Статья:

Понятие и сущность ключевых показателей эффективности

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономическая теория

Выходные данные
Кошелева Т.П., Осипова Е.С. Понятие и сущность ключевых показателей эффективности // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 171-175.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятие и сущность ключевых показателей эффективности

Кошелева Татьяна Павловна
магистрант, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления, РФ, г. Хабаровск
Осипова Елена Степановна
д-р. экон. наук, профессор, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Дальневосточный институт управления, РФ, г. Хабаровск

 

Аннотация. В современных системах управления широко нашли применение ключевые показатели эффективности. Но в настоящее время отсутствует их однозначное определение. В статье автор даст свое определение, согласно изученной литературе.

 

Ключевые слова: ключевые показатели эффективности, компания, цели, задачи.

 

В течение последнего десятилетия по мере развития рыночной экономики в менеджменте отечественных предприятий все больше внимания уделяется стратегическому управлению. Соответственно возрастает роль стратегической составляющей в управлении. При этом возникает проблема выбора наиболее существенных показателей, которые действительно могут служить индикаторами как сегодняшнего, так и, в первую очередь, будущего успеха компании, «метрикой эффективности» по терминологии российского экономиста Д. Бугрова [1]. Для таких показателей в англоязычной литературе применяется понятие Key Performance Indicators (KPI), которое чаще всего в отечественной литературе переводится как «ключевые показатели эффективности». Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators, KPI) – показатели функционирования компании, которые содействуют компании в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. С помощью KPI можно планировать, а также контролировать эффективность и результативность деятельности компании на различных уровнях управления. Понятием KPI широко пользуются отечественные экономисты такие как С. Аштанова, М. Багирова, Н. Береза, И. Воробьев, А. Гаврилюк, Т. Лобанова, В. Петрова, А. Примерова, К. Редченко, Е. Савушкин, Д. Ткалич и др. Западная наука менеджмента имеет большую историю создания и использования показателей эффективности в управленческих концепциях. В таблице 1 приведены основные этапы развития системы ключевых показателей эффективности.

Таблица 1.

Этапы развития системы ключевых показателей эффективности

Этапы

Название этапа

Содержание этапа

1932 г.

Tableau de board, таблица французского ученого Ж.Л. Мало

Механизм управления, применяемый с целью «подбора, документирования и интерпрета­ции» объединенных причинно-следственными взаимосвязями экономических и неэкономи­ческих характеристик. Тableaudebord считается «единой моделью функционирования бизнеса как концепции».

1954 г.

Management by Objectives, управление по целям Питера Друкера

Анализ индивидуальных достижений любого работника, результатов проделанной работы за конкретный промежуток времени.

1970 г.

Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM)

Общеорганизационный метод постоянного увеличения свойства абсолютно всех органи­зационных действий. Компания должна работать не только над качеством продукта, но и над качеством организации деятель­ности в компании, включая работу персонала.

1980 г.

Методика Performance management (PM)

Способ управления результативностью. Метод ориентирован на оценку результата и на то, какими методами он был достигнут, то есть на оценку индивидуальных качеств работника.

1992 г.

Balanced Score Card, система сбалансированных показателей Нортона и Каплана;

Теория переноса и декомпозиции страте­гических целей с целью планирования опера­ционной работы и контроля их достижения. ССП – это система связи стратегических замыслов и решений с ежедневными вопросами, метод направления деятельность целой фирмы (либо группы) на их результат.

Модель стратегических карт

Л. Мейселя

Модель выделяет 4 основных аспекта, согласно которым ведется анализ бизнеса. Выделение отдельного аспекта трудовых ресурсов Л. Мейсель доказывает тем, что менеджеры должны уделять главное внимание и уметь оценивать эффективность работы как организации в целом, так и ее работников.

1993 г.

Система Effective Progress and Performance Measurement – оценка эффективности деятельности роста К. Робертса и П. Адамса

4 направления оценки эффективности работы фирмы: во внешней среде; во внутренней среде; сверху вниз в организационной иерархии; снизу вверх в организационной иерархии. Деятельность должна быть ориентирована на реализацию стратегии и на выработку корпоративной культуры, в рамках которой непрерывное движение вперед становится простым стилем существования.

2003 г.

Total Performance Scorecard, универсаль­ная система показателей Рамперсада Хьюберта

Результат наибольшей степени ответственности и лояльности работников, а также вознаграж­дение личного обучения, массового обучения и формирования креативности.

 

Анализ литературных источников показал, что на теоретическом уровне очень мало исследований в сфере развития системы KPI. Этот метод пришел в Россию из Европы и Америки и носит в большей степени прикладной характер. Если в России система ключевых показателей деятельности используется не больше 10 лет, то зарубежные специалисты вводят эту систему в компании уже несколько десятков лет. KPI являются, по сути, измерителями достижимости целей, а также характе­ристиками эффективности деятельности предприятия и работы каждого отдельного сотрудника. Поэтому cбалансированная система показателей является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления. KPI и мотивация персонала позволяют реализовать стратегию компании, описанную и формализованную с помощью cбалансированной системы показателей.

Именно эта система стала самой популярной у нас в стране и благодаря ей в практику отечественного менеджмента пришел не только термин BSC (ССП), но и используемый на западе в других системах популярнейший термин KPI.

Изучая работы, посвященные этой теме, замечу, что среди ученых и практиков нет единого взгляда на сущность KPI. Понятие применяется как для показателей, связанных со стратегической целью компании, так и для любых других показателей, по которым оценивается работа подразделения предприятия или отдельного сотрудника.

По мнению отечественных экономистов В.Т. Чая и Н.И. Чупахиной, KPI – это критерий, применяемый для определения показателей деятельности, которые являются значимыми для достижения целей и задач организации и могут быть количественно измерены [2]. Другие авторы А. Вихров, П. Лекомцев рассматривают KPI как систему оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических целей [3]. А.К. Клочков считает, что KPI «представляет собой систему, используемую для достижения главных целей любого бизнеса, таких как привлечение и удержание потребителей (клиентов), рост профессионализма сотрудников, увеличение доходов и снижение затрат» [4]. Получается, в настоящий момент не сложилось общепри­нятой терминологии в отношении показателей, применяемых для измерения эффективности деятельности организации. Анализ опреде­лений системы KPI, данных разными авторами, сводится к единому выводу, все они рассматривают KPI как систему показателей, являю­щихся существенными при достижении установленных целей и задач. Таким образом, по мнению автора, можно дать следующее определение ключевому показателю эффективности - основной оценочный критерий достижения цели, используемый для определения эффективности деятельности компании, поддающийся количественному измерению и являющийся значимым с точки зрения долгосрочных целей компании и его структурных подразделений. Ключевой показатель эффективности является измерителем достижения цели, на который руководство компании может оказывать прямое воздействие для его выполнения или значение которого может быть нормализовано (приведено) для отражения реального вклада в эффективность достижения цели. Исполнение ключевого показателя эффективности влияет на размер премирования (вознаграждения) работников компании. Ключевой показатель эффективности может являться комплексным, если в его расчёте участвуют другие ключевые показатели эффективности, при этом на размер фонда распределяемого вознаграждения влияет исполнение именно комплексного показателя. Основная идея KPI заключается в том, что с его помощью можно однозначно и предметно оценить работу и эффективность любого сотрудника, группы людей, подразделения, проекта и компании в целом. Показатель позволяет отразить всю картину процессов, происходящих в компании, с помощью цифр. Система показателей призвана предупреждать о возможных проблемах, как текущего момента, так и в долгосрочной перспективе. Таким образом, оценка эффективности – именно тот инструмент, который позволяет определить, насколько управление организацией соответствует уровню достижения стратегических целей, в частности укреплению и росту рыночной стоимости компании. Стоит отметить, что эта методика - лишь инструмент, облегчающий процесс принятия управленческих решений за счет обеспечения руководства полноценной информацией. Задачами разработки и внедрения системы ключевых показателей эффективности предприятия является обеспечение измеримости и прозрачности бизнеса, выработки оптимальных управленческих решений на основе иерархически упорядоченных показателей деятельности и развития компании в целом, а также деятельности обеспечивающих подразделений.

 

Список литературы: 
1. Бугров Д. Метрика эффективности // Вестник McKinsey 2003. № 3.
2. Чая В.Т., Чупахина Н.И. Управленческий учет. М.: Эксмо, 2009. – 480 с 
3. Вихров А.А., Лекомцев П.А. Развитие Бизнес Систем // Управление компанией 2005. № 10 
4. Клочков А.К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. М.: Эксмо, 2010. – 84 с.