СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Конференция: XCI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством

XCI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE INDUSTRIES AT THE MUNICIPAL LEVEL
Juliana Kopylova
Master's student, South Ural Technological University, Russia, Chelyabinsk
Аннотация. Культура и творчество являются одними из основных направлений развития личности. Данная сфера является наиболее доступной и позволяет реализовать свой потенциал и достигнуть запланированных целей. Подтверждением важности творческих (креативных) индустрий стало принятие основополагающих нормативных актов в данной сфере. В статье проведена оценка состояния сферы креативных индустрий в городе Новый Уренгой и определены ключевые направления их дальнейшего развития.
Abstract. Culture and creativity are among the main areas of personal development. This area is the most accessible and allows you to realize your potential and achieve your planned goals. The adoption of fundamental regulations in this field has confirmed the importance of creative industries. The article evaluates the state of the creative industries in the city of Novy Urengoy and identifies key areas for their further development.
Ключевые слова: креативные индустрии, муниципальный уровень, поддержка, результаты.
Keywords: creative industries, municipal level, support, results.
В России тема креативных индустрий начала обсуждаться еще в начале 2000-х гг. и привлекла внимание экономистов своими возможностями. Так, на уровне страны креативные индустрии выступают одним из источников роста несырьевого экспорта, дают возможность изменить структуру экспорта в пользу высокотехнологичной продукции, креативных услуг и цифровых сервисов. Несмотря на это, ключевые нормативные акты в сфере креативных индустрий были приняты только в последние годы, а именно Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» [2].
Анализируя литературные источники можно дать определение понятию креативных индустрий, как деятельности, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности.
В общем виде классификацию креативных индустрий можно представить в виде таблицы 1.
Таблица 1.
Классификация креативных индустрий [1]
Искусство и культура |
Дизайн |
Медиа и коммуникации |
Цифровые технологии |
фотография; визуальное искусство; исполнительское искусство; искусство и антиквариат; ремесла; литература; библиотеки; музеи/галереи/ архивы; культурное наследие; аукционы; фестивали и культурные инициативы |
реклама; архитектура; интерьерный дизайн; графический дизайн; промышленный дизайн; мода; коммуникационный дизайн; дизайн среды; производство ювелирных изделий |
издательское дело; телевидение и радио; реклама фильмы и видео; звукозапись; СМИ; связи с общественностью |
дизайн и проектирование вебсайтов; дизайн и проектирование программного обеспечения; компьютерное программирование; дизайн приложений; IT-стратегии и планирование |
В рамках исследования был проведен анализ состояния сферы креативных индустрий в городе Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа. Город Новый Уренгой является динамично развивающимся промышленным и культурным центром округа.
В городе Новый Уренгой действует Муниципальное автономное учреждение Молодежный центр креативных пространств и творческого развития «АРТ-резиденция». В 2025 году планируется открытие аналогичного пространства для творческого развития молодых людей - Арт-резиденцию «Сова».
Для определения состояния и направлений развития креативной индустрии в городе Новый Уренгой было проведено анкетирование с помощью социальных сетей. В анкетировании приняли участие 459 человек в возрасте от 16 до 67 лет. Количество опрошенных, информированных о понятии «креативная индустрия» представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты информированности респондентов о понятии «Креативные индустрии» в городе Новый Уренгой
Как видно, 26% ответили, что в той или иной степени осведомлены о понятии «креативные индустрии», тогда как хорошо знают только 7%. 49% опрошенных ранее не слышали о данном понятии.
Среди тех, кто осведомлен о понятии «креативные индустрии» преобладают лица в возрасте от 21 до 42 лет.
В таблице 2 представлены ответы респондентах о компетенциях, которыми должны обладать люди, которые осуществляют деятельность в сфере креативных индустрий.
Таблица 2.
Результаты опроса респондентов о компетенциях, которыми должны обладать специалисты, работающие в сфере креативных индустрий, %
Компетенция |
% опрошенных |
Уметь быстро ориентироваться в идеях, появляющихся на рынке, и адаптировать их под цели компании |
85 |
Уметь адаптироваться и отвечать на внешний запрос |
84 |
Формулировать актуальную проблему и предлагать идею нового продукта, который мог бы помочь ее решить |
79 |
Быть открытым новому, в том числе кардинальным изменениям жизни |
77 |
Продуцировать оригинальные идеи, не похожие на то, что уже есть на рынке |
75 |
Быть экономически грамотным и обладать предпринимательскими компетенциями |
74 |
Эффективно использовать IT-технологии, которые необходимы для работы в отрасли |
62 |
Легко учиться и переучиваться (проходить ПК и переподготовку) |
58 |
Координировать свои действия с действиями других членов команды |
57 |
Работать самостоятельно и проявлять инициативу в рамках поставленной задачи |
43 |
Устанавливать контакты с незнакомыми людьми, в том числе по телефону |
41 |
Предотвращать конфликты в рабочем процессе |
38 |
Способность понимать и принимать конструктивную критику |
34 |
Оценивать надежность утверждений, убедительность доводов |
24 |
Строить логичные аргументированные высказывания |
18 |
Ни одна из вышеперечисленных |
11 |
Как видно, наибольшее количество опрошенных считают, что наиболее важными компетенциями в сфере креативной индустрии являются умение быстро ориентироваться в идеях, появляющихся на рынке, и адаптировать их под цели компании (85%), а также умение адаптироваться и отвечать на внешний запрос (84%).
О наличии возможности получить представленные выше компетенции в ходе обучения в г. Новый Уренгой 49% опрошенных ответили отрицательно. 37% считают, что предоставляемое в г. Новый Уренгой образование достаточно для формирования соответствующих компетенций (рисунок 2).
Рисунок 2. Наличие соответствующего образования в городе Новый Уренгой для получения компетенций в сфере креативных индустрий
Наиболее эффективные сферы креативной индустрии (рисунок 3), по мнению опрошенных жителей г. Новый Уренгой являются гастрономия (44%), музеи и галереи (32%), радио и ТВ (21%).
Рисунок 3. Наиболее эффективные (отрасли) сферы креативных индустрий в городе Новый Уренгой по мнению опрошенных жителей
Распределение ответов респондентов о готовности попробовать себя в креативной индустрии в привязке к возрастной группе отражено на рисунке 4.
Рисунок 4. Наличие желания попробовать себя в креативной профессии среди опрошенных жителей города Новый Уренгой, в разрезе возрастов
Можно отметить, что наибольший процент желающих попробовать себя в креативной профессии наблюдается у лиц в возрасте от 16-25 лет и 36-45 лет.
В таблице 3 представлены результаты опроса о знании мер поддержки креативной индустрии.
Таблица 3.
Уровень информированности респондентов о мерах поддержки сферы креативных индустрий в городе Новый Уренгой
Вид поддержки |
% опрошенных |
Гранты, конкурсы |
67 |
Налоговые льготы |
64 |
Создание территориальной инфраструктуры творческого (креативного) предпринимательства (арт-резиденции, творческие кластеры, центры современного искусства, этно-парки и проч.) |
38 |
Развитие системы знаний и компетенций творческого и предпринимательского характера (создание школ креативных индустрий, центров прототипирования на базе творческих вузов, инклюзивных творческих лабораторий и проч.) |
34 |
Правовое обеспечение охраны сделок с интеллектуальными правами, правовые и финансовые услуги |
19 |
Формирование системы информационного обеспечения (создания базы цифровых копий творческих объектов, предметов искусства и проч.) |
14 |
Ни об одном из этих инструментов (мер) не знаю |
6 |
Затрудняюсь ответить. |
11 |
Респонденты наиболее информированы о таких видах помощи как гранты, конкурсы (67%) и налоговые льготы (64%).
Развитие креативных индустрий должно стать одним из приоритетов социально-экономического развития города Новый Уренгой. С целью обеспечения указанной деятельности необходимо предпринять комплекс управленческих решений:
- создать структуру, обеспечивающую функции института развития креативных индустрий;
- сформировать экспертную группу по вопросам развития креативных индустрий;
- реализовать комплекс мероприятий, направленных на развитие креативных индустрий;
- проводить анализ развития креативной экономики города Новый Уренгой, необходимый для принятия управленческих решений.
Также можно отметить тот факт, что в городе Новый Уренгой отсутствует локальный нормативный акт, который бы регулировал отношения в сфере креативных индустрий, а также отсутствует ответственный орган. Реализация направлений осуществляется не отдельно, а в процессе реализации муниципальных программ.