2017).
3. EKN Årsredovisning 2016. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.ekn.se/ (Дата обращения 15.11.2017).
4. SEK Årsredovisning 2016. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.sek.se/ (Дата обращения 15.11.2017).
5. UN Comtrade Database. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://comtrade.un.org/data/ (Дата обращения 15.11.2017).


[1] Первоначально Договоренность о руководящих принципах для официально поддерживаемых экспортных кредитов называлось «Консенсусом» (англ. «Consensus»). В настоящее ДОЭК ОЭСР действует в редакции от 1 октября 2017 г.