Статья:

Развитие сферы туризма в КНР

Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Землеустройство, рекреация и туризм

Выходные данные
Лапшова Л.Н., Ян Ц. Развитие сферы туризма в КНР // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 3(5). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 25-33.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие сферы туризма в КНР

Лапшова Людмила Николаевна
канд. техн. наук, доцент, Новосибирский государственный университет экономики и управления – НГУЭУ, РФ, г. Новосибирск
Ян Цзяо
магистрант, Новосибирский государственный университет экономики и управления – НГУЭУ, РФ, г. Новосибирск

 

THE DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY IN PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA (PRC)

 

Ludmila Lapshova

candidate of engineering sciences, associate professor, Novosibirsk State University of Economics and Management- NSUEM, Russia, Novosibirsk

Jiao Yang

graduate student, Novosibirsk State University of Economics and Management - NSUEM, Russia, Novosibirsk

 

Исследование выполнено при поддержке ГРНТИ 06.52.17 Социальные и экономические проблемы развития

 

Аннотация. В статье изложены основы развития туристского комплекса КНР в зависимости от имеющегося ресурсного потенциала. Приводится характеристика ресурсов, являющихся основой создания туристского продукта КНР и его продвижения.

Abstract. The article shows the development of tourist complex in China, depending on the resource potential are stated. The characteristic is submitted of the resources which are a basis of creation of a tourist product and its promotion is provided.

 

Ключевые слова: туризм; ресурсы; инфраструктура; виды туризма.

Keywords: tourism; resources; infrastructure; tourism types.

 

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Китая. Статистические данные, опубликованные Всемирной туристской организацией, свидетельствуют, что по объему валютных доходов от международного туризма Китай вышел на 4-е место в мире и продолжает демонстрировать устойчивую динамику роста данного показателя, [3, с. 6].

Признание туризма стратегически важной отраслью китайской экономики обеспечило серьезную поддержку отрасли со стороны китайского правительства [1, с.71]. Государственным Советом КНР обнародовано концептуальное видение будущего национального туризма, разработана Программа развития национальной индустрии туризма и досуга на 2013-2020 гг.  и опубликованы «Тезисы о туризме и развлечении народа 2013 г—2020 г.». Китайская национальная туристическая администрация (КНТА) совместно с финансовыми учреждениями и крупными туристскими компаниями создала специальный фонд содействия туризму, [1, с.74]. Всемерно развертываются новые туристические программы.

Принятые меры законодательного, институционального, финансового и инфраструктурного обеспечения, а также изменение общественных ценностей, ориентации и образа жизни привели к тому, что туризм в Китае становится серьезной движущей силой китайской экономики. Дальнейшее развитие отрасли, успешность ее функционирования в значительной мере определяется имеющимися ресурсами, их структурой, эффективностью использования, уровнем  развитости  и специализации.

Отраслевые ресурсы являются основой для формирования туристского продукта и его дальнейшего продвижения. К ним относится все, что представляет интерес для туристов, является для них привлекательным.

Разнообразие ресурсов и возможностей их использования предопределило и разнообразие методов их классификации, [4, с. 260]. В данной работе за основу взята классификация туристских ресурсов, в соответствии с которой ресурсы подразделяют на две большие группы: непосредственные и косвенные. К первой группе относятся природно-рекреационные и культурно-исторические ресурсы, используемые туристами. Во вторую группу входят косвенные туристские ресурсы, привлекаемые для освоения и использования ресурсов первой группы.

Рассмотрим обозначенные виды ресурсов туристской отрасли и те возможности, которые открываются при их использовании.

Итак, ресурсы первой группы – природно-рекреационные, составляющие фундамент туристского предложения. Это, прежде всего, природные блага. Именно им принадлежит особое значение в удовлетворении нужд туристов. Рекреационные ландшафты, комфортный климат, водные объекты, особенно теплые моря, минеральные воды и лечебные грязи — все это привлекает посетителей и решающим образом влияет на туристское движение, придавая определенное направление и формируя его структуру во времени и пространстве.

Как уже было сказано, к природным ресурсам, привлекающим туристов, относится рельеф. Рельеф Китая дает основание для развития таких популярных видов туризма как горный (альпинизм) и спортивный.

Климатические условия обеспечивает организацию туризма в любое время года за редким исключением. В случае сезонных колебаний спроса на туристский продукт могут использоваться инструменты синхромаркетинга, такие как переключение побудительных мотивов, рекламно-пропагандистская деятельность, или же длительная деятельность, направленная на изменение привычек людей.

На территории Китая находится более полутора тысяч рек, общая протяженность которых превышает 1000 кв. км. Бассейны рек, впадающих в моря и океаны, составляют 64% от общей площади континентального Китая. Существуют также так называемые внутренние реки, впадающие в озера или растворяющиеся в солончаках и пустынях. Набор водных ресурсов дает основание для дальнейшего развития водного и познавательного туризма. В настоящее время такие виды туризма имеют определенный успех у значительного числа туристов.

Особо охраняемые природные территории площадью 149 950 тыс. га составляют примерно 15 % всей территории Китая. Наибольший интерес у туристов вызывает Резерват гигантской панды, в котором обитает треть мировой популяции этих животных, включающий в себя комплекс из 7 малых резерватов и 9 парков. Такие территории являются привлекательными для туристов, выбирающих для себя как познавательный, так и экологический туризм.

Культурно-исторические ресурсы Китая представлены, в первую очередь, археологическими памятниками. Своей историей они уходят в далекое прошлое. Так, например,  Мавзолей первого императора династии Цинь, относящийся  к III веку до н.э., находки пекинского человека; сооружения в горах Уданшань, среди которых имеются  постройки в даосском стиле относящиеся  к 7 веку; храм, могилы Конфуция и наследников, дом семьи Кун в городе Цюйфу (VI-V вв. до н.э.); гигантский Будда в городе Лэшань; древний город Пинъяо – единственный средневековый город Китая, полностью сохранивший свой исторический архитектурный облик; дуцзянъяньская ирригационная система; гроты Юньган; столицы и гробницы древнего королевства Когурё; иньсю – столица древнего государства Шан. Это далеко не полный список археологических памятников Китая, представляющих интерес для туристов, ориентирующихся на экскурсионно-познавательный и религиозный виды туризма. К перечисленным археологическим памятникам следует добавить и памятники архитектуры, включающие в себя постройки дворцовой, садово-парковой архитектуры, мосты, фортификационные сооружения. И здесь, прежде всего, Запретный город, горное убежище от летнего зноя, парки Бэйхай, Юаньминъюань, Ихэюань, западное озеро в Ханчжоу; знаменитые фортификационные сооружения: великая Китайская стена, крепостные стены многих городов, например, Нанкина, крепость Ваньпин; мосты: Аньцзи; Марко Поло; Баодай и др. Интерес для туристов представляют и самобытные жилые постройки: жилые комплексы сыхэюань; жилые комплексы крепостного типа – тулоу; укрепленные особняки дяолоу.

Любители религиозного туризма имеют возможность познакомиться с древними храмами и алтарями.  Многие из них имеют мировую известность: храмы Таймяо, Неба, Тяньнин, Истинного Единства, алтарь Земли и Злаков, железная, фарфоровая пагоды, пагода, пагода Шести Гармоний, дворец Высшей Чистоты, наньюэ Дамяо, Путоцзунчэн, резиденция Небесных Наставников, пещерные храмы Фэнсяньсы, Лунмэнь, пещеры Могао, Юньган. Особо можно выделить мемориальные сооружения: храм Конфуция; храм Баогуна; пайлоу – резные орнаментированные триумфальные ворота из камня или дерева.

Китайский народ всегда бережно относился к своим традициям, историческому прошлому и наследию. Однако вплоть до образования КНР накопленные веками бесценные произведения искусства были сосредоточены лишь в императорских дворцах и богатых домах и не предназначались для всеобщего обозрения.

В начале XX века в Китае существовало лишь несколько музеев со средневековыми собраниями живописи и историческими реликвиями. После образования Китайской Народной Республики началось восстановление имеющихся и строительство новых музеев, отреставрировано множество памятников архитектуры и садово-парковых ансамблей.

На сегодняшний день музеи в КНР обрели новую жизнь: многие из них реконструированы и достроены, проведена глобальная модернизация музейного оборудования и выставочных залов, значительно расширен фонд музейных предметов, проводятся археологические исследования. На данный момент в Китае насчитывается более 3000 различных по масштабу и тематике музеев. Самые популярные из них: Китайский национальный музей чая, Национальный музей Китая, Геологический музей Китая, Гоцзыцзянь, Гунванфу, Дом-музей Го Можо, Дом-музей Ли Дачжао (Пекин), Дом-музей Мэй Ланьфана, Дом-музей Ци Байши (Пекин), Музей женщин и детей Китая, Летний дворец (Пекин), Китайский музей авиации, Столичный музей, Художественный музей Яньхуан, Шанхайский музей, Шанхайский почтовый музей, Шанхайский художественный музей.

Особого внимания заслуживают Праздники и фестивали Китая, имеющие многовековую историю и богатое культурное содержание. Многие из них имеют древние корни китайской мифологии или связь с сельскохозяйственной деятельностью китайского народа. Интерес для туристов представляют хорошо известные: Харбинский праздник снега и льда, праздник фонарей, международный фестиваль воздушных змеев в Вэйфане, праздник драконовых лодок в Гонконге, праздники факелов в Юньнани и Сычуани, Фестиваль древней культуры и искусства в Сиани, Шаолиньский фестиваль боевых искусств, Международный фестиваль панды в Чэнду, День рождения Конфуция, Фестиваль искусств «Трех Ущелий» и другие. Такое количество праздников и фестивалей привлекает туристов из разных стран и дает основание для развития экскурсионно-познавательного и событийного видов туризма.

Вторая группа ресурсов представлена инфраструктурными объектами, характеристика которых приведена далее.

Для Китая, учитывая размеры территории, огромное значение имеет транспорт. Примерно половина грузооборота и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. В настоящее время общая протяженность железных дорог составляет 111,8 тыс. км, [2]. В стране создана крупнейшая в мире сеть скоростных железных дорог –19 тыс. км, занимающая первое место в мире. К 2020 году протяженность железной дороги в Китае составит более 120 000 км. Среди них, новой высокоскоростной железной дороги - более 16000 км.  Железнодорожная скоростная пассажирская транспортная сеть в Китае составит более 50000 км, объединив все областные центры и города с населением свыше 500 000 человек, что составит более 90% населения страны.

Растет доля морского, автомобильного, трубопроводного, авиационного транспорта. На сегодняшний день в КНР около 500 аэропортов. Крупнейшие международные аэропорты Китая – столичный в Пекине, Пудун в Шанхае, Гонконг, Байунь в Гуанчжоу, Фэнхуан в Санье, Макао.

До 2030 года правительство Китая планирует построить более 1600 новых аэропортов, в большинстве административных регионов страны и получить контроль над зарубежными аэропортами, выкупая акции и входя в предприятия на правах инвесторов и управленцев.

Протяженность водных путей составляет около 130 тыс. км (1-е место в мире). Крупнейшие порты – Шанхай, Циндао, Циньхуандао, Далянь. Бэйхай, Гонгконг расположены исключительно удачно, обеспечивая возможность организации ежедневных морских круизов, по всему миру. Портовые города Китая объединены сетью морских путей.

Общая протяженность рек, находящихся в континентальной части страны, составляет 226,800 км, 136,000 из них открыты для навигации.

Развитие туризма в стране привело к повсеместному расширению гостиничного сектора страны. По данным 2014г., в Китае насчитывалось 18874 объекта коллективной формы размещения, предоставляющих услуги на 705,524 млрд. ¥. Среднегодовая численность занятых в гостиничном секторе КНР составила, по данным Китайского статистического ежегодника, 1979 миллионов человек. Причем, отрасль продолжает активно инвестироваться, что обеспечивает ее дальнейшее развитие.

В Китае принята особая система классификации гостиниц. Постоялый двор – самый простой вариант размещения. Другой вариант ночлега – Дом для гостей – соответствует отелю класса 2–3*. Винный дом принадлежит к наиболее престижному средству размещения и соответствует гостинице класса 3–4*. При этом традиционная пятизвездная классификация гостиниц применяется преимущественно в отношении отелей международных гостиничных цепей.  Наибольшей плотностью отелей отличаются Шанхай, Пекин, Шэньчжэнь, Ханчжоу, Гуанчжоу и Нанкин, которые сосредоточила на своей территории около 36 % гостиничного фонда Китая. Среди основных средств размещения гостиничные цепи: Home Inns, 7Days Inn, Jinjiang Inn, Hanting Inns & Hotels, Green Tree Inn Chain и Super 8 Hotel. Присутствуют также и транснациональные гостиничные цепи «Хилтон», «Шератон», «Холидей- Инн», «Шангри-Ла» и др.

Индустрия развлечений Китая включает в себя многочисленные объекты: зоопарк и океанариум в Пекине, водные аттракционы в Гуанчжоу, многочисленные игорные и развлекательные заведения: «Монте-Карло Востока» в Гонконге и Макао, профессиональные гольф-клубы (о. Хайнань), бары и ночные клубы в Гонконге и Шанхае, что дает основание активно развивать развлекательный туризм.

Хорошо развита и индустрия питания, включающая в себя и привычные для всего мира предприятия быстрого питания fast food: MacDonalds, Kentukky Fried Chicken, Pizza Hut, Mr. Lee (китайский), рестораны высшего уровня: Quan Ju De, Fangshan, Afunti Uighur, вечерний уличный рынок, столовые, кафе, представляющие разнообразные меню для потребителей разного уровня дохода и предпочтений.

Таким образом, можно сделать вывод, что КНР обладает необходимым потенциалом для развития как внутреннего, так и въездного туризма. При эффективном управлении имеющийся потенциал обеспечивает базу для развития следующих видов туризма:

а) Экскурсионно-познавательный, целью которого является ознакомление с памятниками истории и культуры, природными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями. Это классический вид туризма, занимающий ведущее место и имеющий все основания для дальнейшего развития практически на всей территория Китая.

б) Развлекательный, предполагающий путешествия для получения ярких впечатлений от культурно-массовых мероприятий, от посещения тематических парков. Этот вид туризма, хорошо соответствующий желаниям и целям практически всех туристов, активно развивается в Пекине, Шанхае, Сянгане, Даляне, Гуанчжоу, Шеньчжене, Аомыни, на о. Хайнань и в других районах Китая. Опорой для такого развития являются потрясающие и передовые аттракционы, парки, профессиональные гольф-клубы и т.д.

в) Событийный туризм, включающий поездки, приуроченные к каким-либо событиям в сфере культуры, спорта, бизнеса и т. д.  Этот вид туризма, популярность которого быстро растет, имеет место в городах Харбин (праздник снега и льда); Вэйфан (фестиваль воздушных змеев); Гонконг (праздник драконовых лодок), в провинциях Юньнань и Сычуань. География событийного туризма быстро расширяется.

г) Купально-пляжный туризм, организуемый в прибрежных районах с целью отдыха на море, развивается в приморских городах на востоке и юге Китая: Хайнань, Тайвань, Шаньдун, Ляонин, Чжецзян, Фуцзянь, Циндао, завоевывая популярность у туристов.

д) Деловой туризм, преследующий служебные или профессиональные цели без получения доходов. Включает в себя посещение отраслевых и тематических выставок, знакомство с методиками работы ведущих профильных предприятий, проведение деловых переговоров для обмена опытом. Наиболее популярными выставками, которые проходят в КНР, являются Шанхайские и Гуанчжоуские. Хорошо известны центры для поиска деловых партнеров, выгодных контрактов, новинок и товаров, расположенные в Гуанчжоу, Шанхае, Харбине, Пекине, Санье, Урумчи. Китай является членом глобальных организаций, таких как международная Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), группа компаний ATEK, объединяющих несколько десятков современных заводов, что дает возможность организовывать деловые встречи на международном уровне. Все это способствует активному развитию делового туризма.

е) Оздоровительный туризм, осуществляемый с целью укрепления здоровья и предусматривающий пребывание в санаторно-курортных учреждениях. В основу этого вида туризма положена Китайская медицина, связанная с местными природными ресурсами: горячие минеральные воды, грязевые курорты, термальные источники, центры китайской медицины в городах Далянь, Циндао, Бэйдахэ, Удалянь,  Хэйлунцзян, Юньнань и др.

ж) Гастрономический - относительно новый вид туризма, который ставит целью знакомство с особенностями местной кухни, кулинарными традициями. Только начинает свое развитие в КНР.

з) Экологический – развивающийся вид туризма, сфокусированный на посещениях относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территорий: 428 государственных заповедников редких животных и растений, 12 мест, внесенных в Список мирового природного наследия.

и) Геологический – предполагающий знакомство с геологическими объектами и их историей, с флорой и фауной окружающей живой природы. Это: Тибет, Синьцзян, Гуйчжоу, запад, юго-запад, Лёссовое плато, Юньнань-Гуйчжоуское нагорье, Сычуаньская впадины и др.

к) Шоп-туры – вид туризма, теряющий свою популярность в результате развития мировой торговой сети и развитых грузоперевозок. Но благодаря всемирной известности китайских товаров, этот вид туризма сохраняет свои позиции в Шанхае, Гуанчжоу, Шеньчжене, Аомене и в других городах и провинциях.

л) Религиозный туризм – ориентирован на узкий круг туристов, посещающих святые места и центры религий.

Подводя итоги, нужно еще раз отметить, что Китай – страна с уникальным историко-культурным наследием и огромным разнообразием природно-рекреационных ресурсов.

В Китае есть возможность развивать все виды туризма, чтобы соответствовать потребностям покупателей с разными предпочтениями и с разным уровнем дохода, формировать туристские продукты  

Положительно на развитие туризма в Китае влияют отсутствие сезонности предложения и относительно несложные процедуры получения визы. Тем не менее, несмотря на высокую привлекательность Китая для туристов, в своем предложении страна ориентирована на людей с высоким уровнем достатка, что существенно сужает контингент туристов и сдерживает темпы развития туризма. Причиной этому является, прежде всего, традиционная дороговизна туров, обусловленная высокой стоимостью перелета. К сдерживающим факторам развития туризма в Китае можно также отнести недостаточно развитую индустрию развлечений. Негативное воздействие на приток туристов в Китай оказывает и существенно возросшая в последние годы конкуренция со стороны других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, наблюдается отток части иностранных туристов в Японию, Таиланд и Малайзию. Но, исходя из имеющихся в стране ресурсов, учитывая численность населения, рост благосостояния и повышение культурно-технического уровня населения, туризм может активно развиваться, внедряя в практику новые или развивая не достаточно освоенные направления, и выступать катализатором социально-экономического и культурного развития страны.

 

Список литературы:
1. Лапшова Л.Н., Камзабаева М.С. Основные тенденции развития туристской отрасли КНР. Проблемы экономической науки и практики: сб. научных трудов/ под ред. С.А. Филатова; Новосиб. Гос. ун-т экономики и управления. – Вып. 2. –Новосибирск: НГУЭУ, 2016. – стр. 70-77.
2. Китайский государственный статистический ежегодник.  National Bureau of Statistics of China [Электронный ресурс] URL: http://data.stats.gov.cn/
3. Отчет Всемирной Туристской Организации – 2013. UNWTO Tourism Highlights 2014 Edition [Электронный ресурс] URL: http // http://tourlib.net/wto/WTO_highlights_2013.pdf
4. Ушакова Е.О. Особенности оценки ресурсов территории для развития туристской отрасли. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;7(2):259-264. DOI:10.21603/2078-8975-2015-2-259-264