Статья:

Управление образовательной и научно-инновационной деятельностями вузов

Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Шматко А.Д., Карпюк А.Г., Эрдниев Т. Управление образовательной и научно-инновационной деятельностями вузов // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(33). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 10-16.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Управление образовательной и научно-инновационной деятельностями вузов

Шматко Алексей Дмитриевич
профессор, д-р. экон. наук, профессор, Балтийский государственный технический университет "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова, главный научный сотрудник ИПРЭ РАН, РФ, г. Санкт-Петербург
Карпюк Артём Григорьевич
магистрант, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, РФ, г. Санкт-Петербург
Эрдниев Тер-Батр
магистрант, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. Эффективное управление современным высшим учебным заведением требует разработки и внедрения нового механизма управления. Целью данной статьи является исследование компонентов системы управления современного высшего учебного заведения (далее – ВУЗ). Автором посредством метода анализа компетентных литературных источников определено, что основным структурным элементом управления образовательной и научно-инновационной деятельностью высшей школы представляется новая технология, основанная на практически ориентированном подходе, которая позволяет значительно улучшить качество системы менеджмента ВУЗа. Основной задачей такой технологии определено формирование соответствующих общих и особых специальных управленческих компетенций по управлению заведением. Также отмечено, что современные изменения направления образовательной политики требуют корректировки уже применяемых методов управления образовательными процессами и развития направления научно-инновационной деятельности.

 

Ключевые слова: управление; ВУЗ; деятельность; инновации; образовательный процесс.

 

Цели и задачи реформирования образовательной системы России, инновации и основные способы радикальных преобразований в управлении высшими учебными заведениями определены Государственной программой «Развитие образования», которая подтверждает объективную необходимость разработки новой управленческой парадигмы. Имплементация Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования активизировала начало нового этапа в управлении высшими учебными заведениями, в основе которого, с одной стороны, лежит идея автономии, расширения полномочий коллегиальных органов управления и самоуправления, с другой - возникновение и преодоление ряда сложных проблем управленческого характера. Условием их решения является обновление теории управления вузами на основе новых образовательных и управленческих парадигм. Существующее на сегодня противоречие между незначительным уровнем осведомленности административно-управленческих работников с теоретическими основами управления высшими учебными заведениями и целесообразностью творческого использования этих принципов в современной управленческой практике может быть преодолено, в частности, знанием и анализом основных теорий управления образовательной и научно-инновационной деятельностью. Актуализирует исследуемую проблему и начало профессионализации подготовки руководителей, растущая конкуренция на внутреннем и внешнем рынках предоставления образовательных услуг отечественным и иностранным соискателям, а также обсуждением текущего реформирования высшего образования.

Различные аспекты управления деятельностью высших учебных заведений (историко-педагогический анализ практики управления, экономические проблемы современного управления высшими учебными заведениями, состояние и тенденции финансового обеспечения сферы высшего образования, стратегическое управление ВУЗом) основательно проанализированы в трудах отечественных исследователей, среди которых в рамках данной статьи следует выделить таких, как: Фофанов И.С., Панова А.А., Королев В.А., Кулагин В.А., Грудзинский А.О., Головцова И.Г., Ястребов А.П., Белый Е.М., Беспалова М.П., Романова И.Б., Апенько С.Н. [1-7].

В то же время, на сегодня практически не изученным остается вопрос теоретического анализа различных подходов к формированию системы управления образовательной и научно-инновационной деятельностью ВУЗа в условиях постоянно меняющейся правовой среды. [12] Для эффективного функционирования высших учебных заведений в современных условиях необходимы изменения в системе управления, создание нового эффективного механизма, который бы позволил успешно развиваться как отдельным ВУЗам, так и в целом системе высшего образования России.

В целом, систему управления образованием можно определить как целенаправленное воздействие субъектов управления различных уровней (федерального, регионального, местного) на все звенья образования с целью гармоничного развития подрастающего поколения, жизнедеятельность которого обеспечивает сохранение и дальнейшее развитие социального организма и культуры общества. В высшем учебном заведении управление можно рассматривать как многокомпонентный сложный процесс, который имеет внешние и внутренние свойства, принципы, формы и методы, характеризуется различными субъектами и объектами управления, и используется для упорядочения и организации деятельности кадровой, воспитательной, нормативной, научно-исследовательской, материально-технической, финансово-хозяйственной его подсистем.[10] Практика управления высшим учебным заведением свидетельствует о том, что достаточно много вопросов возникает в плоскости взаимоотношений административного (формального) руководства, которое осуществляется должностными лицами и четко регламентировано нормативными актами, действующим законодательством и делегированием полномочий коллегиальным органам управления (собрание трудового коллектива, ученый совет, совет факультета и др.) [5].

В современной педагогической теории существуют различные подходы к формированию систем управления ВУЗом. Так, А. Панова среди многих моделей, которые анализируются в научных трудах, выделяет четыре основных модели управления в высших учебных заведениях:

  • коллегиальную (Миллет, Гудман) ­ решения производятся совместно всеми преподавателями, власть децентрализована;
  • иерархическую (Строуп) ­ решения производятся лично администратором, власть централизована;
  • политическую или коалиционную (Болдриджа) ­ решения принимаются в процессе переговоров, власть децентрализована;
  • анархическую (Коэн, Марч) ­ решение принимается произвольным способом [6].

Все эти модели не являются взаимоисключающими, но, по мнению А. Пановой, иерархическая модель точно описывает, как функционирует ВУЗ при отсутствии серьезных проблем [6]. И хотя охарактеризованные модели распространены в отечественных вузах, они не способны адаптироваться к изменениям, которые происходят сегодня в системе высшего образования страны. Поэтому кроме моделей управления высшими учебными заведениями, в контексте управления образовательной и научно-инновационной деятельностью следует выделить проектно-ориентированный подход.

Основоположником проектно-ориентированного управления ВУЗом является А. Грудзинский. Он считает, что основной проблемой управления является разработка социального механизма управления, который бы позволил высшему учебному заведению адаптироваться к современным условиям информационного общества. Этот механизм базируется на проектно-ориентированной концепции управления ВУЗом [4]. Собственно, традиционная иерархическая структура управления с горизонтальными связями между подразделениями должна быть дополнена системой управления проектами, которые направлены на выполнение разовых заказов рынка. Таким образом, проектно-ориентированное управление способствует обеспечению научно-образовательного и социально-экономического развития, сохраняя при этом организационные основы образовательной и научной деятельности ВУЗа [1]. Вместе с тем, такой подход к управлению открывает новую сферу деятельности на основе проектной организации. Такое управление сможет повысить эффективность стратегического управления, создаст условия для постоянного улучшения деятельности ВУЗа [2].

Содержание и усиление конкурентных позиций на рынке образовательных услуг обосновывает необходимость разработки и внедрения эффективных механизмов и инструментов совершенствования деятельности ВУЗа. [8] При этом актуальным является обеспечение комплексного характера совершенствования, модернизации, инновационного развития, которое предусматривает охват всех ключевых направлений деятельности ВУЗа [3]. Проектный подход может быть использован руководством ВУЗа не только для управления ключевой образовательной детальностью, но и для курирования основных аспектов научно-инновационной деятельностью. [12] Инновационное развитие вуза - это объективный, целеустремленный, необратимый процесс, разворачивающийся во времени; процесс перехода учебного заведения из одного качественного состояния в другое, что сопровождается внутренними творческими преобразованиями. Осуществляется этот процесс преимущественно посредством целенаправленных преобразований на основе инновационной деятельности высшего учебного заведения или привнесением качественно новых элементов, свойств и характеристик [7]. В современных условиях конкурентные преимущества будут иметь только те ВУЗы, которые будут способны максимально эффективно использовать ресурсы - в первую очередь человеческие. В глобальном контексте конкурентоспособность заключается в способности ВУЗов генерировать новые идеи и знания, воплощать их в новые образовательные услуги, направления деятельности. То есть, сегодня конкурентоспособность ВУЗа на рынке образовательных услуг во многом зависит от его стремления быть инновационным. Инновационная модель развития высшего учебного заведения диктует необходимость глубокой интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности, разработки и внедрения механизмов, повышающих конкурентоспособность за счет повышения качества всех направлений деятельности ВУЗа. [12]

В контексте анализа различных подходов к управлению высшим учебным заведением актуальным является обращение к содержанию управленческой деятельности руководителя. В системе высшего образования на руководителя возлагаются функции по обеспечению учебного заведения нормативно-правовыми и распорядительными документами планирования работы, руководства кадровым, учебно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса, материально-технической базы, организации и планированию научной деятельности, работе учебного заведения по трудоустройству выпускников, внедрению системы контроля за образовательной и финансово-хозяйственной деятельностью. Следовательно, теоретический анализ содержания управленческой деятельности руководителя высшего учебного заведения показал, что управление высшим учебным заведением - это целенаправленный процесс изменения состояния образовательной и научно-инновационной подсистем ВУЗов с целью стабильного функционирования и развития. [9]

Действенным путем повышения уровня и качества управления высшим учебным заведением в современных социально-экономических условиях может стать привлечение представителей бизнеса в состав управленческих органов. Очевидно, что такой симбиоз между предпринимательством и научным сообществом необходим не только в сфере коммерциализации научных достижений, но и управлении.

Таким образом, осуществленный теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что современная система управления образовательной и научно-инновационной деятельностью ВУЗов должна направляться на формирование умения у руководителей эффективно действовать в динамично меняющейся среде. Оно заключается в определении перспективных направлений развития учебного заведения, в накоплении необходимых ресурсов и его инновационного потенциала, в разработке и внедрении нового содержания, форм и средств образовательного процесса, в создании условий для развития педагогической креативности и обеспечения конкурентоспособности заведения. Качественно выстроенная система управления способствует появлению новых обучающих систем (кредитно-трансферной, многоступенчатой, развивающей, профильной и др.), росту инновационного компонента в содержании, формах и методах обучения (новые учебные дисциплины, модули, темы; дистанционная форма обучения; интерактивные методы обучения), появлению педагогических инноваций, росту роли информационно-коммуникационных технологий в функционировании высших учебных заведений.

Перспективы дальнейших научных исследований состоят в выявлении связи между основными характеристиками высших учебных заведений и существующей моделью управления.

 

Список литературы:
1. Апенько С.Н. Проектно-ориентированное управление в ВУЗе и подготовка специалистов по управлению проектами // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 7. С. 74-76.
2. Белый Е.М., Беспалова М.П., Романова И.Б. Интеграция механизма управления проектами в систему управления ВУЗом // Международный научный журнал. 2011. № 2. С. 135-137.
3. Головцова И.Г., Ястребов А.П. Функции управления инновационной деятельностью ВУЗа в сфере управления качеством // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2013. № 4. С. 273-277.
4. Грудзинский А.О. Концепция проектно-ориентированного университета // Университетское управление: практика и анализ. – 2003. – № 3(26). – С. 24-37.
5. Королев В.А., Кулагин В.А. Управление ВУЗом с точки зрения принципов корпоративного управления // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 6. С. 90-95.
6. Панова А.А. О структуре управления и принятии решений в российских вузах: препринт / А. А. Панова. – М.: ГУ ВШЭ, 2006. – 28 с.
7. Фофанов И.С. Отечественная практика управления ВУЗами. Разработка автоматизированной системы управления // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 4. С. 148-150.
8. Шматко А.Д. Организация инновационной деятельности производственных предприятий: современные условия и существующие подходы // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 155-159.
9. Шматко А.Д. Основные вопросы организации финансирования инновационной деятельности организаций // Вестник экономической интеграции. 2010. Т. 1. № 11. С. 80-83.
10. Марков А.В., Шматко А.Д. Функциональное моделирование процессов в организационно-технических системах. Учебное пособие для вузов / Балтийский государственный технический университет "Военмех". Санкт-Петербург, 2005.
11. Шматко А.Д. Развитие инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства высшей школы в условиях инновационной экономики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2012.
12. Шматко А.Д. Моделирование инновационной деятельности предприятий на основе методологии систем менеджмента качества // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 78-81.