ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Конференция: LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Экономика

LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
PROACTIVE BUDGETING IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION TO ENSURE THE DEVELOPMENT OF THE REGION
Aina Bersanova
Bachelor's Degree, Higher School of Public Audit, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow
Аннотация. Инициативное бюджетирование демонстрирует высокую эффективность как механизм участия граждан в принятии решений по выбору наиболее приоритетных направлений использования бюджетных средств и используется в России. Инициативным бюджетированием, которое обеспечивает достижение ряда важных социальных, экономических и управленческих эффектов, что является одним из ключевых факторов широкого распространения практик инициативного бюджетирования на региональном и муниципальном уровнях в Российской Федерации.
Abstract. Proactive budgeting demonstrates high efficiency as a mechanism for citizens' participation in decision-making on choosing the most priority areas for using budget funds and is used in Russia. Proactive budgeting, which ensures the achievement of a number of important social, economic and managerial effects, which is one of the key factors in the widespread adoption of proactive budgeting practices at the regional and municipal levels in the Russian Federation.
Ключевые слова: инициативное бюджетирование, доходы бюджета, вовлечение граждан.
Keywords: proactive budgeting, budget revenues, citizen engagement.
В текущем году практика инициативного бюджетирования (ИБ) в России продемонстрировала стабильный прогресс. Произошли значительные улучшения в методах регулирования возможностей участия населения в процессе формирования и распределения бюджетных средств. После проведения заседания Совета по развитию местного самоуправления 20 апреля 2023 года, осуществлённого под эгидой Президента РФ, было выдано распоряжение о важности интеграции проектов инициативного бюджетирования в федеральные и местные программы развития, что подчеркивает стремление к укреплению направлений гражданской активности и участия общества в управлении государственными и муниципальными финансами.
Ежегодный запрос Минфина России об основных тенденциях развития механизмов участия граждан в определении направлений бюджетных расходов на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в 2024 году впервые был реализован в цифровом формате на портале «Моифинансы.рф». Первый опыт апробации цифрового мониторинга оказался успешным: была сформирована сеть координаторов мониторинга в финансовых органах субъектов Российской Федерации; сбор данных через личные кабинеты прошел в самые короткие сроки; качество и полнота полученных данных выросли. Цифровой формат мониторинга и в дальнейшем будет способствовать оперативному сбору большого объема данных от субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В девятом цикле мониторинга развития инициативного бюджетирования приняло участие 85 субъектов Российской Федерации. В ходе мониторинга исследовались объемы использованных средств, полученные результаты и процедуры участия в практиках инициативного бюджетирования. В рамках запроса поступили положительные ответы из 78 субъектов Российской Федерации, на территории которых в 2023 году были реализованы практики инициативного бюджетирования разного уровня и тематической направленности. Таким образом, по сравнению с 2022 годом число российских регионов, развивающих инициативное бюджетирование, увеличилось с 76 до 78.
Оценка реализуемых в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях практик свидетельствует о ежегодном расширении механизмов, обеспечивающих участие граждан в бюджетных решениях. В 2023 году их число выросло с 439 до 548 практик. [1]
В рамках 99 государственных программ, реализуемых субъектами Российской Федерации, запланированы мероприятия в рамках проектов инициативного бюджетирования. Эти мероприятия распределяются по различным секторам, включая: улучшение качества городской инфраструктуры (13 программ), поддержка активности гражданского общества (9 программ), интегрированное развитие сельских районов (4 программы), стимулирование экономического роста и промышленного сектора (4 программы). Также включены стратегии по усовершенствованию транспортной инфраструктуры, повышению качества образования, культуры и туризма, развитию спорта и физической культуры, а также укреплению социальной поддержки населения, каждое из которых представлено в двух государственных программах. Развитие молодежной политики, улучшение социально-экономических условий и экологические инициативы также нашли отражение в одной программе для каждого из этих направлений.
В дополнение, в рамках регулятивных документов регионов России, включающих положения о стимулировании практики инициативного бюджетирования, были приняты шесть законодательных актов, направленных на стратегическое планирование социально-экономического прогресса территорий.
Анализ применяемых в субъектах Российской Федерации механизмов ИБ позволяет сделать выводы о том, что существуют две основные стратегии в отношении появления инноваций и включения новых тем в сферу инициативного бюджетирования. Первая предполагает проектирование отдельного решения, ориентированного на работу с целевой группой или отраслевой сферой. Вторая стратегия – это расширение типологии единственного механизма ИБ на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Этот вариант подходит в том случае, когда нужно провести апробацию какой-либо новой сферы с точки зрения ее востребованности у жителей либо стоит задача начать работать с определенной социальной группой. Такое направление может быть ограничено внесением изменений в типологию или иметь отдельные условия в части процедур, критериев оценки и объема финансовой поддержки.
Также необходимо отметить, что в 35 субъектах Российской Федерации из 78, реализующих инициативное бюджетирование, не представлены практики ИБ, реализуемые самостоятельно муниципальными образованиями. В то же время есть регионы, где ИБ в 2023 году реализовывалось только в форме муниципальных практик: ЯНАО, Чукотский автономный округ, Пензенская область, Республика Северная Осетия – Алания. В Санкт-Петербурге и Севастополе муниципальные решения ИБ невозможны в силу особого статуса этих субъектов Российской Федерации.
В остальных регионах, где фокус сделан исключительно на развитии практик регионального уровня, причиной может являться отсутствие стратегических решений в этой сфере, а также компетенций и ресурсов для поддержки развития муниципальных практик. При этом прослеживается тенденция предоставления финансовой поддержки из региональных бюджетов местным бюджетам на реализацию инициативных проектов, оформляя это как региональный механизм ИБ. В таких решениях фактически отсутствует конкурсный механизм между муниципалитетами, который стимулирует конкуренцию и улучшает качество подготовки конкурсных заявок.
Почти в половине развивающих ИБ субъектов Российской Федерации в среднем реализуется от 2 до 5 практик разного уровня. Число таких регионов выросло с 34 до 37 в 2023 году. Но самый значительный рост отмечен в группе регионов, где применяют от 6 до 15 практик ИБ разного уровня, – с 9 до 16 регионов в 2023 году.
Группа лидеров по количеству реализуемых разноуровневых процессов ИБ (более 15 практик) почти не изменилась. В 2023 году в нее вновь вошли Краснодарский край, Республика Коми, Самарская область, Ставропольский край, Оренбургская область, ХМАО-Югра и впервые – Новгородская область. В 2023 году наиболее близки к этой отметке в 15 практик ИБ оказались Ульяновская область, Свердловская область, Кировская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Башкортостан, Приморский край, Удмуртская Республика, Псковская и Омская области (10 и более практик). Важно отметить, что в Новгородской, Свердловской, Кировской и Псковской областях и Удмуртии в 2023 году произошло значимое увеличение числа практик, согласно предоставленным данным.
Инициативное бюджетирование продолжило динамичное развитие, расширяя свой охват и финансовую поддержку. В 2023 году инициативное бюджетирование реализовывалось в 78 субъектах Российской Федерации. Общая стоимость всех реализованных проектов инициативного бюджетирования, по данным мониторинга, составила 58,48 млрд рублей, что выше показателя 2022 года на 13,8 млрд рублей (+24%). [2]
Бюджетное финансирование остается главным ресурсом для реализации проектов инициативного бюджетирования и составляет 90,52% от общей стоимости проектов (52,94 млрд рублей).
Анализ первичных и вторичных данных показал, что в настоящее время отсутствует общепринятый подход к оценке. Так, в 2017 г. экспертами В. В. и Н. В. Гавриловой была предпринята попытка разработки показателей реализации инициативного бюджетирования, но оценка так и не была апробирована. Также было выявлено, что на практике в настоящее время НИФИ Министерства финансов РФ осуществляется оценка по выявлению лучших практик на региональном уровне и субъектами РФ устанавливаются целевые показатели государственных региональных программах и конкурсные критерии отбора местных проектов. Анализ показателей данных подходов показал ограниченность по их применению к различным программам инициативного бюджетирования, а также отсутствие классификации показателей по уровню их применения (региональному или местному). К тому же, используемые показатели не отражают особенности этапов инициативного бюджетирования и вклад основных стейкхолдеров.