Особенности учета запасов сельскохозяйственных организаций на основе требований российских и международных стандартов финансовой отчетности
Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Бухгалтерский учет, статистика
XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Особенности учета запасов сельскохозяйственных организаций на основе требований российских и международных стандартов финансовой отчетности
Specifics of accounting for stocks of agricultural organizations based on the requirements of russian and international financial reporting standards
Julia Dolmatova
master's student, Lipetsk State Technical University, Russia, Lipetsk
Аннотация. Целью данной статьи является изучение особенностей учета запасов сельскохозяйственных организаций на основе требований российских и международных стандартов финансовой отчетности. Для достижения поставленной цели применялся метод обзора законодательства, регламентирующего данные аспекты, а также анализ мнений современных ученых. Результаты исследования заключаются в проведении сравнительной характеристики международного и российских стандартов в области запасов, а также выявлении их сходств и различий. Основной вывод проведенного исследования заключается в том, что РСБУ и МСФО на участке учета запасов имеют немало сходств, но говорить об их окончательном сближении еще рано.
Abstract. The purpose of this article is to study the specifics of the formation of an accounting policy for the management of stocks of agricultural organizations, taking into account the requirements of international financial reporting standards. To achieve this goal, a method was used to review legislation regulating these aspects, as well as to analyze the opinions of modern scientists. The results of the study consist of a comparative analysis of international and Russian standards in the field of reserves, as well as the identification of their similarities and differences. The main conclusion of the study is that RAS and IFRS have a lot of similarities in the inventory section, but it is still too early to talk about their final rapprochement.
Ключевые слова: сельскохозяйственные организации; запасы; МСФО; РСБУ; учетная политика.
Keywords: agricultural organizations; reserves; IFRS; RAS; accounting policy.
Требования современной экономики подчас подталкивают многие сельскохозяйственные организации сотрудничать со многим международными компаниями – переработчиками сельскохозяйственной продукции. В данном случае, для большей открытости информации, отчетность российских сельскохозяйственных компаний должна быть сформирована с учетом требований международных стандартов финансовой отчетности.
Отражение хозяйственных операций по учету запасов сельскохозяйственных организаций в России в настоящее время четко регламентируется действующими законодательными нормами через призму законов, приказов и распоряжений министерств и Правительства РФ. Это обусловлено следующими причинами:
· необходимостью контроля за хищениями и растратами в данных организациях;
· необходимостью правильности формирования цены на продукцию сельскохозяйственных организаций;
· необходимостью недопущения необоснованности роста себестоимости конечной продукции сельскохозяйственных организаций;
· стратегической составляющей доктрины национальной безопасности.
Все особенности учета запасов каждая сельскохозяйственная организация должна отразить в своей учетной политике. Если организация составляет отчетность по РСБУ и МСФО, то при этом необходимо использовать Стандарт международной финансовой отчетности (IAS) 2 [1], Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» [2], Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов [3] и Методические рекомендации по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях [4].
Сравнительная характеристика РСБУ и МСФО в сфере учета запасов сельскохозяйственных организаций отражена в таблице 1.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика РСБУ и МСФО в сфере учета запасов сельскохозяйственных организаций
Элемент сравнения |
МСФО (IAS) 2 «Запасы» [1] |
ПБУ 5/01 |
Методические указания по бухгалтерскому учету материальнопроизводственных запасов [3] |
Методические рекомендации по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях [4] |
1. Состав запасов |
п.6 а) сырье и материалы; б) готовая продукция; в) товары; г) незавершенное производство; д) земля и другое имущество для перепродажи |
п.2 а) сырье и материалы, используемые при производстве продукции на продажу; б) готовая продукция и товары на продажу и для управленческих нужд |
п.2 а) сырье и материалы, используемые при производстве продукции на продажу; б) готовая продукция и товары на продажу и для управленческих нужд |
п.7 а) сырье и материалы; б) готовая продукция и товары, в том числе для оплаты в натуральном виде, давальческое сырье
|
2. Активы, которые исключены из состава запасов |
п.2 пп (а) а) незавершенное производство, которое возникает в процессе строительства; п.2 пп (b) б) финансовые инструменты; п.2 пп (с) в) биологические активы, которые относятся к сельскохозяйственной деятельности, а также сельскохозяйственная продукция в момент сбора |
п.4 а) незавершенное производство |
п.5 а) незавершенное производство |
п.3 а) незавершенное производство |
Сравнение российского и международного подходов к отражению в учетной политике запасов сельскохозяйственных организаций позволило сделать следующие выводы:
1. Как в МСФО, так и в российском законодательстве, запасы классифицируются, как активы, имеющие следующие свойства:
· они используются как сырье или материалы при производстве сельскохозяйственной продукции или оказания услуг сельскохозяйственными организациями;
· в российском законодательстве товары и готовая продукция предназначены как для продажи, так и для удовлетворения управленческих нужд сельскохозяйственной организации. В МСФО они классифицированы как товары и готовая продукция для продажи [5, c. 62].
2. В соответствии с IAS 2 в состав запасов может быть включена категория «Незавершенное производство», российское законодательство исключает отражение данной категории активов в составе запасов.
3. Российское законодательство не включает в состав запасов запасы инвестора-застройщика (объекты незавершенного строительства). В данном случае расхождений между МСФО и РСБУ нет.
4. Международное и российское законодательство имеет разногласия в части отнесения категории «Земля»: МСФО отражает данную категорию в составе запасов в случае, если данный актив предназначен для перепродажи («Земля и другое имущество для перепродажи»), в то время как в российском законодательстве земельные участки отражаются в составе основных средств.
5. В соответствии с требованиями IAS 2 из состава запасов сельскохозяйственного предприятия должны быть исключены такие биологические активы, как молодняк животных. Кроме того, МСФО не предусматривает исключений для запасов организаций, которые относятся к сельскохозяйственным или к организациям лесной промышленности.
6. И в российском законодательстве, и в соответствии с МСФО у сельскохозяйственных организаций в составе запасов не должны быть отражены финансовые вложения (даже при условии их реализации для перепродажи (ПБУ 19/02)).
7. В отличие от требований МСФО, действующее законодательство в сфере регулирования вопросов учета запасов сельскохозяйственной организации не имеет исключений при оценке запасов, которые относятся к сфере действия данной организации.
8. И международные стандарты учета, и российские ПБУ в части учета запасов сельскохозяйственной организации начинают применяться к сельскохозяйственной продукции с момента сбора урожая [6, c. 76].
Таким образом, можно сказать, что в целом особенности учета запасов сельскохозяйственных организаций в соответствии с российскими и международными стандартами близки. Так же, как международный стандарт «Запасы» (IAS 2), ПБУ 5/01 подробно раскрывает само понятие запасов, устанавливает алгоритм их оценки при приемке, механизм их списания на расходы в отчетном периоде, а также формулирует требования к раскрытию информации о запасах в бухгалтерской отчетности. Но, несмотря на это, еще многое предстоит сделать в России для полного сближения международных и российских стандартов учета, и от того, насколько комплексно и качественно это будет организовано, во многом зависит уровень развития экономических отношений нашей страны с другими государствами.