Статья:

ФРАНЧАЙЗИНГ, КАК СРЕДСТВО УСТРОЙСТВА БИЗНЕССА СПОРТИВНОГО ПИТАНИЯ

Конференция: LX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Маркетинг

Выходные данные
Корнаухов Д.А., Руденко Р.В. ФРАНЧАЙЗИНГ, КАК СРЕДСТВО УСТРОЙСТВА БИЗНЕССА СПОРТИВНОГО ПИТАНИЯ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(60). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФРАНЧАЙЗИНГ, КАК СРЕДСТВО УСТРОЙСТВА БИЗНЕССА СПОРТИВНОГО ПИТАНИЯ

Корнаухов Дмитрий Андреевич
доцент кафедры теории и управления физической подготовки, Военный институт физической культуры, РФ, г. Санкт-Петербург
Руденко Радион Владимирович
курсант, Военный институт физической культуры, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В данной статье был собран материал о франчайзинге, а именно о франчайзинге в сфере бизнеса спортивного питания. Дана его краткая характеристика относительно других сфер бизнеса. Был проведен контент-анализ компаний, предлагающих франшизы, в сфере спортивного питания. Указаны возможные трудности и недостатки открытия данного бизнеса.

 

Ключевые слова: маркетинг; франчайзинг; франшиза; спортивные организации; предпринимательство; физкультурно-спортивные услуги; спортивное питание.

 

ВВЕДЕНИЕ

Основными приоритетами социальной и экономической политики, определенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2021 года (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р) являются наряду с другими: возрождение массовой физической культуры и вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом, содействие развитию малого и среднего бизнеса, снижение высоких рисков ведения предпринимательской деятельности в России. Решение этих задач требует поиска новых форм организации бизнеса в сфере физкультурно-спортивных услуг. Одной из самых быстро развивающихся направлений спортивного бизнеса является рынок спортивного питания, который также предлагает услуги франчайзинга.

Ориентация на здоровый образ жизни, обозначенная в программах развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, продолжает набирать обороты. Поклонников фитнеса и различных спортивных направлений становится с каждым днем все больше, создавая благодатную почву для развития бизнеса в этой сфере.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В современном мире деньги играют огромную роль в жизни каждого человека. И согласно принципу рационального поведения, люди стремятся заработать как можно больше денег, тратя при этом как можно меньше времени и других ресурсов. Одним из способов большого заработка является создание своего бизнеса, но не каждый предприниматель готов с нуля открывать свое производство, так-как это сопряжено с большими рисками неудачи. Согласно статистике 2 из 10 новых предприятий закрываются в первый же год работы (данные Bureau of Labor), а 9 из 10 стартапов терпят неудачу (данные Startup Genome). В случае, если предприниматель не готов рисковать и вносить что-то новое на уже существующий рынок, то он может использовать уже устоявшийся на рынке популярный бренд в бизнес-целях. Такой вид рыночных отношений называется франчайзинг. Франчайзинг является удобной формой предпринимательской деятельности. Он позволяет открыть своё дело под уже известным именем.

Также, стоит отметить, что в условиях нынешней реальности мы пользуемся товарами и услугами брендов, известных по всему миру и созданных за пределами нашей страны. Но дело не в работе почтовых отделений и перевозок; важно отметить, что несмотря на месторождение бренда, сам товар может производиться из любой точки планеты. Проанализируем данный формат организации, который является одновременно локальным и повсеместным.

Франшизой называют право вести бизнес под другим, ранее созданным, брендом. Суть такой сделки заключается в том, что, покупая франшизу, франчайзи, новоиспеченный владелец бизнеса, не создает его с нуля, а начинает работать по уже отработанной схеме опытного предпринимателя. В этом есть существенные плюсы, которые делают такую форму работы достаточно привлекательной и выгодной.

Организация, продающая франшизу, называется франчайзером. Обычно она имеет успешный опыт ведения бизнеса, хорошо зарекомендовала себя на рынке, заняла определенную нишу, известна широкой публике и пользуется спросом. Индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, приобретающее франшизу или, по сути, лицензию - а вместе с ней обязательства вести бизнес так, как предписано в договоре - франчайзи. Схема их взаимодействия представлена в схеме 1.

 

Рисунок 1. Организация бизнес-модели франчайзера и франчайзи

 

Например, начинающий предприниматель, может быть заинтересован в приобретении таких прав. Он знает, в какой отрасли хочет вести бизнес, у него есть стартовый капитал, но он боится открывать что-то новое, так как есть риск банкротства. Поэтому в этом случае покупка франшизы для него - идеальный вариант. Предприниматель выбирает подходящую ему франшизу в нужной сфере, подписывает договор, платит деньги и получает готовую бизнес- систему. Отработанная схема четко диктует свои правила. Это можно отнести как к плюсам, так и к минусам. Вопросы по организации, брендированию, рекламной компании даже не возникают: скорее всего в договоре будет прописано всё: от формы сотрудников до визиток. Для новичка это, конечно же, большой плюс. Но такая форма работы не оставляет никакого шанса творчеству, развитию личного бренда, внедрения новшеств. Любые изменения и нововведения придётся согласовывать. Для человека с высоким творческим потенциалом это может стать существенной проблемой. В целом, такая модель имеет успех во всем мире и регулярно набирает обороты. Россия находится в числе лидеров по темпам развития франчайзинга. Согласно направлениям развития Российской ассоциации франчайзинга, к 2025 году планируется увеличить количество франчайзинговых точек до 200 тысяч, что увеличит количество рабочих мест с существующих 500 тысяч до 2 миллионов в точках, открытых в данной форме международного сотрудничества. Наиболее популярными являются франшизы стоимостью до двух миллионов рублей.

Одна из наиболее перспективных направлений бизнеса является сфера «Здоровье». Теперь здоровый образ жизни — это не просто тренд. Люди начали понимать, что, не вкладывая деньги в себя, они не смогут построить успешную карьеру или развивать собственный бизнес. Поэтому сейчас востребованы фитнес-центры, школы красоты и здоровья, магазины спортивного питания и так далее. Проанализируем деятельность франшиз магазинов спортивного питания. Среди крупных игроков, имеющих франшизу стационарных точек, можно назвать сети SportFood, Do4a Market, Fit-Health.Мною был проведен контент-анализ компаний, предлагающих франшизы, в сфере спортивного питания. Наиболее часто упоминаемые франшизы спортивных услуг в сфере спортивного питания представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Франшизы спортивного питания

Компания

Число предприятий

Регионы развития

Инвестиции тыс. руб.

Паушальный взнос тыс. руб.

Роялти

Окупаемость мес.

VitaHit

Легкий старт

26

Альметьевск, Белгород, Воронеж, Железногорск, Москва, Обнинск, Тюмень, Южно-Сахалинск

От 450

100

Нет

5-6

Стандарт

От 750

100

Нет

7-9

Индивидуальн.

От 1050

нет

Нет

5-7

Do4a Market

21

Великий Новгород, Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Санкт-Петербург, Чита

2500

500

Нет (1 год),

15 тыс. руб. + 2% на маркетинг

12

Fit-Health

19

Архангельск, Нижний Тагил, Новосибирск, Санкт-Петербург

От 1000

нет

10%

От 12

Пик формы

9

Екатеринбург, Копейск, Челябинск

310-800

200

5-10 тыс. + 5 тыс. на маркетинг

 

Body-pit.ru

Легкий старт

5

Армавир, Краснодар

999

300

н/д

6

Стандарт

1457

300

н/д

6

Индивидуальн.

1966

300

н/д

6

 

С какими трудностями может столкнуться начинающий предприниматель? Разумеется, основной головной болью станет неверный выбор франчайзера. Тот может либо пустить партнера в «свободное плавание», либо поставить его в жесткие рамки по закупкам и планам продаж. Также никто не может гарантировать и стандартных проблем бизнеса, которые предостерегают каждого.

Узкая аудитория клиентов. Несмотря на то, что все больше людей по данным статистики занимается спортом, потребителей спортивного питания не так много. Аудитория делится на тех, кто хорошо разбирается в спортивном питании и точно знает, продукция каких производителей ему необходима, и на всех остальных. Обычно наиболее «продвинутые» потребители спортпита уже имеют свои излюбленные места покупок, либо заказывают питание через известные сайты, поэтому привлечь их к новой точке будет затруднительно. Для этого, как говориться, нужно заработать хорошую репутацию в определенных кругах: среди спортсменов, воспитанников спортивных клубов, секций, фитнес-центров и т.д. Поэтому без серьезной рекламной поддержки, взаимодействия с потенциальными клиентами (желательно самому «вариться в спортивной кухне») есть риск провалиться в самом начале из-за низкого потока клиентов и расходов на аренду, зарплату и налоги. Поэтому полагаться исключительно на руку помощи франчайзера будет не самым разумным вариантом.

Риск затоваривания точки. Одна из самых распространенных бед магазинов спортпита – неправильный подбор ассортимента. Совершая закупку большой партии товаров, предприниматель вдруг обнаруживает, что большая часть продукции по тем или иным причинам покупателей не находит. Мертвый товар занимает место на полках, а срок его годности постепенно истекает. Некоторые франчайзеры предлагают обмен неликвида, однако на каких условиях этот обмен происходит, какая требуется доплата и какие расходы может понести франчайзи, остается загадкой.

Несертифицированный товар. Спортивное питание в России – товар, который зачастую попадает в нашу страну нелегальным или полулегальным способом, не проходит санитарно-эпидемиологических проверок и не имеет сертификатов для продажи на территории России.

Сезонность. Стоит заранее подготовиться к такому фактору, как сезонность. У магазинов спортивного питания, как и у фитнес-клубов, есть свои «мертвые сезоны». Значительный спад продаж продукции происходит к лету, в период отпусков и массового отдыха. Необходимость досконально разбираться в продукции. Без хорошего знания продукции предпринимателю придется туго. Владение темой будет необходимо не только для формирования ассортимента (с ним может помочь франчайзер), но и непосредственно для ведения продаж. Продавец должен быть способен проконсультировать человека о любом товаре и помочь определиться с выбором, если тот совершает свою первую покупку. К сожалению, очень часто продавцы спортивного питания не имеют опыта тренировок и не знакомы со спортивным режимом приема пищи, да и выглядят в глазах потенциальных покупателей далеко не должным образом. Отсутствие мышц или лишний вес у продавца могут свести на нет все его рассказы о том, как сбросить килограммы или достигнуть отличной физической формы. Поэтому на работу в качестве консультантов чаще всего нанимаются люди с соответствующим образованием и познаниями в области спорта и медицины. В любом случае, решившись на такой бизнес, франчайзи нужно будет серьезно подойти к подбору персонала и как следует изучить популярных производителей, отзывы о продукции «из первых уст», а также регулярно отслеживать тенденции и появление на рынке новых видов добавок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы видим, что франчайзинг – это удобная модель сотрудничества для тех, у кого есть финансы на открытие дела, но нет необходимых знаний. Однако, следует учитывать то, что в таком аспекте предпринимательской деятельности не будет места творчеству и индивидуальному подходу.

 

Список литературы:
1. Абдалова, Е. Франчайзинг//Финансовая газета. Региональный выпуск. -2018.-No1.
2. Багдасарян, А.Ф. Принцип обязательного предпродажного раскрытия и предоставления во франчайзинговых отношениях//Законодательство. -2019. -No6.
3. Белов, В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части: учебник. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2019. С. 914-916 
4. Бондаренко, Д. П. Правовое регулирование договора коммерческой концессии в российском праве: автореф.  канд. юрид. наук/Бондаренко Диана Петровна. -М., 2018.