Статья:

Особенности оказания государственных услуг таможенными органами РФ

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Куроптев Н.Б., Тимошина С.С. Особенности оказания государственных услуг таможенными органами РФ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 3(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 62-68.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности оказания государственных услуг таможенными органами РФ

Куроптев Никита Борисович
канд. экон. наук, Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии, РФ, г. Санкт-Петербург
Тимошина Светлана Сергеевна
студент, Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Features of rendering state services by customs bodies of the Russian Federation

 

Nikita Kuroptev

candidate of Economic Sciences, Saint-Petersburg branch of the Russian customs academy, Russia, Saint-Petersburg

Svetlana Timoshina

student of the customs faculty Saint-Petersburg branch of the Russian customs academy, Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. Качественное предоставление таможенных услуг является одним из стратегических направлений деятельности таможен­ных органов России. Таможенные услуги являются необходимым механизмом, позволяющим таможенным органам активно и продуктивно взаимодействовать с участниками внешнеторговой сферы, при этом обеспечивая реализацию и иных функций таможенных органов. Оказание таможенных услуг имеет отличительные черты, которые возникают вследствие существования особенностей таможенного законодательства страны, её внешнеторговых связей и потребностей участников внешнеэкономической сферы.

Abstract. The quality provision of customs services is one of the strategic directions of the activities of the customs bodies of Russia. Customs services are an essential mechanism allowing customs bodies to interact actively and productively with participants in the foreign trade, while ensuring the implementation of other functions of customs authorities. The provision of customs services has distinctive features that arise due to the existence of features of the country's customs legislation, the peculiarities of its foreign trade relations and the needs of participants in the external economic sphere.

 

Ключевые слова: таможенное дело; государственные услуги; таможенные услуги; управление таможенным делом; управление качеством таможенных услуг; совершенствование предоставления таможенных услуг; внешнеторговая деятельность.

Keywords: customs business; public services; customs services; customs administration; quality management of customs services; improvement of the provision of customs services; foreign trade activity.

 

Таможенные органы относятся к органам исполнительной власти в Российской Федерации и имеют весьма обширный круг полномочий, которые, прежде всего, связаны с внешнеэкономической деятельностью. На современном этапе таможенные органы в наибольшей степени стремятся учитывать потребности участников ВЭД. С учетом вышесказанного деятельность таможенных органов также направлена на оказание содействия в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций. Данное содействие во многом реализуется через оказание государственных таможенных услуг.

Понятие «таможенная услуга» нормативно не закреплено. Оно отсутствует как в Таможенном кодексе ЕАЭС, так и в осново­полагающем для таможенных органов России Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Если рассматривать таможенные услуги как особый вид «сервисной функции», осуществляемой уполномоченным органом в сфере таможенного дела, то таможенная услуга - это не что иное, как комплекс мер и действий в сфере таможенного дела, направленный на реализацию государственных функций и удовлетворение потребностей участников ВЭД [2, с. 205-207].

Учитывая особенности такого понятия, как услуга, следует отметить, что «таможенная услуга» - это содействие участникам внешнеторговой деятельности в осуществлении экспортно-импортных операций, в том числе за счет таможенной инфраструктуры, тамо­женных посредников, таможенных представителей за рубежом [4, с. 19].

Оказание таможенных услуг, прежде всего, связано с выполнением следующих главных принципов:

1.    Качественное оказание таможенных услуг.

2.    Минимизация издержек участников ВЭД.

3.    Эффективное регулирование и качественный контроль сферы ВЭД.

Оказание таможенных услуг должно осуществляться таким образом, чтобы данная «сервисная функция» не противоречила выполнению иных основных функций таможенных органов.

В настоящий момент таможенные органы оказывают достаточно широкий спектр государственных услуг. Полный перечень услуг представлен на официальном сайте государственных услуг Российской Федерации в разделе ведомства «ФТС». Все таможенные услуги, предоставление которых осуществляется в России на данный момент, можно поделить на несколько категорий: ведение реестров; принятие предварительных решений; выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям; информирование и контроль за валютными операциями.

Таможенные услуги на современном этапе весьма востребованы участниками ВЭД. Краткая информация об объемах предоставленных услуг за 2016 год и 9 месяцев 2017 года представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Сведения о количестве предоставленных услуг в сфере таможенного дела, ед. [6]

Вид услуги

2016 г.

(9 месяцев)

2017 г.

(9 месяцев)

1. Информирование об актах таможенного законодательства ЕАЭС и национального законодательства

 

13108

 

12543

2. Принятие предварительных решений по классификации товаров по ЕТН ВЭД ЕАЭС

1030

1 648

3. Выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям

1654

2234

4. Ведение реестра таможенных представителей

201

242

5. Ведение реестра уполномоченных экономических операторов

360

380

6. Ведение реестра владельцев складов временного хранения

415

465

7. Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности

172

525

 

Исходя из данных, представленных в таблице, следует отметить повышение спроса на такие услуги, предоставляемые таможенными органами России, как принятие предварительных решений (в 2017 году показатель возрос на 618 единиц по сравнению с 2016 годом), выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям (возрастание на 580 единиц). Значение услуги ведения реестров также повышается. Из приведенных сведений выделяется тенденция к снижению спроса на услуги, связанные с информи­рованием и консультированием.

Из вышеуказанного следует огромная значимость такого направления деятельности таможенных органов, как оказание услуг участникам ВЭД. Ввиду высокой востребованности «сервисной» функции таможенных органов существует необходимость строгой регламентации порядка их оказания.

Таможенные услуги, представляющие собой вид государственных услуг, должны отвечать требованиям, которые установлены в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 19.02.2018) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Данный закон является основополагающим и закрепляет основы оказания услуг государственными органами.

Для осуществления единого качественного подхода к предостав­лению таможенных услуг, отвечающего требованиям законодательства Российской Федерации, Федеральной таможенной службой были разработаны административные регламенты, содержащие нормы, связанные с порядком оказания каждого вида таможенных услуг.

Каждый административный регламент содержит необходимую информацию об услуге [1]: наименование, описание, сроки предостав­ления, перечни документов, необходимых для предоставления желаемой услуги, перечни оснований для отказа в предоставлении услуги, порядок и размер взимания платы за оказание услуг, порядок обжалования решений.

Административные регламенты, являясь правовой основой оказания государственных таможенных услуг должны своевременно обновляться, чтобы содержать актуальные нормы, соответствующие существующим условиям.

Огромную роль в распространении электронной формы предостав­ления государственных услуг играет Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р (ред. от 13.10.2017) «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципаль­ных услуг в электронном виде». Современные технологии позволяют в настоящее время оказывать государственные услуги не только традиционным способом, но также и через многофункциональные центры, официальные сайты органов (организаций), предоставляющих услуги, региональные порталы государственных услуг.

Тенденция распространения электронной формы оказания госу­дарственных услуг также прослеживается и в таможенных органах.

Оказание таможенных услуг в электронной форме имеет ряд положительных свойств, среди которых весьма значимую роль играет сокращение временных затрат, которые связаны с получением услуг, а также высокий уровень доступности данный услуг для любой категории граждан и организаций. Немаловажным является и тот факт, что предоставления государственных таможенных услуг в электронном виде позволяет заявителю отслеживать, на каком этапе находится осуществление работы по его заявлению. Следует также отметить, что подача заявлений на оказание государственных услуг и их непосред­ственное получение в электронном виде снижают коррупционную составляющую, так как отсутствует личный контакт заявителя услуги и её исполнителя.

По состоянию на 2018 год следует отметить, что из 13 государ­ственных таможенных услуг в электронной форме предоставляются 10 из них. Федеральная таможенная служба продолжает работу по расширению перечня предоставляемых государственных услуг в электронной форме. На официальном сайте государственных услуг в категории ведомств «ФТС» в перечне электронных услуг пред­ставлены 12, и лишь одна услуг на данном сайте признается невозможной для предоставления в электронном виде. Данной услугой является услуга по исполнению государственной функции по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющимися кредитными организациями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Союза [5].

Следует обращать внимание, что услуги, которые представлены на портале государственных услуг, относящиеся к категории электронных, содержат и те услуги, по которым в электронном виде возможно подать заявление, но не получить непосредственно услугу [5, с. 88]. Ярким примером является услуга по выдаче и отзыву квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям. Официальный сайт государственных услуг предоставляет возможность подачи заявления на допуск к аттестации для получения вышеуказан­ного квалификационного аттестата в электронном виде, но следует понимать, что выдача аттестата в электронном виде и без прохождения аттестации невозможна.

Значимость предоставления таможенных услуг в электронном виде огромна. Участники ВЭД также становятся всё более заинте­ресованными в данном способе получения услуг. Так, в 2016 году из 1369 заявителей, желающих получить услугу по принятию предвари­тельного классификационного решения по ЕТН ВЭД ЕАЭС, данную услуг в электронном виде получили лишь 2,63 % от общего числа заявителей. В I квартале 2017 года из 322 оказанных услуг данного типа уже 6 % заявителей получили данную услугу в электронном формате. В аналогичном периоде 2016 года данный показатель был незначителен и составлял лишь 0,29 % от общего числа оказанных услуг [6].

Таможенные услуги должны соответствовать последним изменениям и требованиям в области внешнеторговой деятельности. Повышение качества таможенных услуг является стратегическим направлением для ФТС в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности", которая была утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 330 (ред. от 31.03.2017).

Подводя итоги, следует отметить, что деятельность таможенных органов на современном этапе связана не только с выполнением традиционных функций в области внешней торговли, но и с оказанием «сервисных» функций. Оказание таможенных услуг является одним из ключевых направлений деятельности для таможенных органов вследствие того, что данное направление положительно влияет на взаимодействие между ФТС России и участниками ВЭД, а также положительно сказывается на обеспечении безопасности сферы внешней торговли.

 

Список литературы:
1. Административные регламенты по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций. / Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=18&Itemid=1843 (Дата обращения: 28.02.2018).
2. Гупанова Ю.Е. Понятия «таможенная услуга», «качество таможенной услуги»: проблемы определения // Актуальные проблемы экономики и права. – 2010. – № 4. – С. 205-207.
3. Куроптев Н.Б. Банковская гарантия: проблемы и перспективы применения в таможенной практике // Таможенные чтения - 2015. Евразийский экономический союз в условиях глобализации: вызовы, риски, тенденции: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 23-26 ноября 2015 г.). – Санкт-Петербург, 2015 – с. 87-93.
4. Макрусев В.В., Дианова В.Ю. Таможенный менеджмент: учебное пособие. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. – С. 219.
5. Перечень услуг, предоставляемых ФТС России. / Официальный сайт государственных услуг. URL: https://www.gosuslugi.ru/structure/10000001001 (Дата обращения: 20.02.2018).
6. Сведения о количестве предоставленных таможенных услуг. / Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=564&Itemid=2676 (Дата обращения: 01.03.2018).