ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
Конференция: LXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Экономика
LXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
FACTORS AFFECTING THE CONDUCT OF STRATEGIC ANALYSIS OF AN OIL AND GAS ENTERPRISE
Albert Murzabaev
Student, Ufa State Petroleum Technological University, Russia, Ufa
Аннотация. В данной статье рассмотрены факторы внешней среды, оказывающие влияние на проведение стратегического анализа предприятия нефтегазовой отрасли.
Abstract. This article examines the external environmental factors that influence the strategic analysis of an oil and gas company.
Ключевые слова: стратегический анализ, факторы, учитываемые при выполнении стратегического анализа, технологические факторы, факторы макросреды.
Keywords: strategic analysis, factors taken into account when performing strategic analysis, technological factors, macroenvironmental factors.
Стратегический анализ предприятия нефтегазовой отрасли – важнейший этап разработки эффективной стратегии, обеспечивающий корректность долгосрочных целей нефтегазового предприятия, комплексное понимание внешнего конкурентного окружения и взвешенность оценки собственных ресурсов и возможностей [1, с. 24].
На деятельность предприятия нефтегазовой отрасли оказывают влияния следующие факторы:
– государственное регулирование, которое может снижать уровень рентабельности предприятия и влиять на деловую активность. Однако эффективное сотрудничество с государственными органами власти может обеспечить качественное и гармоничное развитие фирмы, если ее цели совпадают с государственной политикой;
– изменение спроса и предложения на рынках нефти и нефтепродуктов – для этого оцениваются события в политической конъюнктуре, состояние отечественной и зарубежной нефтеперерабатывающей промышленности, позиции основных конкурентов;
– привлечение инвестиционных ресурсов, что необходимо для реализации инвестиционных, модернизационных, инновационных проектов, реконструкций, освоения новых месторождений, развития новых направлений транспортировки;
– технологии и инновационная сфера, которые являются наиболее –перспективными для отрасли, поскольку инновации позволяют обеспечить существенные конкурентные преимущества;
– экологические факторы, так как необходим учет высокого уровня экологических рисков, вызванных возможным загрязнением окружающей природной среды и авариями техногенного характера [1, с. 26].
Кроме того, при стратегическом анализе нефтегазовой отрасли необходимо учитывать следующие факторы, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1. Факторы, учитываемые при выполнении стратегического анализа нефтегазовой отрасли
Согласно рисунка 1 основными факторами, учитываемыми при проведении стратегического анализа нефтегазовой отрасли, являются изменения в макросреде, основные стратегические факторы, ресурсный потенциал компании и ключевые тенденции развития глобальной энергетической системы.
В программу стратегического анализа нефтегазовой отрасли входят следующие элементы, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2. Элементы, включаемые в программу стратегического анализа нефтегазовой отрасли
В программу стратегического анализа нефтегазовой отрасли включают элемент анализа изменения основных параметров макросреды – в данном случае проводится анализ политической, экономической, рыночной и технологической составляющих, и по полученным данным осуществляется прогноз.
Следующим элементом, включаемым в программу стратегического анализа нефтегазовой отрасли, является конкурентный анализ, в рамках которого проводится сравнение предприятий отрасли с конкурентами на соответствие выявленным стратегическим отраслевым факторам.
Еще одним элементом, включаемым в программу стратегического анализа, является оценка динамических способностей нефтегазового предприятия, в данном случае особое внимание уделяется основным активам предприятия с учетом ожидаемых рыночных изменений [2, с. 16].
Определение основных направлений развития также является элементом, включаемым в программу стратегического анализа нефтегазовой отрасли, и на основе проведенного анализа разрабатываются корректировки в стратегии компании, направленные на адаптацию ее активов к изменяющимся условиям внешней среды.
Для оценки влияния фактором предлагается использования метода составления профиля макросреды и ближайшей среды и оценивать относительную важность отдельных факторов окружающей среды (таблица 1).
Таблица 1.
Профиль среды предприятия
Факторы среды |
Важность для нефтегазовой отрасли, А |
Влияние на предприятие нефтегазовой отрасли, B |
Направленность слияния, C |
Степень важности D=AxBxC |
1 Экономический |
- |
- |
- |
- |
2.Политический |
- |
- |
- |
- |
3 Технологический |
- |
- |
- |
- |
…………………. |
…………….... |
………… |
………… |
……… |
Итого |
- |
- |
- |
- |
Пример оценки профиля макросреды нефтегазового предприятия представлен в таблице 2. Оценка выполнена по пяти балльной шкале (где 1 минимальное влияние, 5 – максимальное влияние фактора).
Таблица 2.
Профиль среды предприятия
Факторы среды |
Важность для нефтегазовой отрасли, А, баллы |
Влияние на предприятие нефтегазовой отрасли, B, баллы |
Направлен-ность слияния, C, доля ед. |
Степень важности D=AxBxC |
1 Экономический |
5 |
5 |
0,12 |
3,00 |
2.Политический |
6 |
5 |
0,12 |
3,60 |
3 Технологический |
6 |
5 |
0,12 |
3,60 |
4 Социальный |
5 |
4 |
0,11 |
2,20 |
5 Экологический |
6 |
6 |
0,12 |
4,32 |
6 Географический |
4 |
5 |
0,11 |
2,20 |
7 Трудовые ресурсы |
6 |
6 |
0,12 |
4,32 |
8 Культурный фон |
3 |
3 |
0,06 |
0,54 |
9 Доступность рынка |
5 |
4 |
0,12 |
2,40 |
Итого |
46 |
43 |
1,00 |
26,18 |
Факторы профиля среды предприятия оценивают по шкале, представленной таблице 3.
Таблица 3.
Шкала оценки профиля среды
Интервал |
Влияние |
4,00 – 5,00 |
Сильное влияние |
3,00-3,99 |
Умеренное влияние |
2,00-2,99 |
Среднее влияние |
1,00 – 1,99 |
Низкое влияние |
< 1,00 |
Очень слабое влияние |
Как видно из таблиц 2 и 3 сильное влияние на деятельность нефтегазового предприятия оказывают экологический фактор и трудовые ресурсы, умеренное влияние оказывают экономический, политический, технологический. Среднее влияние оказывают социальный и географический фактор, а также доступность рынка. Низкое влияние оказывает культурный фон.
Таким образом, на основе профиля среды предложен методический подход к оценке факторов, влияющих на формирование стратегии нефтегазового предприятия, который позволит учитывать, как современное представление об эффективном управлении (имеющем исключительно качественное описание), так и экономические результаты работы предприятия в целом.