Социальная сеть как инструмент продвижение бренда учреждения высшего образования
Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством
XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Социальная сеть как инструмент продвижение бренда учреждения высшего образования
В современных условиях развития информационных технологий всё более активно растёт популярность социальных сетей, а количество интернет-пользователей увеличивается каждый день. Количество пользователей интернет в мире уже превысило 3,5 миллиарда человек [1]. Сегодня на территории СНГ, где интернет становится все более доступным, наиболее успешным и нестандартным путём продвижения любого вида товаров или услуг является социальный медиа-маркетинг SMM (Social Media Marketing) [3, с. 95].
В глобальном экономическом пространстве всё очень быстро меняется. Интернет, который появился относительно недавно, сегодня стал одним из самых развитых явлений современного общества. По мере роста аудитории, интернет превращается в средство не только массовой, но и глобальной коммуникации, он переступает через национальные границы и объединяет мировые, информационные и развлекательные ресурсы в единую систему.
Интернет-брендинг позволяет охватить гораздо более значительную аудиторию, чем в случае использования только традиционных коммуникационных средств – СМИ, телевидения или наружной рекламы. Также стоимость мероприятий в сети гораздо бюджетнее традиционных технологий рекламы. Во время, когда ряд компаний оптимизируют маркетинговые расходы, привлекательность интернет-брендинга, как средства глобальной коммуникации, стала расти ещё быстрее. Невозможно не упомянуть и о том, что распространение информации через сеть интернет происходит значительно быстрее, чем по другим каналам коммуникации, что, в свою очередь, также благоприятно влияет на привлекательность осуществления брендинга в сети.
Сегодня интернет-брендинг достаточно активно развивается в мире. Глобальные компании включают его в общие маркетинговые стратегии, а меньшие по размеру компании всё чаще делают на этом виде продвижения акцент, что открывает возможности относительно быстрого и недорого привлечения потребителей [2, с. 3]. В Республике Беларусь интернет-брендинг только развивается, но те, кто занимается им сейчас, получают дополнительные преимущества, пока конкуренция в этой области не так высока.
Современные условия макроэкономической среды Республики Беларусь заставляют менять подходы к рекламной сферы в различных сферах деятельности. На рынке рекламы проявляется чёткая тенденция изменения предпочтений её носителей в сторону интернет-рекламы. Рост этого рынка обусловливает как общий рост числа активных рекламодателей, так и рост потребления рекламного продукта.
Мировая практика брендинга сегодня демонстрирует мощный тренд в построении маркетинговых стратегий – продвижение брендов через социальные сети. Эффективно позиционировать и продвигать бренд можно только тогда, когда чётко определены целевая аудитория и мотивация реципиентов.
Успех социальных сетей для продвижения брендов обусловлен их следующими преимуществами:
- возможность настройки точного таргетинга, т. е. механизма, позволяющего выделять из имеющейся аудитории только целевую, которая удовлетворяет заданным критериям (региональные, половые, возрастные, профессиональные характеристики и т. д.), и показывать рекламу именно ей;
- дискурсивная природа социальных сетей, их интерактивность;
- общий равный доступ к информации;
- возможность изучать общественное мнение;
- возможность использования специальных приложений к сетям.
Скорость распространения информации, возможность размещать прямые сообщения и мгновенно получать обратную связь предоставляют социальным сетям уникальные преимущества перед другими средствами продвижения.
Реклама в социальных сетях, пожалуй, наиболее разнообразна и по подходам, которые могут быть использованы. Условно их можно подразделить на две группы: SMM и таргетированная реклама, т. е. использование социальных сетей как площадок для объявлений с таргетингом на определённые группы потенциальных клиентов.
Таргетированная реклама представлена объявлениями, которые демонстрируются по определённым заданным параметрам. Таргетинг имеет большое число настроек, с помощью использования которых можно точно задавать целевую для рекламодателя аудиторию. Такой способ хорошо подходит и для специфических тематик, например, для знакомства пользователей с брендами. Цена на такую рекламу может сильно варьироваться, но обычно при грамотной настройке она находится на приемлемом уровне и вполне пригодна для малого бизнеса.
Существуют определённые правила продвижения в социальных сетях, которых следует придерживаться: создать программу привлечения пользователей; максимально заполнить профиль; помнить о том, что контакты – очень важный фактор для достижения успеха, главным в этом пункте является правильно выбранная целевая аудитория; быть активным, таким образом можно привлечь внимание к вузу, а, соответственно, и к его образовательным услугам, при этом необходимо стремиться привлечь и превратить в сторонников тех людей, которые ещё не знакомы с его брендом; держать основных клиентов в курсе новостей.
При условии использования социальной сети «ВКонтакте», вуз может достигнуть таких положительных результатов в продвижении своего бренда на рынке образовательных услуг:
1. Значительно увеличить степень информативности, мобильности и упорядоченности процесса привлечения абитуриентов, поскольку администратор может быстро ответить на все возникшие у целевой аудитории вопросы. Кроме того, администратор имеет возможность размещать в сети любые объявления и сообщения, касающиеся продвигаемого вуза.
2. Введение информационной компоненты в общение через социальную сеть способствует повышению подготовки абитуриентов, так как они становятся больше нацелены на обучение в продвигаемом вузе и лучше готовятся по необходимым для поступления дисциплинам. Кроме того, общение в формате сообщений в социальной сети обеспечивает развитие коммуникативной компетенции у будущих студентов вуза.
В целом применение ресурсов социальной сети «ВКонтакте» значительно способствует углублению и разнообразию сотрудничества вуза с потенциальными абитуриентами, существенно повышает эффективность привлечения абитуриентов на падающем в настоящее время рынке. Конечно, у такого формата работы есть и негативные аспекты. Так, пока не все абитуриенты имеют технические возможности, нужен некоторый уровень компьютерной грамотности и время, чтобы работать в интернете. Также администрирование группы «ВКонтакте» требует времени и творчества куратора, при этом не хватает научно обоснованных методических рекомендаций в этой сфере. Однако, по нашему мнению, эти проблемы можно решить, если вуз проведёт необходимую исследовательскую, методическую и организационную работу, а также будет умело и умеренно сочетать продвижение бренда вуза в сети «ВКонтакте» с другими видами продвижения.
Выводы. Конкурентная ситуация, сложившаяся на рынке образовательных услуг Республики Беларусь, в том числе и в связи со сменой демографического тренда, заставляет вузы бороться за каждого абитуриента. В этой связи возникает необходимость применять самые эффективные инструменты продвижения бренда вуза на рынке образовательных услуг, среди которых на современном этапе наиболее актуальны инструменты интерактивного маркетинга. Брендинг в социальных сетях на современном этапе является не только одним из эффективных способов формирования приверженности к бренду вуза, но и уникальным каналом обратной связи с потенциальными абитуриентами и их родителями.
Социальная сеть «ВКонтакте», как было показано в статье, открывает наиболее интересные возможности для привлечения абитуриентов белорусскими вузами. Она имеет ряд преимуществ, таких как целевой состав аудитории, высокая оперативность управления рекламной кампанией и получения обратной связи, более низкая стоимость по сравнению с другими каналами продвижения.
Перспективами дальнейших исследований может быть изучение вопросов, связанных с продвижением бренда вуза в других социальных сетях.