Статья:

Роль инвестиционного потенциала в муниципальных образованиях

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Финансы, денежное обращение и кредит

Выходные данные
Аммосова А.К. Роль инвестиционного потенциала в муниципальных образованиях // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 116-120.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль инвестиционного потенциала в муниципальных образованиях

Аммосова Айталына Кирилловна
магистрант, Финансово-экономический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

Аннотация. В данной статье рассматривается роль инвестиций в экономическом развитии муниципального образования, его законодательство. Значение инвестиций в развитии социально-экономического потенциала региона.

 

Ключевые слова: инвестиции; инвестиционная активность; инвестиционная привлекательность; экономика; муниципальное образование.

 

В современном мире при росте глобализации очень важен не только рост, но и поддержание стабильности. Иметь устойчивую экономику, возможность роста и улучшения качества жизни населения – это одна из основных задач каждого государства. Вместе с всеобщим развитием усовершенствуются и появляются новые показатели экономического роста. Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики – один из современных способов решения нынешней экономической ситуации.

Инвестиционная политика муниципального образования напрямую касается политики региона. Поэтому между региональной и муници­пальной инвестиционной политикой существует непосредственная связь. Политика региональных органов, органов местного самоуправ­ления и бизнес-структур является существенным фактором роста инвестиционной активности и темпов экономического роста территорий.

Важным фактором, влияющим на инвестиционный климат, выступает система законодательства, которая характеризует нормативно-правовой режим инвестиционной деятельности и регулирует принципы и механизм отношений с инвесторами, государственными органами и местными органами власти, с одной стороны, и другими участниками экономических отношений и хозяйствующих субъектов – с другой.

Важнейшим нормативно-правовым актом, регулирующим инвестиционную деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвести­ционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», который определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности и устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемых в форме капитальных вложений, независимо от формы собственности.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» среди полномочий местных органов власти выделяет необходимость принятия и организации реализации планов и программ для комплексного социально-экономического развития муниципалитетов, которые учитывают, прежде всего, инвестиционную составляющую.

Во многих муниципалитетах Российской Федерации вопросы формирования инвестиционной привлекательности территории решаются путем реализации муниципальных программ или стратегий инвестиционного развития муниципалитета [1; 4].

Привлечение инвестиций в экономику муниципального образо­вания способствует повышению уровня оплаты труда, снижению уровня безработицы, увеличению количества трудоспособного населения в сельском поселении и, таким образом, достижению социально-экономической активности территории.

В период с декабря 2012 года по февраль 2013 года Всероссийский совет местного самоуправления совместно с Фондом поддержки законодательных инициатив «Консультант» провели опрос в более чем 700 муниципальных образованиях. В опросе участвовали городской округ, городские и сельское поселения, муниципальный район. Круг вопросов охватывал практически весь спектр проблем, связанных с инвестиционной деятельностью и текущим состоянием дел в экономике и социальной сфере муниципалитетов. Более того, особое внимание было уделено определению готовности муници­пальных властей выступать в качестве активных игроков в поиске и привлечении инвестиций на их территории.

По результатам опроса выяснилось, что банковские структуры присутствуют лишь в 1/3 сельских поселений и только в 2/3 сельских поселений есть Интернет, при этом, чаще всего, достаточно низкого качества. В основном наличие этих показателей, по мнению автора, характеризует информированность, заинтересованность и занятость предпринимательством в поселениях.

Между тем, 78 % муниципальных образований смогли сформу­лировать запросы на потребность в инвестициях, при этом запросы городских округов и муниципальных районов носят разносторонний и комплексный характер. Этот факт позволяет сделать вывод о стремлении муниципалитетов изменить текущую ситуацию к лучшему, указывает на то, что они стараются сформулировать для себя соответствующую задачу и предпринимают меры к ее достижению [3].

Аналогичное исследование было проведено автором в Республике Саха (Якутия) с сентября по декабрь 2017 г. Целью исследования была оценка текущего состояния информированности об использовании инвестиций в муниципальных образованиях. В рамках муниципального устройства Республики Саха (Якутия) в границах административно-территориальных единиц на 1 января 2016 года насчитывалось 445 муниципальных образований [4]. Опрос респондентов проходил с помощью рассылки анкет на официальные электронные адреса муниципальных образований и через информационный портал.

Вопросы касались заинтересованности муниципальных образований в инвестиционной деятельности, инвестиционных процессах, инвести­ционных программах, в доступе к сети Интернет, а также общим состоянием безработицы и уровнем оплаты труда.

Всего респондентов было 386, что характеризует заинтересован­ность в исследовании, несмотря на отдаленность некоторых регионов и недоступность для них Интернета. Сбор информации занял достаточное количество времени в связи с отдаленностью расположения большинства районов.

По итогам исследования 58 % респондентов заинтересованы в инвестиционной деятельности. Из них вовлечены в инвестиционные процессы: 51 % – в сфере сельского хозяйства, 20 % – строительства, 14 % – производства, 9 % – сервисного обслуживания и 6 % – туризма. Оставшиеся 17 % респондентов ответили, что не хватает мер для поддержки предпринимателей в сельских поселениях, поэтому они не могут реализоваться.

Учитывая все это, можно сказать, что для повышения инвестиционного процесса муниципальных образований в первую очередь необходимо соблюдение и согласованность всех субъектов. Далее – повышение кадрового потенциала органов местного самоуправления, их квалификации и подготовки в рассматриваемой сфере. Здесь главное – понимание, для чего используется территория в приоритетном порядке. Без этого достичь планомерного и результатив­ного социально-экономического развития муниципального образования невозможно. Кроме того, успех будут иметь лишь те муниципалитеты, администрация которых не только содействует инициаторам проектов, но и активно ищет новые рыночные ниши, предлагая свои возможности.

Таким образом, следует прибегнуть к выявлению нового подхода к воздействию на экономику муниципальных образований. И именно следует обратить внимание на наименее развитые российские сельские поселения. Так, многие считают, что в силу ряда причин они непривлекательны для большинства бизнес-сфер, но если посмотреть с другой точки зрения, то они являются основными держателями земельных ресурсов. В частности, эти земельные ресурсы необходимы для организации новых и расширения существующих производственных мощностей. Это также стоит учесть при разработке программ и инвести­ционных стратегий.

Система мероприятий, направленных на решение поставленной задачи: 1) исследование и выявление проблем, а также разработка рекомендаций по усовершенствованию местного законодательства в вопросе снижения административных препятствий для инвесторов; 2) организация, мониторинг и контроль инвестиционного процесса.

Выполнение мероприятий первого пункта обусловит правовой режим инвестиционной деятельности. Кроме того, необходимо урегу­лировать принципы и механизмы отношений между инвесторами и муниципальными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой.

Что касается мероприятий, предусмотренных вторым пунктом, то предполагается осуществление ряда действий, таких как:

·      создание единого реестра инвестиционных проектов, в том числе в сети Интернет;

·      проведение семинаров, конкурсов инвестиционных проектов для предприятий малого и среднего бизнеса;

·      проведение городских инвестиционных форумов и участие в них;

·      нормативное правовое закрепление положения о необходимости разработки инвестиционного проекта;

·      приобретение программных продуктов для разработки и экспертизы инвестиционных проектов;

·      повышение квалификации муниципальных служащих в области инвестиций и инноваций.

Таким образом, условием повышения инвестиционного потенциала муниципальных образований является наличие объектов инфраструктуры для строительства или размещения объектов инвестиций, требующих координированной работы региональных властей и органов местного самоуправления.

Реализация вышеуказанных мероприятий по повышению уровня инвестиционной привлекательности муниципальных образований, формированию наиболее комфортных условий труда для инвесторов может стать эффективным механизмом для повышения качества жизни населения, способствовать финансовой стабильности, продуктивности развития экономики муниципальных образований и региона в целом.

 

Список литературы: 
1. Ахмадулина А.Т., Аралбаева Ф.З. Основные характеристики инвестицион-ного процесса в муниципальном образовании // Экономика и социум. 2016. № 2 (21) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.iupr.ru/
domains_data/files/zurnal_21/AhmadulinaA.T.(osnovnoyrazdel).pdf (Дата обращения: 15.12.2017). 
2. Шамагарова Г.М. Инвестиционная привлекательность муниципального образования – залог его успешного развития // Практика муниципального управления. 2013. № 10. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gkh.ru/article/9345-10 (Дата обращения: 15.12.2017).
3. Первые итоги анализа результатов опроса «Инвестиционный потенциал муниципального образования» // Всероссийский совет местного самоуп-равления [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vsmsinfo.ru/proekty-i-programmy/pervye-itogi-analiza-rezultatov-oprosa-investitsionnyj-potentsial-munitsipalnogo-obrazovaniya (Дата обращения: 15.12.2017).
4. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муници-пальных образований на 1 января 2016 года.