Статья:

Совершенствование управления рентабельностью кредитной организации

Конференция: XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Финансы, денежное обращение и кредит

Выходные данные
Мазур Е.О. Совершенствование управления рентабельностью кредитной организации // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(18). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 36-41.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Совершенствование управления рентабельностью кредитной организации

Мазур Елена Олеговна
студент, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, РФ, г. Хабаровск

 

Improving the management of the profitability of a credit institution

 

Elena Mazur

Student of the group FC-2, Far Eastern State Transport University, Russia, Khabarovsk

 

Аннотация. В статье поднимается проблема применения различных подходов и инструментов управления рентабельностью кредитной организации для повышения эффективности и результативности его функционирования.

Abstract. The article raises the problem of applying various approaches and tools to manage the profitability of a credit institution to improve the efficiency and effectiveness of its operation.

 

Ключевые слова: коммерческий банк; рентабельность; активы; эффективность; банковский менеджмент; управление; риск; прибыль.

Keywords: commercial bank; profitability; assets; efficiency; bank management; management; risk; profit.

 

Современное состояние экономики, характеризуется обострением конкурентной борьбы между кредитными организациями, неустойчи­востью финансовых рынков, снижающейся доходностью финансовых инструментов, увеличением степени рискованности операций, что вынуждает кредитные организации внедрять инструменты и методы современного менеджмента, которые позволяют обеспечивать финансо­вую стабильность, достаточную ликвидность, расширять деятельность и получать прибыль. Внедрением в банковскую практику инструментов и методов современного менеджмента обусловлена необходимость дальнейшего развития подходов определения эффективности функ­ционирования кредитных организаций и банковской системы в целом.

«Коммерческие банки – одна из главных составляющих частей экономики страны, чья деятельность связана неразрывно с потреб­ностями воспроизводства. Они – основа рыночного механизма функционирования экономики страны» [1, с. 21].

Коммерческие банки контролируют движение денежных потоков, и кредитных в том числе, способствуют обеспечению максимально выгодного использования финансовых ресурсов общества и инвести­рование в отрасли хозяйства, обеспечивающие наиболее выгодную прибыль от вложений.

«В свою очередь, рентабельность – это важнейший показатель эффективности деятельности любого объекта хозяйствования. Рента­бельность коммерческого банка отражает эффективность использования банковских средств, позволяет увидеть, насколько высока эффективность привлечения и размещения ресурсов, которые поступают в распоряжение банка» [2, с. 57].

Проблема управления рентабельностью кредитных организаций многократно была объектом внимания многих зарубежных и отечест­венных авторов: Е. Балларина, Г. Брайана, В.В. Бочарова, О.В. Грядовой, А.Г. Грязновой, К. Дейвиса, О. Донелла, А. Кениона, И.А. Киселевой, О.И. Лаврушина, А. Ленфалузи, Б. Маруа, Ю.С. Масленченкова, И.В. Пещанской, Д.М. Портера, Б. Райна, П. Роуза, А.Г. Саркисянц, Т. Стоуна, В.М. Усоскина, Дж. Фостера, Д. Ходжмена, X. Шеффера, Е.Б. Ширинской, Э. Штикель и др. Но результаты исследований зарубежных специалистов, будучи более прогрессивными, как правило основаны на банковской практике стран ЕЭС и США и, потому к рос­сийским условиям могут применяться лишь в адаптированном варианте.

Любая кредитная организация ставит перед собой три основные цели – достижение высоких ликвидности и рентабельности, и обеспечение безопасности. Рентабельность при этом – важный пока­затель всей работы кредитной организации. Анализ рентабельности коммерческого банка строится на тесной взаимосвязи показателей доходности активов и прибыльности, достаточности капитала и доли прибыли в доходах. Иными словами, кредитные организации с равными возможностями способны достигать различных результатов, и, напротив, одинаковую рентабельность могут достичь банки с существенно различными доходностями активов и достаточностью капитала. «Рентабельность (иначе говоря, доходность) коммерческого банка – это один из базовых стоимостных показателей эффективной банковской деятельности» [3, с. 36].

«Выделяют следующие уровни управления рентабельностью кредитной организации:

1. Управление рентабельностью отдельных направлений деятельности кредитной организации, основано на выделении центров ответственности (то есть функциональных подразделений кредитной организации, ответственных за группу одинаковых банковских продуктов, и финансовый результат, полученный по ним). А в оценку конечного результата их работы включают:

1.1. Определение бюджетов центров ответственности – сметы расходов и величины доходов, полученных в конкретный период от создания и реализации банковских продуктов, за которое ответственно оцениваемое подразделение;

1.2. Определение центров прибыльности и центров затрат через сопоставление расходов и доходов оцениваемых подразделений кредитной организации;

1.3. Выявление размера дохода, передаваемого подразделением, иным функциональным подразделениям, связанное с использованием ресурсов, привлечённых ими;

1.4. Определение чистого финансового результата центров прибыльности.

2. К управлению прибылью кредитной организации на микро­уровне относят управление рентабельностью по отдельным банковским продуктам. Прибыль от реализации каждого из них определяют через его себестоимость и рыночную цену» [4, с. 73].

«Специфика расчётов эффекта от создания и реализации кредитной организацией конкретного вида продуктов определена его характером, структурой затрат на его создание и формой цены» [5, с. 16].

Отражение экономического смысла показателей рентабельности видится в том, что они отражают прибыль, полученную с каждого рубля собственных и заемных средств, затраченного кредитной организацией. «Анализ показателей рентабельности большинством авторов рекомен­дуется проводить в таком порядке:

2.1. Расчёт фактического значения коэффициентов рентабельности, основываясь на информации из квартальной и годовой отчётности;

2.2. Сравнительная оценка коэффициентов прибыльности в динамике;

2.3. Выявление степени влияния факторов на тенденции в изме­нении коэффициентов;

2.4. Оценка различных факторов во взаимосвязях с банковскими рисками и ликвидностью баланса» [6, с. 49].

«Сделаем следующие выводы из изучения методологических подходов различных авторов к анализу рентабельности:

1. Рентабельность банка необходимо не изолированно рассмат­ривать, а изучать её во взаимосвязи с показателями структуры пассива и актива баланса, с показателями ликвидности. В кредитной органи­зации необходимо достичь оптимального соотношения ликвидности, рентабельности, рисков и качества кредитного портфеля.

2. Коэффициентный анализ рентабельности (прибыли на соб­ственный капитал) проводят, применяя показатели чистой прибыли, чистого дохода, активов и собственного капитала» [7, с. 31].

В международной практике принято рассчитывать и показатели операционной доходности, рентабельности всех активов и активов, которые приносят доход, скорректированные на превалирующую процентную ставку; рассчитывать и анализировать, основываясь на данных учёта, рентабельность разных финансовых инструментов (векселей, межбанковских кредитов, факторинга, лизинга и иных). Этот анализ позволяет получить наиболее полную оценку деятель­ности кредитной организации.

Можно также, в рамках предмета исследования, выделить сле­дующие направления повышения рентабельности коммерческих банков:

1. Общий рост группы активов, которые приносят процентные доходы и рост капитала собственного. Проведение взвешенной процентной и маркетинговой политик позволяет увеличивать число вкладчиков банка. К активам, приносящим процентный доход, относятся проведение грамотной кредитной политики, кредитные операции и их наращивание, что даёт возможность увеличения процентного дохода.

2. Увеличение удельного веса доходных активов в совокупных активах. Иными словами, кредитная организация должна наращивать «работающие» активы, приносящие максимальные доходы банку, и сокращать до минимума «неработающие». К доходным активам отно­сятся инвестиционный и кредит­ный портфели банка, депозиты и кредиты в иных кредитных организациях. Все прочие активы являются недоходными. Сущность банковского управления заключена в гибком соотношении противоположных требований прибыльности и ликвид­ности. В целом, по мнению специалистов, часть доходных активов в общих активах кредитной организации должна быть на уровне 0,75-0,85. Уменьшение части доходных активов ниже 0,7 говорит о возможных проблемах в деятельности кредитной организации.

3. Изменение общего уровня процентной ставки по активным операциям банка. Следует изучать и учитывать не только факторы, определяющие размер процента по активным операциям, но и принимать в расчёт спрос на кредитном рынке, ставки конкурирующих банков и иных финансово-кредитных учреждений. Реализуя деятельность в указанном направлении, кредитные организации стремятся по активным операциям увеличить уровень процентной ставки, т. е. здесь работает принцип: «подешевле купить, подороже продать». Но банкам очень сложно делать это в условиях жёсткой конкуренции между кредит­ными учреждениями и борьбы за расширение обслуживания рынков. То есть, для получения большого дохода, банку следует учитывать, помимо специфических факторов, определяющих размер процента по активным операциям (учётной ставки, уровня инфляции, срока и размер ссуды, риска, характера обеспечения, затрат по оформлению ссуды, контроль и пр.), также спрос на кредитном рынке и ставки банков-конкурентов и иных кредитных учреждений.

4. Изменение структуры портфеля доходных активов, то есть увеличение в кредитном портфеле банка удельного веса рисковых кредитов, предоставленных под высокий процент. Рисковые операции способны приносить банкам высокий доход, при правильном управ­лении ими – и именно об этом факторе доходности и не следует забывать. Основное в управлении рисковыми операциями кредитной органи­зации – это определение степени оправданности и до­пустимости риска и принятия обоснованных решений, направленных либо на использо­вание рисковых операций, либо на формирование системы мероприятий, снижающих возможность роста расходов банка от проведения конкретной операции.

5. Обеспечение роста непроцентных доходов, а также внимание на доходы от предоставления услуг «небанковского» характера. Данное направление предполагает рост комиссионных, торговых, иных банковских операционных доходов, в первую очередь, увеличение банком доходов от расчётно-кассового обслуживания, через внедрение новых банковских продуктов, предоставление более качественного обслуживания, развитие «зарплатных проектов», развитие систем типа «Интернет-Банкинг», «Клиент-Банк», дающих возможности более оперативно обслуживать клиентов. Следует уделить больше внимания доходам от предоставления аудиторских, консультационных, лизинговых и факторинговых операций услуг – то есть услуг «небанковского» характера, а также доходам от предоставления гарантий и пору­чительств. Здесь следует упомянуть, что указанные доходы также зависят от расширения клиентской базы банка, что является сложностью при реализации указанного направления управления рентабельностью.

6. Работа по снижению расходов на создание банковских услуг, дающих возможность их уценить. В условиях конкурентной борьбы, снижение цен на услуги, предлагаемые банком – это крайне весомый аргумент. Значимым является элемент создания позитивного имиджа банка, который и обеспечивает ей лояльность клиентов в большей степени. Удешевление услуг ведёт к росту объёма их предложений, чем обеспечивает кредитной организации прибыль выше, чем у конкурентов. Потому особенное значение при предоставлении услуг необходимо придавать сокращению расходов на них, при этом сохраняя или увеличивая их качество.

7. Рациональное управление пассивами и активами банка, его рисками.

На практике, внедрение перечисленных в статье мероприятий способствует увеличению рентабельности коммерческих банков, при одновременном достижении минимизации рисков. Другими словами, построение системы управления кредитной организацией, нацеленной на повышение рентабельности и способной в комплексе подходить к решению проблем уменьшения издержек и увеличения доходов – это решение основных задач повышения рентабельности деятельности кредитных организаций.

 

Список литературы:
1. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая А.П. Банковское дело/под. ред. Г.Н. Белоглазовой, А.П. Кроливецкой // – Москва: Финансы и статистика, 2014. – 302 с.
2. Акмалиева А.К. Пути повышения рентабельности коммерческого банка / А.К. Акмалиева // – Москва: АльПари, 2014. – 170 с.
3. Буевич С.Ю. Анализ финансовых результатов банковской деятельности / С.Ю. Буевич, О.Г. Королев // – Москва: КНОРУС, 2015. – 230 с.
4. Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков // Л.П. Белых // – Москва: Финансы, 2017. – 260 с.
5. Сейткасимов Г.С. Банковский менеджмент / Г.С. Сейткасимов, А.А. Ильяс // – Санкт-Петербург: Астана, 2016. – 340 с.
6. Кудайбергенова С.К. Анализ управления рентабельностью коммерческого банка/С.К. Кудайбергенова, Г.Б. Амангелди // – Москва: КНОРУС, 2015. – 280 с.
7. Хамитов Н.Н. Банковский менеджмент / Н.Н. Хамитов // - Алматы: Экономика, 2017. – 176 с.