Статья:

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ДРАЙВЕР КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

Конференция: XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Чертов Д.В. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ДРАЙВЕР КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XCIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(94). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ДРАЙВЕР КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

Чертов Дмитрий Викторович
аспирант, ФГБОУ ВО Донецкая академия управления и государственной службы, РФ, г. Донецк

 

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A DRIVER OF COMPREHENSIVE MODERNIZATION OF THE REGION'S INFRASTRUCTURE

 

Dmitriy Chertov

Postgraduate student, Donetsk Academy of Management and Public Administration, Russia, Donetsk

 

Аннотация. В статье рассматривается роль государственно-частного партнерства в модернизации инфраструктуры регионов Российской Федерации. Отмечено, что инфраструктурные проекты, реализуемые в рамках ГЧП, обеспечивают эффективное функционирование и развитие экономики. В современных экономических условиях ГЧП является стратегически важным инструментом комплексной модернизации инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства регионов РФ. Определено, что данный механизм сотрудничества государства и бизнеса позволяет эффективно решать острые инфраструктурные проблемы, одновременно создавая условия для устойчивого развития территорий.

Abstract. The article examines the role of public-private partnership in the modernization of infrastructure in the regions of the Russian Federation. It was noted that the infrastructure projects implemented within the framework of PPP ensure the effective functioning and development of the economy. In modern economic conditions, PPP is a strategically important tool for the comprehensive modernization of infrastructure and housing and communal services in the regions of the Russian Federation. It is determined that this mechanism of cooperation between the state and business makes it possible to effectively solve acute infrastructure problems, while simultaneously creating conditions for the sustainable development of territories.

 

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; инфраструктура; жилищно-коммунальное хозяйство; регион; инвестиции; экономика.

Keywords: public-private partnership; infrastructure; housing and communal services; region; investments; economy.

 

Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) представляет собой долгосрочную форму сотрудничества между государством и бизнесом, направленную на создание, модернизацию или эксплуатацию объектов инфраструктуры и предоставление общественно значимых услуг. Эта модель взаимодействия объединяет ресурсы, компетенции и преимущества обоих секторов: государство обеспечивает нормативно-правовую базу, земельные ресурсы и гарантии, а частный бизнес привлекает инвестиции, передовые технологии и эффективные управленческие решения. Суть ГЧП заключается в распределении рисков, обязанностей и доходов между участниками партнерства в рамках специально разработанных контрактных соглашений. Ключевыми характеристиками ГЧП являются: добровольность и равноправие сторон; четкое распределение рисков (каждый участник берет на себя те риски, которыми может эффективно управлять); долгосрочный характер отношений; ориентация на достижение общественно значимых результатов; консолидация государственных и частных ресурсов [1].

ГЧП способно эффективно решать широкий спектр инфраструктурных проблем, особенно актуальных для российских регионов. Среди ключевых направлений, где применение ГЧП показывает наилучшие результаты, можно выделить следующие:

- решение проблемы изношенности коммунальной инфраструктуры путем реконструкции и модернизации тепловых и водопроводных сетей;

- преодоление дефицита транспортной инфраструктуры: строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального значения, создание транспортно-пересадочных узлов и логистических центров;

- решение проблемы в сфере обращения с отходами: строительство современных мусороперерабатывающих комплексов, организация системы раздельного сбора и утилизации твердых бытовых и коммунальных отходов, создание объектов по обработке и обезвреживанию опасных отходов;

- модернизация энергетического комплекса: обновление объектов распределительной энергетики, развитие возобновляемой энергетики (солнечные, ветровые электростанции), строительство энергоэффективных систем уличного освещения;

- преодоление дефицита социальной инфраструктуры: строительство и модернизация объектов здравоохранения, создание образовательных комплексов;

- модернизация жилищного комплекса: реконструкция аварийного жилого фонда, внедрение интеллектуальных систем «умный город» и систем учета коммунальных ресурсов.

Особенность ГЧП в том, что оно позволяет не просто построить объект, но и обеспечить его эффективную эксплуатацию в течение всего жизненного цикла. ГЧП выступает в качестве эффективного механизма модернизации инфраструктуры и сферы жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) региона, позволяющего объединить ресурсы, компетенции и интересы государства и бизнеса [2]. Этот механизм особенно актуален в условиях ограниченности бюджетных средств и высокой изношенности коммунальной инфраструктуры во многих российских регионах. Основное преимущество ГЧП заключается в привлечении частных инвестиций, что позволяет реализовывать масштабные инфраструктурные проекты без весомой нагрузки на региональный бюджет. В данном направлении ГЧП позволяет: привлекать значительные частные инвестиции в инфраструктурные проекты; использовать механизмы проектного финансирования с длительными (до 25-30 лет) сроками окупаемости; оптимизировать бюджетные расходы за счет перераспределения финансовой нагрузки во времени; привлекать международные финансовые институты и фонды развития.

При этом важно отметить, что современные модели ГЧП предусматривают различные схемы возврата инвестиций – от классических концессионных платежей до механизмов платы за доступность инфраструктуры. Это делает проекты привлекательными для широкого круга инвесторов, включая пенсионные фонды и страховые компании, ищущие долгосрочные стабильные активы.

Важным аспектом ГЧП является повышение эффективности управления инфраструктурными объектами. Частные компании, обладая современными управленческими технологиями и опытом, способны оптимизировать эксплуатационные процессы, снижать издержки и внедрять инновационные решения. Это особенно важно для сферы ЖКХ, где традиционно высок уровень потерь ресурсов и низка эффективность работы. При этом конкурсный отбор частных партнеров и четкие условия контрактов помогают минимизировать коррупционные риски и обеспечить прозрачность процессов.

Одним из ключевых преимуществ ГЧП является возможность внедрения современных технологий и инновационных решений. Частные инвесторы заинтересованы в использовании энергоэффективного оборудования, цифровых систем учета и управления, «умных» технологий, что позволяет значительно повысить качество предоставляемых услуг. Например, автоматизированные системы контроля за водоснабжением или «умное» уличное освещение не только снижают эксплуатационные расходы, но и делают услуги ЖКХ более комфортными для населения. Кроме того, частные компании часто привносят экологически чистые технологии, такие как переработка отходов или использование возобновляемых источников энергии, что соответствует современным трендам устойчивого развития.

В отношении повышения качества предоставляемых населению услуг важно отметить, что ГЧП-модели кардинально меняют подход к качеству услуг через: внедрение международных стандартов обслуживания (ISO, LEED, BREEAM); четкие показатели KPI и SLA в контрактах; системы мониторинга качества в режиме реального времени; механизмы обратной связи с потребителями; гарантированные уровни сервиса с финансовыми санкциями за несоответствие стандартам. Качество услуг для населения при использовании моделей ГЧП существенно повышается, так как частные операторы работают в условиях четких контрактных обязательств и штрафных санкций за невыполнение установленных стандартов. Это мотивирует их своевременно проводить ремонтные работы, снижать аварийность и повышать надежность систем ЖКХ. Например, реконструкция тепловых сетей в рамках ГЧП может привести к значительному уменьшению количества аварий и перебоев в отопительный сезон, что напрямую скажется на комфорте жителей [3]. ГЧП также позволяет оптимально распределять риски между государством и частным партнером. Финансовые риски, связанные со строительством и эксплуатацией объектов, частично берут на себя инвесторы, в то время как государство обеспечивает нормативно-правовую поддержку и регулирование тарифов. Технические и эксплуатационные риски, такие как несвоевременное выполнение работ или низкое качество услуг, также ложатся на частного оператора, что создает дополнительные гарантии для региона и населения.

Существуют различные модели ГЧП, которые могут быть адаптированы под конкретные инфраструктурные и коммунальные проекты. Концессионные соглашения позволяют частному партнеру строить и эксплуатировать объект, получая доход от его использования, как в случае с платными парковками или мусороперерабатывающими заводами. Модель жизненного цикла «DBFMO» предполагает, что инвестор отвечает за все этапы – от проектирования до эксплуатации и обслуживания объекта. Аренда с инвестиционными обязательствами дает возможность бизнесу модернизировать существующую инфраструктуру, такую как котельные или очистные сооружения, с последующим управлением ими. Для успешной реализации проектов ГЧП в инфраструктуре и ЖКХ региона необходимо создать четкую нормативно-правовую базу, обеспечить прозрачность конкурсных процедур и найти баланс между интересами бизнеса и населения. Чтобы использовать имеющийся потенциал максимально эффективно, важно продолжать совершенствование законодательства, развивать финансовые инструменты поддержки ГЧП и формировать пул профессиональных участников рынка. При правильном подходе ГЧП может обеспечить качественный скачок в развитии инфраструктуры российских регионов, значительно повысив качество жизни населения и инвестиционную привлекательность территорий.

Таким образом, ГЧП представляет собой не просто альтернативный источник финансирования, а комплексную модель модернизации инфраструктуры, сочетающую финансовую устойчивость, технологическое развитие и повышение качества услуг. Реализация этого потенциала требует скоординированных усилий государства, бизнеса и общества, что в результате обеспечит ощутимые экономические и социальные «дивиденды» для развития как определенного региона, так и государства в целом.

 

Список литературы:
1. Шелкунова, Т. Г. Роль государственно-частного партнерства в инфраструктуре России / Т. Г. Шелкунова, А. В. Двадненко. – Текст : электронный // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – №3-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-infrastrukture-rossii (дата обращения: 10.05.2025). – С. 244-247.
2. Ботарева, Е. А. Государственно-частное партнерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства / Е. А. Ботарева. – Текст : электронный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №6-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstve-v-sfere-zhilischno-kommunalnogo-hozyaystva (дата обращения: 13.05.2025). – С. 159-162.
3. Королев, С. О. Повышение качества предоставления коммунальных услуг населению за счет реализации инфраструктурных проектов ЖКХ в рамках ГЧП / С. О. Королев. – Текст : электронный // Известия СПбГЭУ. – 2025. – №1 (151). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kachestva-predostavleniya-kommunalnyh-uslug-naseleniyu-za-schet-realizatsii-infrastrukturnyh-proektov-zhkh-v-ramkah-gchp (дата обращения: 15.05.2025). – С. 142-147.